Конспекты. Опытно-экспериментальная деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Альбина Талгатовна Сайфетдинова

Цель:

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
  • Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования  практических и умственных действий.

 

     Задачи: 

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
  • Развивать представления детей о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва - влажность, сухость)
  • Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: солнца, земли, воздуха, воды, и их значимости  в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty.docx153.34 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность

C:\Users\Альбина\Downloads\КАРТИНА.jpg

                                                                                Подготовила: Сайфетдинова А.Т.

2024г.

Конспект. Опытно-экспериментальная деятельность,

 тема: « Путешествие с капелькой»

    Цель: Формировать представление о свойствах воды.

    Задачи:

-  Знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха).

-  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом сравнения.

- Активизировать словарь детей (бесцветная, безвкусная).

- Воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования.

    Материал к занятиям: капли воды, изготовленные из бумаги; схемы – символы, обозначающие свойства воды; стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей), пипетки с жидким мылом, стакан с молоком, сахар, соль.

    Ход занятия

Воспитатель:

Ой, ребята, что сегодня утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки)

Говорит, мне чудо гостья,

Вот любуюсь свысока,

Нравится мне ваша Земля,

Голубая и большая.

Ребята, капелька загадала нам загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя вам без …. (Воды)

Воспитатель: - Правильно без воды, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).

А что такое вода? (ответы детей).

   А пришла капелька к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла. Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений. Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода.

Около раковины (мойки) находят капельку: помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду.

В игровом уголке находят капельку, вода нужна, чтобы мыть игрушки.

У стола, на котором стоит графин с водой находят капельку, вода нужна, чтобы мы могли её попить.

В умывальной находят капельку, вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.

Воспитатель: Молодцы ребята.

- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь.

Воспитатель: Ребята, а какая вода бывает, вы знаете её свойства? Сегодня мы узнаем свойства воды.

Опыт №1: «Вода – жидкость»

Один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаем воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – это жидкость (повесить символ на доску).

Опыт №2 «Вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика дети кидают монетки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна монетка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна монетка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Вывод: Вода бесцветная, не имеет цвета (повесить символ на доску).

Опыт №3: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (повесить символ).

Опыт №4 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно, чистая вода не имеет вкуса. Вода безвкусная, не имеет вкуса (повесить символ). А если мы положим в стакан с водой сахар или соль, какой на вкус станет вода? (дети выполняют опыт сами). Дети: Соленая и сладкая.

Воспитатель: Ребята, проделав наши опыты, мы с вами узнали, какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода не имеет цвета, не имеет вкуса и запаха, имеет свойство текучесть. Молодцы ребята!

Опыт № 5. Этот опыт называется «Салют из мыльных пузырей»

Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем нашу гостью и подарим ей красивые мыльные пузыри.

     В стакан с водой капните из пипетки жидкого мыла. Опустить трубочку для коктейля в стакан и подуйте через трубочку. Что же вы видите? (появилась мыльные пузыри).

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Капелька очень рада, что вы так много знаете, про воду.

     Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек, знаете, как помогают, и какую пользу они приносят нам.


Конспект. Опытно-экспериментальная деятельность,

тема: «Секреты песка»

    Цель: Формировать представления детей о свойствах песка.

    Задачи:

- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов природного мира, способы обследования предметов (погладить, надавить, обвести пальцем);

- Обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один – много, счет до четырех. Учить рисовать сухим песком и пальчиком на песке.

- Развивать мелкую моторику, представление о безопасном поведении.

- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать любознательность, активность.

    Материалы: стол для игр с песком и водой, песок, формочки для песочных куличей, совки, лейки по числу детей, песком, влажные салфетки для вытирания рук.

     Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию! Мы будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:

Загадка:

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть. (песок)

Воспитатель:  -Да, это действительно песок. Сегодня он расскажет нам свои секреты.

Но прежде давайте познакомимся с правилами работы с песком.

1. Не разбрасывать песок,

2. Не брать руки в рот

3. Не тереть глаза

4. Обязательно мыть руки после игры с песком.

5. Не обсыпать друг друга.

 

Воспитатель: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?

Дети: - Шершавый, сухой.

Воспитатель: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

А теперь поиграем в игру «Самый сильный». Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

- Пересыпьте песок из баночки в песочницу (дети пересыпают песок в песочницу)

Воспитатель:

- Что вы сейчас сделали?

- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий).

Воспитатель:

- Слепите колобок из песка (дети лепят колобка)

- Получилось ребята у вас слепить колобка? (Нет)

- Почему не получается слепить колобка? (песок рассыпается).

- Чтобы слепился колобок из песка, что надо сделать? (полить водой песок)

- Давайте польём водой песочек из леек (дети поливают песок из леек)

Воспитатель:

- Какой теперь стал песок? Потрогайте его (мокрый).

- Что осталось на песке? (наши пальчики)

- Попробуйте теперь слепить колобка из песка (дети лепят колобка)

- Получился колобок? (Да)

- Из сухого песка можно слепить колобка? (нет), А из мокрого? (да).

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.

(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)

Воспитатель: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.

Воспитатель: - Теперь я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось.

Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое.

По окончании занятия - рефлексия:

- Какие секреты песка мы узнали? (сыпется, лепится, бывает сухой и мокрый).


Конспект. Опытно-экспериментальная деятельность,

тема: «Какие бывают камешки»

    Цель: Расширять представления детей о камнях их свойствах и разнообразии.

    Задачи:

– Познакомить детей: с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

– Развивать: интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий;

– Воспитывать: бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща;

– Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, ориентировку в пространстве.

 Материалы: камни разных размеров, пластилин, таз с водой, перышки, иллюстрации гор, каменных построек, изделий из камней, салфетки, «волшебный мешочек» - для игры.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в лабораторию. Будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:

«Он может быть мелкий -
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
Одному не поднять!»
(камень)
- Правильно, это загадка про камень. С камнями нужно обращаться осторожно.
- Что с ними нельзя делать? Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
- А где можно их встретить?
(везде)
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней,  возвышаются каменные горы.

Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.


Часть 2. Эксперименты:
Воспитатель: - А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств.

     Опыт №1.  Цвет.
Воспитатель: - Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
(по цвету)

     Опыт №2. «Самый большой и самый маленький»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
- Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.
ИГРА «Волшебный мешочек»
 

     Опыт №3. «Самый шершавый и самый гладкий» 
Воспитатель: - Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.
- Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек.
(Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю) 
А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он?
(Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.
- Ребята, так какими бывают камни?
(Ответы детей)

     Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора).
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.
Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.
(Дети по одному отбегают от горы)

     Опыт №4. «Твёрдый или мягкий»
Воспитатель: - Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Значит, камни какие?
(Ответы детей)

     Опыт №5. «Лёгкий или тяжелый»
Воспитатель: - Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?

- А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?
Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему?
(Высказывания детей)

Опыт №6. «Звук»
Воспитатель: - Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни?
(Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали о камнях?
Камни: -встречаются везде

-бывают разного цвета, разного размера, шершавые и гладкие

- твердые

- тяжелые

- могут создавать звук.


Конспект. Опытно-экспериментальная деятельность,

тема: «Удивительные краски»

    Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах и помогать раскрыть новые свойства овощей: ими можно рисовать.

    Задачи: - Закреплять у детей элементарные представления об овощах и фруктах как витаминах, полезных для здоровья человека;

- Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты»;

- Развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

 - Формировать навык понимания и следования инструкции воспитателя;

- Развивать познавательно-исследовательские способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение.

- Дать детям знания о новом способе рисования: создания оттиска овощами и фруктами;

- Развивать у детей умение создавать композицию, используя разные средства выразительности: цвет, сила оттиска, правильное расположение на листе.

- Воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

    Материалы: мягкая игрушка «зайка», муляжи фруктов и овощей; г уашь, кисточки, стаканчики, салфетки; разрезанные пополам  картошка, лук, перец,  морковь, огурец, яблоко, лимон.

    Ход занятия.

    Дети сидят на стульчиках. Слышится плачь. (аудиозапись)

Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду - посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.

- Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?

Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются). Зубки у меня болят, Глазки плохо видят, Ножки у меня не ходят, Силушки уходят.

Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.

Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?

Воспитатель. Не плачь зайка. Мы тебе обязательно поможем! Ребятки, давайте подскажем зайке, где прячутся витамины. (во фруктах и овощах)

Заяц. В каких-таких фруктах и овощах?

Воспитатель.: А ты, зайка, отгадай загадки вместе с ребятками - и узнаешь!

  1. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора)

  1. Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке

Крепкие, солёные. ( огурец)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня там ищи! (капуста)

  1. Растет в земле на грядке,

Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь)

  1. И зелен и густ

На грядке куст.

Покопай немножко –

Под кустом … (картошка) 

  1. Золотист он и упруг,

Всем полезный круглый …. (лук)

Воспитатель. Помидор, огурец, капуста, морковь, картошка, лук- это? (овощи) Где растут овощи (на грядке). Что из них можно приготовить (суп, салат)

Пальчиковая игра «Салат» 

«Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём.

Солью мы его посыпем,

И руками мы помнём.

Вот такой у нас салат, витаминами богат.

Вкусный и полезный». (Гладят живот)

Воспитатель. Ребята, а что растет в саду на деревьях? (фрукты)

Какие вы знаете фрукты?

Воспитатель. Ты запомнил Зайка, что растет у нас в саду?

- А зачем нам нужны овощи и фрукты? Для чего мы должны их есть? (в них много витаминов и они очень полезные)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи можно не только кушать - ими можно рисовать? Сейчас мы с вами попробуем это сделать. Какие овощи и фрукты лежат у нас на столе? (картошка, лук, перец,  морковь, огурец, яблоко, лимон)

     Этими овощами и фруктами мы будем ставить печати. Нужно взять кисточку, намочить её, выбрать цвет и закрасить плоскую часть фрукта или овоща. Затем прижимаем наш фрукт(овощ) закрашенной частью к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно прижимать один «штампик»  в разных местах, можно использовать разные цвета, разные овощи и фрукты.

    (Воспитатель вспоминает с детьми, как правильно держать кисточку, отжимать лишнюю воду о край стаканчика, тщательно прополаскивать кисточку при смене цвета, не ставить кисточку вниз ворсом.)

   По окончании рисования - обсуждение: на что похожи рисунки.


Конспект. Опытно-экспериментальная  деятельность,

тема: «Чудо-бумага»

Цель: Дать детям возможность познакомиться со свойствами бумаги практическим путем.

Задачи: 

- Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги;

-Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта, учить обобщать;

- Развивать речь и память детей;

- Воспитывать в детях аккуратность.

Материалы: цветы с лепестками из бумаги разного цвета и фактуры (гладкая и  шероховатая,  тонкая и толстая: для рисования, писчая, газетная, оберточная, туалетная, бумажные салфетки, калька), листы бумаги, полоски бумаги, лоскутки хлопчатобумажной ткани, таз с водой, клей

Воспитатель. -Какое время года у нас на улице? (осень)

    А по каким признакам вы определили? (ответы детей)

    А вам ребята предлагаю ненадолго вернуться в лето: тепло, солнышко, разные красивые растения….

             Ввысь тянулся кулачком,

            А как вырос стал…. (цветком).

    Ребята посмотрите, какие цветы выросли в нашей группе (воспитатель  раздает цветы, лепестки из бумаги разной фактуры). Из чего сделаны наши цветочки? (из бумаги).

     Ребята, если мы внимательно посмотрим, то увидим что лепестки у нашего цветочка совсем разные. Давайте их погладим, пощупаем.

    Желтый лепесток какой на ощупь?

    Красный лепесток какой на ощупь?

    Синий лепесток какой на ощупь?

    Оранжевый лепесток какой на ощупь?

    Зеленый лепесток какой на ощупь?

    Вывод: бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т. д.

Воспитатель.  А давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.

     Опыт № 1

«Послушай, как шуршит бумага»

- Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта я предлагаю взять бумагу и поиграть с ней в «стирку белья». Какой звук вы слышите? (Бумага шуршит, скрипит) 

Затем воспитатель предлагает смять лоскуток ткани и послушать, будет ли ткань шуршать, когда ее будут  мять.

     Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.

     Опыт № 2

«Вода и бумага»

Воспитатель. -А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Кладем бумажные полоски в тазик с водой. Что происходит? (Бумага тут же размокает и рвется)

      Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

- А теперь положим бумажные полоски в воду и подождем немного. Что случилось с бумагой (спустя некоторое время бумага тонет)

     Вывод: сначала бумага намокает, а через некоторое время тонет.

Опыт № 3

«Склеивание бумаги»

Воспитатель. -Для данного опыта нам понадобятся цветная бумага и клей.

-Что можно сделать с клеем и бумагой? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать?

     Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 4

«Летающая бумага»

-Может ли бумага летать? Для того чтобы узнать, нужно подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветные салфетки разлетаются повсюду.

     Вывод: полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер, они разлетаются.

Рефлексия.

Воспитатель. -Ребята, мы с вами сделали столько опытов и столько выводов, давайте вспомним, что мы узнали о бумаге.

1.Бумага бывает разная.

2. При смятии бумага издает звук

3. Бумага боится воды.

4. Бумагу можно склеивать

5. Бумага разлетается при ветре

Воспитатель. Ой, какие мы все молодцы. Ребята вам было интересно? Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...