Программа по познавательному развитию .Экологическое воспитание детей 3-4 лет
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Программа по познавательному развитию .Экологическое воспитание детей 3-4 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнила: | Иртаева Махаббат Ириковна, воспитатель МДОАУ ДС «Тополек»
|
Ясный
2025
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ПРИРОДА ВЗГЛЯДОМ МАЛЫШЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №3 «ТОПОЛЕК»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Автор: | Иртаева Махаббат Ириковна, воспитатель МДОАУ ДС «Тополек» |
Ясный
2025
СОДЕРЖАНИЕ |
№ Раздел |
|
Пояснительная записка 4 |
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 4 |
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы 4 |
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации |
программы 5 |
1.4. Возрастные характеристики развития детей 6 |
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста |
парциальной программы 7 |
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы 8 |
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образова – |
тельной программы 8 |
II. Содержательный раздел 11 |
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности 11 |
2.2. Содержание парциальной образовательной программы 14 |
III. Организационный раздел 16 |
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы 16 |
3.2. Материально – техническое обеспечение парциальной образова – |
тельной программы 16 |
3.3. Методическое обеспечение парциальной образовательной (мате – |
риалы и средства развития, обучения и воспитания) 17 |
3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной про – |
граммы 18 |
3.5. Организация развивающей предметно – пространственной среды 18 |
IV. Дополнительный раздел 20 |
4.1. Презентация парциальной образовательной программы 20 |
V. Литература 22 |
Приложение 23 |
Приложение 1 Карта наблюдения 23 |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях развития общества выявлена тенденция к ухудшению экологической обстановки в стране и «экологической безграмотности» у людей. Как известно, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, семье и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка младшего дошкольного возраста осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, членов его семьи, общество.
В связи с этим, разрабатываются новые научные концепции, принимаются нормативные документы, в которых отражено значение экологических направлений, воспитания и просвещения, необходимость обеспечения данного процесса в различных образовательных учреждениях. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России. Следовательно, система экологического образования будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений в том числе и дошкольных.
Программа «Природа взглядом малышей» реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Данная программа – это целостная система познавательно – исследовательского развития детей в возрасте 3 - 4 лет и направлена на формирование основ краеведения.
Программа обеспечивает и предусматривает системный подход в коммуникативном воспитании и образовании, построена на принципах развивающего обучения. Программа направлена не только на экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и на мотивацию развития умений оказывать посильную помощь природе, включающая развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, в результате изучения которой, ребёнок познаёт окружающий его мир и действительность, основываясь на краеведческих материалах и региональных компонентах.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: Развитие интереса к познавательно – исследовательской деятельности посредством ознакомления с природой родного края у детей младшего дошкольного
Задачи:
- сформировать представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать развитию понимания ребёнком целостной картины мира, а человека, как часть природы;
- сформировать и уточнить представления о флоре и фауне родного края (Оренбуржье);
- вызвать интерес и потребность у детей в эмоциональной отзывчивости в общении с природой и познавательную активность через исследовательскую деятельность;
- формировать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы «Природа взглядом малышей» заложены следующие принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания экологического воспитания, становится субъектом образования экологической направленности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых при уточнении представлений о флоре и фауне родного края (Оренбуржье), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений в экологическом воспитании;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно – творческая продуктивная, двигательная);
- сотрудничество группы детского сада с семьёй по экологической направленности;
- приобщение детей к социокультурным нормам родного края (Оренбургской области), традициям семьи;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий (экологического содержания) ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность экологического образования (соответствие условий, требований, методы и особенности развития детей младшего дошкольного возраста).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно - деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала экологического содержания через развертывание последовательности задач, моделирования изучаемых процессов, познавательно – исследовательской деятельности, использования различных источников информации (наглядный и дидактический материал, художественная литература, макеты животных и др.);
- гуманитарный подход суть его заключается в личностно - значимым материале для воспитанника (дошкольник — не сторонний наблюдатель познавательно – исследовательской деятельности экологической направленности, а заинтересованная личность);
- культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на восприятие детьми знаний экологического характера, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологи и творческого потенциала ребенка;
- личностный подход определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности, в данном случае экологическом образовании, в дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст (дети в возрасте от 3 до 4 лет).
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Основной целью экологического образования дошкольников 3 – 4 лет является формирование у ребёнка основ экологической культуры, а это предполагает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. К началу дошкольного возраста ребёнок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовать умения в своей деятельности.
У детей 3-4 лет самый благоприятный для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, родном крае. Успех в экологическом воспитании малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. С младшими дошкольниками лет игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Таким образом, содержание экологического воспитания и познавательно – исследовательская деятельность детей 3 – 4 лет помогает ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- ребенок владеет представлениями о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способности понимания целостной картины мира, а человека, как часть природы;
- ребенок владеет представлениями о флоре и фауне родного края (Оренбуржье);
- ребенок умеет откликаться в эмоциональном плане при общении с природой и в познавательной активности через исследовательскую деятельность;
- ребенок способен конструктивно взаимодействовать с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
В процессе наблюдения за младшими дошкольниками в группе, мы обратили внимание, на то что, дети с интересом рассматривают модули, альбомы с картинками, сюжетными иллюстрациями с изображениями животных, насекомых, цветов родного края «Оренбуржья». И для поддержания интереса, познавательной активности детей 3 – 4 лет мы разработали программу «Природа взглядом малышей». Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические представления, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
В программе прослеживается интеграция всех областей, в которые включена исследовательская деятельность (элементы) простого экспериментирования, метод проектов, что способствует всестороннему развитию детей.
Прежде всего, детям нужно дать на данной возрастной ступени экологические представления не о природе вообще, а о той природе, которая их окружает рядом, которую они могут наблюдать изо дня в день, могут потрогать и пощупать. Дошкольники должны осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. На примере растений и животных, окружающих детей, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
Программа «Природа взглядом малышей» разработана на основе региональных особенностей природы Оренбургского края на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), Образовательной программы второй младшей группы муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 3 «Тополек» общеразвивающего вида» муниципального образования Ясненский район 2014г.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы
В ходе реализации программы «Природа взглядом малышей» используются следующие формы подведения итогов:
1. Наблюдение процесса познавательно – исследовательской деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (сентябрь, апрель – май);
2. Проектная деятельность: «Природа вокруг меня», «Деревья на территории детского сада»;
3. Выпуск фоторепортажа «Цветник на участке. Наши дети и их цветы»;
5. Изучение продуктов художественно- творческой деятельности (рисование - «Весенние цветы» (использование цветных восковых мелков);
6. Проведение досугов (музыкальные, физкультурные), народные праздники: «Осень Золотая», «День Солнца», «Прилет жаворонков»;
7. Совместная образовательная деятельность с детьми и родителями (тематические выставки, семинары).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации в специально организованной взрослым деятельности | Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной) деятельности |
Модуль 1. Время года - осень | ||||
1.1 | Осенний урожай | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: поход на дачу и огород); дидактическая игра «Найди все фрукты» (узнать и найти фрукты, назвать способ произрастания, музыкально - подвижная игра «Осенние листья», выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции), игра «Угадай по вкусу овощ» (анализ вкусовой чувствительности) Минигрупповая деятельность: анализ и классификация садовых и огородных культур, выращиваемых в Оренбургской области (дидактическая игра: «Фрукты и овощи») Взаимодействие детей и родителей по сбору овощей, грибов, фруктов (рассматривание внешних отличительных особенностей, вкуса, формы). | Игровая деятельность детей – дидактические игры «Найди все фрукты», «Угадай по вкусу овощ» Просмотр детьми альбомов «Осенний урожай» (садовые, огородные культуры, произрастающие в Оренбургской области). Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Угадай по вкусу овощ» Коммуникативная деятельность детей – беседа по содержанию альбома «Осенний урожай» Продуктивная деятельность детей – изготовление из пластилина « Даров щедрой осени». Двигательная деятельность детей на прогулке – подвижная игра «Осенние листья» | |
1.2 | Осенние деревья | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: экскурсия в осенний парк); дидактическая игра «Осенние листья деревьев нашего города» Минигрупповая деятельность: анализ, сравнение листьев разных видов деревьев Индивидуальная работа: анализ, сравнение листьев одного дерева (количество, форма, величина, цвет) Коллективная работа – сбор гербария для альбома «Золотая осень» | Игровая деятельность детей – дидактическая игра «Осенние листья деревьев нашего города» Просмотр детьми альбома «Деревья нашего города» – просмотр иллюстраций, картинок с изображением деревьев, произрастающих в городе Ясном. Коммуникативная деятельность беседа детей по содержанию альбома «Деревья моего города» Продуктивная деятельность детей – составление букетов из листьев для гербария Трудовая и двигательная деятельность детей на прогулке – сбор осенних листьев для составления гербария | |
1.3 | Плачет осень дождями | Групповая деятельность – виртуальная экскурсия в лес поздней осенью на основе наглядных материалов (мультимедиа: экскурсия в лес поздней осенью); дидактические игры «Приготовь салат», «Приготовь борщ» Индивидуально - коллективная работа: анализ, сравнение иллюстраций с изображением леса, одного дерева (отличительные внешние особенности деревьев ранней и поздней осенью) Коллективная работа – приготовление салата (нарезка зеленого лука ножницами) | Игровая деятельность – дидактические игры «Приготовь салат», «Приготовь борщ» Просмотр детьми иллюстраций, сюжетных картин «Поздняя осень» (изменения, происходящие в поздний период осени с деревьями «первые заморозки») Коммуникативная деятельность - беседа детей по содержанию и просмотру альбома «Поздняя осень» Познавательно-исследовательская деятельность – наблюдение «первые заморозки». | |
Модуль 2. Время года - зима | ||||
2.1 | Закружил снежный хоровод | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: прогулка по улицам города); подвижная игра «Снежки»; музыкально - подвижная игра «Снежный хоровод» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции) Минигрупповая деятельность: анализ и сравнение снежинок (величина, форма, цвет) Взаимодействие детей и родителей по изготовлению снежинок (вырезание из бумаги) | Игровая деятельность – прогулка по «Улицам города» Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Снежинки» Коммуникативная деятельность – беседа детей по содержанию и просмотру альбома «Зима» Продуктивная деятельность – раскрашивание готовых образцов - трафаретов снежинок Двигательная деятельность – подвижная игра «Снежки» Музыкально – художественная – игра «Снежный хоровод» | |
2.2 | Животные зимой | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: «Прогулка в зимний лес»); музыкально - подвижная игра «Волк и зайцы» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции), дидактическая игра «Угадай по животное» (анализ, сравнения способа зимовки диких животных) Индивидуально - коллективная работа: анализ, сравнение иллюстраций с изображением животных (отличительные внешние характеристики и особенности животных и их зимовка) | Игровая деятельность – дидактическая игра «Угадай животное» Просмотр детьми альбома «Животные Оренбуржья» (рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных, обитающих в Оренбургской области) Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Угадай животное» (ребенок показывает модель животного (звукоподражание, внешнее описание, способ передвижения), обитающего в Оренбургской области, а др. должны угадать и назвать его) Коммуникативная деятельность – беседа детей по содержанию и просмотру альбома «Зимующие животные» Двигательная деятельность – подвижная игра «Прогулка в зимний лес» | |
2.3 | Мороз и солнце | Работа в малых подгруппах по проведению малых экспериментов (лед, снег и вода): установлению причинно – следственных связей Групповая деятельность: музыкально - подвижная игра «Солнце и мороз» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции) Индивидуально - коллективная работа: анализ, сравнение результатов малых экспериментов (снег, вода, лед) | Рассматривание детьми альбома времени года «Зима» (основные приметы, особенности) Познавательно-исследовательская деятельность – проведение на прогулке малых экспериментов (лед, снег и вода): установлению причинно – следственных связей Коммуникативная деятельность детей- беседа по содержанию альбома «Зимние забавы» Продуктивная деятельность – изготовление из снега «Снеговика» Двигательная деятельность – подвижная игра «Мороз и солнце» | |
Модуль 3. Время года - весна | ||||
3.1 | Весна- красавица к нам спешит | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: «Прогулка на лесную полянку»); дидактическая игра «Приметы весны», музыкально - подвижная игра «Весенний ручеек» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции) Минигрупповая деятельность: анализ и классификация садовых и огородных культур, выращиваемых в Оренбургской области. | Игровая деятельность – дидактические игры «Приметы весны» Коммуникативная деятельность - беседа о весне (приметы и особенности) Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Прогулка на лесную полянку» Чтение художественной литературы - произведение стихотворение А. Фета «Весна идет». Музыкально – художественная – игра «Весенний ручеек» | |
3.2 | Птицы весной | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: «Птичья столовая»); дидактическая игра «Птицы» (узнать и найти перелетных и зимующих птиц), музыкально - подвижная игра «Птицы прилетели» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции). Минигрупповая деятельность: анализ и классификация зимующих и перелетных птиц, обитающих в Оренбургской области. | Игровая деятельность – дидактические игры «Птицы» Коммуникативная деятельность - беседа детей о птицах, обитающих в Оренбургской области. Музыкально – художественная – игра « Птицы прилетели» Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Птичья столовая» | |
3.3 | Солнышко в траве | Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: экскурсия на весеннюю полянку); дидактическая игра «Насекомые» (узнать и найти насекомых по внешней характеристике); музыкально - подвижная игра «Летает, не летает» (выполнение двигательных заданий под музыкальные композиции) Минигрупповая деятельность: анализ, сравнение насекомых (внешние особенности и характеристики) Индивидуально - коллективная работа: анализ, сравнение иллюстраций с изображением насекомых (отличительные внешние характеристики и особенности передвижения) | Игровая деятельность – дидактические игры «Насекомые» Коммуникативная деятельность – беседа детей о насекомых по просмотру альбома «Летает – не летает» (узнать и найти насекомых по внешней характеристике) Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Насекомые» Музыкально – художественная – игра «Летает, не летает» Познавательно-исследовательская деятельность – игра «Насекомые» | |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Время года - осень
Тема 1.1. Осенний урожай
Содержание темы
Определение понятий «Осень», «Осенний урожай» (основные признаки, характеризующие данный период времени года). Закрепление знаний о понятии «растения» (овощи, фрукты, грибы, произрастающих на территории Оренбургской области). Формирование представлений о садовых и огородных культурах, выращиваемых в Оренбургской области. Проведение дидактических игр «Найди все фрукты», «Осенние листья».
Форма, способы, методы
Организация коллективной деятельности детей: фронтально
Методы: виртуальная экскурсия и на основе наглядных материалов (мультимедиа: «Поход на дачу и огород»; сравнительный анализ фруктов (дидактическая игра: «Найди все фрукты»), анализ и классификация садовых и огородных культур, выращиваемых в Оренбургской области (дидактическая игра: «Фрукты и овощи»), анализ вкусовой чувствительности (игра: «Угадай по вкусу овощ») рассматривание, объяснение, двигательное игровое упражнение (музыкально – подвижная игра: «Осенние листья»), рассказ, ситуативный разговор.
Средства образования и развития
Вид средства | Для специально организованной взрослым деятельности | Для нерегламентированной деятельности ребенка |
Музыкальные произведения | Муз. А. Губин «Листопад» (муз. зв. в минусе), музыкальные подвижные композиции «Baby time» | |
Произведения живописи | И. Левитан «Золотая осень», Ф. Васильев «Осень» | И. Левитан «Золотая осень», Ф. Васильев «Осень», подборка картин осени |
Наглядные пособия | Слайды, фотографии, иллюстрации с изображением овощей и фруктов | Альбомы «Осенний урожай», «Фрукты и овощи», «Осень», подборка сюжетных картинок в альбомах «Трудимся на даче», «Что растет на огороде» |
Лирика | А. Н. Плещеев «Осень наступила», загадки про овощи и фрукты | А.Блок «Холодно», А Пушкин «Осень», А.Н.Плещеев «Осень наступила» (чтение отрывков из стихотворений на осеннюю тематику), загадывание загадок про овощи и фрукты |
Материал для проведения познавательно - исследовательской деятельности | Муляжи овощей и фруктов, произрастающих на территории Оренбуржья | Муляжи овощей и фруктов, произрастающих на территории Оренбуржья, календарь наблюдений и природы |
ИКТ | Интерактивная технология, технология ИКТ (интерактивного оборудования, видео-аудио-библиотека), ноутбук, аудиозаписи с явлениями природы |
Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми: педагогами (ребенку предоставляется возможность проявить инициативу в просмотре альбомов, иллюстраций, картинок в книжках, фотографиях, пособиях по тематике образовательной деятельности).
Взаимодействие ребенка (в свободное время от пребывания его в детском саду) и родителей проявляется в активности и самостоятельности по сбору овощей, грибов, фруктов (рассматривание внешних отличительных особенностей, вкуса, формы).
Взаимодействие детей с другими детьми
Игры, наблюдения, обучающие ситуации, практическая деятельность
Виды деятельности детей: коллективное взаимодействие с другими детьми проявляется в возможности провести анализ вкусовой чувствительности (игра: «Угадай по вкусу овощ»), двигательное игровое упражнение (музыкально – подвижная игра: «Осенние листья»); парное взаимодействие с другими детьми проявляется в возможности анализа и классификации садовых и огородных культур, выращиваемых в Оренбургской области (дидактическая игра: «Фрукты и овощи»).
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста ведется в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МДОАУ инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, психологом.
Материально-техническое обеспечение Программы
Для эффективной реализации программы «Природа взглядом малышей» в детском саду, использовались современные педагогические технологии.
Игровые технологии
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Интерактивная технология, технология ИКТ (интерактивного оборудования, видео-аудио-библиотека)
Использование ИКТ (видео-аудио-библиотека) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. У младшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Анализ конкретных ситуаций
Ситуация - это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно - воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Научно-методическое обеспечение Программы
Положениями современной экологической психологии и педагогики о необходимости формирования экологического сознания у дошкольников занимались С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Б. Т. Лихачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др. Теория развития личности детей 3 – 4 лет в деятельности экологической направленности описывается в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
Проблемой экологического воспитания дошкольников 3 – 4 лет и исследования в данной области занимались следующие педагоги Э.И. Залкинд, Л.Ф. Захаревич, Е.И. Золотова, Л.С. Игнатьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, И.А. Хайдурова. Современные педагогические исследования о формировании экологических представлений, экологической культуры у дошкольников описываются в работах И. А. Рыжовой, М. М. Марковской и А. И. Васильевой и др. Исследованиями в вопросах умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой и экологического образования дошкольников и по сегодняшний день занимается С.Н. Николаева.
Программа «Природа глазами малышей» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), «Закона об образовании РФ», Образовательной программы второй младшей группы муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад «Тополек» общеразвивающего вида» муниципального образования Ясненский район 2025г. Предлагаемая программа входит в комплексную программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».- «Мозайка – Синтез», 2020г., ). На основе основной программы внедрялись элементы программы Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 3 – 4 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2020., Валк Е.Ю. Дошколятам – о животных: занимательные и справочные материалы. – Волгоград: Учитель, 2021., Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2020., Зебзеевой В.А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей. – М.: ТЦ Сфера, 2021.
Время и сроки реализации Программы
Программа рассчитана на один год (18часов). Реализуется в виде организованной образовательной деятельности один раз в две недели в первую половину дня. Примерная продолжительность образовательной деятельности – 15 минут.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы является развитие природно-развивающей среды.
Оформление пространства для детей | Содержание | Способы использования среды |
«Экологический центр» | Календарь природы, модель календаря природы; уголок цветов, различные емкости (лейки, ведра; пластиковые, различных цветов бутылки) | Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Двигательная деятельность |
« Уголок краеведения» | Природный материал, экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия», «Мой родной край Оренбуржье» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания) | Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Двигательная деятельность |
«Огород на подоконнике» Мини - огород | Контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур | Проведение элементарных опытов (элементарное экспериментирование); Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Двигательная деятельность |
«Уголок – садовода» | Инструменты для полива, рыхления, ухода за растениями | Проведение элементарных опытов (элементарное экспериментирование); Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Двигательная деятельность |
«Умелые ручки» | Стол, мольберт, репродукции известных художников (по темам, по сезонам), работы детей | Проведение выставок (коллективные работы), выполненных в различных техниках; Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность |
«Экологическая тропа» (центр организован на территории детского сада) | Детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады. | Проведение элементарных опытов (элементарное экспериментирование); Проведение познавательно – исследовательской деятельности; Коммуникативная деятельность; Игровая деятельность; Двигательная деятельность |
Представленные центры в дальнейшем будут обновляться и пополняться необходимым материалом, оборудованием, дидактическими играми, пособиями экологического содержания согласно возрастным особенностям детей и программным содержанием.
Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Парциальная образовательная программа развития у детей младшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности
« Познавательное развитие» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), обеспечивает возможности для развития личности детей младшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту 3 – 4 лет видам деятельности.
Программа «Природа взглядом малышей» учитывает потребности и интересы дошкольников 3 – 4 лет и их родителей. Так, дети младшего дошкольного возраста овладевают первичными представлениями об объектах окружающего мира. Формируется умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, делают простейшие обобщения.
Особенностями построения содержания программы является тематическое планирование образовательной деятельности в модульной системе. Построение модулей (тем) отражает цельность и логичность содержания программы. Планируемые результаты освоения программы «Природа взглядом малышей» определяется целевыми ориентирами. Дошкольники 3 – 4 лет овладевают умениями устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; формируются первичные представления о природном многообразии планеты Земля, родном крае – Оренбуржье.
Большое внимание уделяется участию родителей в реализации программы в детском саду и дома. Так, в общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие. Родители совместно с воспитателями посредством проведения бесед, ситуативных разговоров, в проведении различных конкурсов, совместных походов, экскурсий, «фоторепортажей с прогулок, совместного отдыха на дачах, огороде», поездках в отпусках формируют элементарные экологические представления; понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; приобщаются ценности правильно вести себя в природе, любви к родному краю Оренбургской области, желание оберегать ее.
Развивающая предметно – пространственная среда программы представляет собой наличие «Экологического центра» (календарь природы, модель календаря природы); уголок цветов, различные емкости (лейки, ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- природный материал, экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия», «Мой родной край Оренбуржье» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания);
- «Огород на подоконнике» (мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
- «Умелые ручки» центр оборудован столами, мольбертом, открытыми шкафами. Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей (коллективные работы) выполненных в различных техниках.
- «Экологическая тропа». Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Представленные центры в дальнейшем будут обновляться и пополняться необходимым материалом, оборудованием, дидактическими играми, пособиями согласно возрастным особенностям детей и программным содержанием.
Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Валк Е.Ю. Дошколятам – о животных: занимательные и справочные материалы./ Е. Ю. Валк. - Волгоград: Учитель, 2021. – 260с.
2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. /О.Б. Дыбина.- М.: Мозаика – Синтез, 2020. - 240с.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий./О. Б. Дыбина. – М.:Мозаика – Синтез, 2020. – 170с.
4. Николаева С. «Юный эколог» Программа и условия ее реализации в детском саду. / С. Николаева.- Изд.: Мозаика – Синтез, 2010.- 207с.
5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. /О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика – Синтез, 2021. – 115с.
Интернет-ресурсы:
1. Чибилёв А. "Природное наследие Оренбургской области". [Электронный ресурс]//А. Чибилёв. Проект Оренбургская область;10.03.2010г. - http://www.orenobl.ru/- Проверено 14.05.2025 г.
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Сформированы представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе | Овладеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек | |||
2 | Способен пониманию целостной картины мира, а человека, как часть природы | Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях | |||
3 | Сформированы представления о флоре и фауне родного края (Оренбуржье) | Проявляет интерес к стихам, песням, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку | |||
4 | Стремится к потребности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни, способствовать развитию речи детей как средства общения | Эмоционален на отклик в игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;
| |||
5 | Отзывчив в общении с природой и познавательной активности через исследовательскую деятельность | Проявляет интерес к сверстникам к совместным играм небольшими группами; наблюдает за их действиями и подражает им; | |||
6 | Отзывчив в общении с природой и познавательной активности через исследовательскую деятельность | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). | |||
7 | Овладевает конструктивным взаимодействием с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера | Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движений (бег, прыжки); с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию ( экологическое воспитание) в старшей группе " В царстве природы""
конспект занятия...
НОД по познавательному развитию (экологическому воспитанию) на тему «Дуб и его жители» в старшей группе
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе...

Познавательное развитие. Экологическое воспитание. Стихи "Азбука лечебных трав". г.Кропоткин МАДОУ ЦРР д/сад №14 Федотова Ольга Павловна.
Познавательное развитие . Экологическое воспитание. "Азбука лекарственных трав"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»
ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...

Проект Образовательная область – познавательное развитие (экологическое воспитание детей) «Наши пушистые друзья (кошки)» для детей 2 младшей группы
Актуальность выбранной темы.В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животны...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическое воспитание).Тема: "Экологическое воспитание младших дошкольников 3-4 лет через игровую деятельность".
Цель: Экологическое воспитание детей посредством игровой деяельности....