Конспект образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу" группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект

образовательной деятельности 

«Путешествие в русскую избу" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_russkuyu_izbu.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №6»

пгт. Лучегорск

Конспект

образовательной деятельности  

«Путешествие в русскую избу»

 Группа старшего дошкольного возраста

(6-7 лет)

Воспитатель: Омельченко А.Ф.

Тема: «Путешествие в русскую избу»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи;  

- расширять представление детей о предметах русского быта.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности, связной речи, коммуникативных способностей, внимания, памяти;

- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, словами, которые использовались в быту русского человека.

Воспитательные:

- воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа;

- поддерживать желание применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, беседа о предметах быта, о их назначении в жизни русского человека, просмотр презентации и посещение музея «Русская изба»

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр. Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильма про домовенка Кузю.

Материалы и оборудование: предметы быта: чугунок, ухват, самовар, ложка, лапти, туесок, рушник, веретено, рубель, сундук; аудио запись со звуками: голос домового, русская народная игра, волшебство; презентация к занятию; дидактическая игра «Что было, что стало».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот поэтому мы и собрались сегодня с вами здесь, чтобы совершить необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое – в далекую старину.

А помогут нам волшебные часы.

Мы начинаем свой рассказ

И специально, лишь для вас

Назад мы стрелки повернем

И время прошлое вернем

(на доске появляется картинка с изображением деревни

Воспитатель: Ребята, вы узнали, где мы?

Дети: Да! Это деревня.

Воспитатель: Правильно! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.

“У леса жить – голодным не быть” – гласит русская пословица. Как вы думаете, что она означает. (ответы детей)

 И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.

Воспитатель: Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Воспитатель: В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. 

(На доске появляется картинка с изображением избы

Воспитатель: Как называются эти строения?

Дети: Изба.

Воспитатель: Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.

Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит изба?

(на доске появляются картинки: сени, горница)

Дети: Сени, горница.

Воспитатель: Вот так выглядела главная комната в избе – горница. Что в избе занимало большую часть горницы?

Дети: Печь.

Воспитатель: Почему печь была так необходима нашим предкам?

Дети: В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились.

Воспитатель: Не зря в старину говорили «Печь нам – мать родная» Какие поговорки о печи вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Весь быт, вся жизнь крестьянина были связаны с печью. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (Ответы детей)

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. Давайте с вами вспомним предметы, которыми пользовались в старину. Назовите их. (дети перечисляют)

Молодцы, мы свами вспомнили все что вы знаете, а сейчас я вам предлагаю пройти в музей русской избы и еще раз рассмотреть эти предметы быта.

(дети проходят в музей русской избы)

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим и вспомним как человек использовал их в быту. Вы назвали чугунок, покажите, где он. (дети не находят)

Может быть есть ложки? Есть ли самовар?

Дети: этих предметов нет.

Воспитатель: Очень странно. Что же случилось? Куда пропали все предметы?

(слышится голос домового «Вот теперь и ищите, где хотите»)

Воспитатель: Ребята, кто это? Чей это голос?

Дети: Это домовой.

Воспитатель: А домовой – это кто?

Дети:  

Воспитатель: Значит это домовой проказничает. Где же он спрятал эти предметы. Ребята, а где у вас дома хранятся вещи? Где хранится одежда?

Дети: Одежда хранится в шкафу.

Воспитатель: Где хранится посуда?

Дети: посуда хранится в посудном шкафу.

Воспитатель: А где в старину люди вещи хранили?

Дети: В сундуке.

Воспитатель: Здесь же тоже есть сундук. Наверное, все предметы в нем. (Воспитатель обходит сундук, и находит загадки

Но чтобы достать предметы из сундука нам необходимо отгадать загадки.

1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: Это посуда в которой готовили еду.

Воспитатель: Где стоял чугунок? Поставьте его на свое место.

(дети убирают чугунок в печку)

2. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватил, отдает, а сам в угол идет» (ухват)

Воспитатель: А для чего нужен был в доме ухват?  

Дети: для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.

Воспитатель: Где стоял ухват? Поставьте его на свое место.

3. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар)

Воспитатель: Для чего нужен самовар?

Дети: Для кипячения воды и приготовления чая

Воспитатель: Где стоял самовар?

Дети: На столе

Воспитатель: Правильно, самовар всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар. Ребята, а как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? (ответы детей)

- Правильно потому что самовар то же топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками от дров. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с вареньем, медом с пирогами, с блинами.

Воспитатель: Ребята, а в старину люди собирались в большой избе, и не только чай пили, но и  пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры, плясали. Давайте с вами тоже попляшем, хороводы поводим.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).

 Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                            Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

                         «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Поиграли. А теперь нас ждёт нас следующая загадка.

4.«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть, и она не нагревалась. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

5. «Берестяная баночка для хранения продуктов» (туесок)

Воспитатель: Туесок сделан из коры берёзы. Как называется кора берёзы?

Дети: береста

Воспитатель: Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: молоко, квас, морс в такой посуде, в жару долго оставались холодными, а горячая еда, наоборот, долго не остывала.

6. С липы, да лыко надрали,
Крепко, добротно связали.
Всунули в них детки лапки:
Эх, да и славные …
(Лапти)

Лапти очень быстро снашивались. За год человек изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

7. Картинка. Необходимо узнать по тени.

Воспитатель: Что такое рушник?

Дети: Это длинное полотенце

Воспитатель: На Руси много обрядов, связанных с рушником. В старину мама или жена, когда провожали мужчин в дорогу, клали ему рушник на счастье, умоется мужчина, рушником вытрется, родных вспомнит и легко ему на сердце становится.

Рушниками в старину украшали избы.

8. Верчусь, верчусь – не потею, только более толстею. (веретено)

Воспитатель: для чего использовалось веретено?

Дети: На веретено накручивалась нить.

Воспитатель: Правильно. Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду.

9.  Воспитатель: посмотрите, в сундуке остался еще один предмет. Что это?

Дети: рубель

Воспитатель: А для чего он использовался?

Дети: использовался для глажки белья.

Воспитатель: положите этот предмет на свое место.

Воспитатель: Вот мы и расставили все предметы быта русского народа. Предлагаю вам поиграть в игру «Что было, что стало»

дидактическая игра «Что было, что стало»

Воспитатель: Интересно ребята, а почему домовой спрятал от нас все предметы. Как вы думаете. Давайте вспомним, что мы о нем знаем. (ответы детей)

Мы приходили и угощения уме не оставили. Давайте задобрим домового, чтобы он на нас больше не обижался, оставим ему угощение.

(воспитатель оставляет угощение для домового

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в свое время настоящее.

                         Вперед мы стрелки повернем

                         И время настоящее вернем. 

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Что мы делали? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие за кленовым листочком» (старший дошкольный возраст)

Конспект разработан в соответствии с ФГОС. Образовательная область - познание (развитие речи). В конспекте подробно представлена и описана дидактическая игра "Осень в кубе"...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( экология). Занятие объединяет несколько областей и проводится с использованием инновационных технологий....

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Куршскую косу»

Цель: изучение природных достопримечательностей родного края, снижение мышечного и эмоционального напряжения у детей, содействие развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками. Задачи: Развив...

Конспект образовательной деятельности по оригами у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на кораблике»

Тип:  познавательно-творческийУчастники:  воспитанники, родители воспитанников, воспитатели группы.Актуальность: Складывание из бумаги это не просто забавы. Это близкое и доступное детя...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр«Путешествие по сказкам»...