«Путешествие в страну Природных Чудес» (конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Путешествие в страну Природных Чудес»
(конспект непосредственно-образовательной деятельности
В старшей группе «Улыбка»)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
Задачи:
- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня
- Учить детей анализировать, наблюдать и делать выводы о характеристиках материалов.
- Побуждать детей высказывать собственные мысли, делиться результатами исследований, употреблять новые слова (сырость, влажность, прочность).
- Расширить знания детей об использовании этих материалы в повседневной жизни.
- Развивать интерес к природным материалам.
- Развивать познавательный интерес.
Методы и приемы:
- практические: ситуативные игры, физ.минутка, пальчиковая гимнастика.
- наглядные: рассматривание картинок.
- словесные: приветствие, загадки, ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и тарелочки с песком, глиной, палочки, монетки, письмо, руль, лейка с водой, лупа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Природных Чудес»
(конспект непосредственно-образовательной деятельности
В старшей группе «Улыбка»)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
Задачи:
- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня
- Учить детей анализировать, наблюдать и делать выводы о характеристиках материалов.
- Побуждать детей высказывать собственные мысли, делиться результатами исследований, употреблять новые слова (сырость, влажность, прочность).
- Расширить знания детей об использовании этих материалы в повседневной жизни.
- Развивать интерес к природным материалам.
- Развивать познавательный интерес.
Методы и приемы:
- практические: ситуативные игры, физ.минутка, пальчиковая гимнастика.
- наглядные: рассматривание картинок.
- словесные: приветствие, загадки, ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и тарелочки с песком, глиной, палочки, монетки, письмо, руль, лейка с водой, лупа.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Игровая | Приветствие. |
Познавательно- исследовательская | Опыты с песком, глиной, камнем, беседа о правилах поведения в лаборатории, беседа о том где применяется песок, камень и глина. |
Коммуникативная | Беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы |
Чтение художест. литературы | Загадки |
Трудовая | Поручения и задания. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||
Мотивационно-организационный этап: | Приветствие | |||||
Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться с гостями. | Дети заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг. | |||||
Основной этап: | Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику. Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику и словарный запас по теме мероприятия. Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса. | Проблемная ситуация | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. Верно отгадываю загадку и называют природный материал. Предлагают различные варианты правил работы с природным материалом, выбирают верный вариант. Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на вопросы развернутым ответом. Аккуратно проводят опыт, дают развёрнутый ответ о цвете, форме и размеру песка. Проводят опыт, отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту. | |||
Воспитатель объявляет, что в стране Природных Чудес случилась беда: волшебники забрали силы у маленьких жителей, потому что они забыли, какими удивительными свойствами обладают песок, глина и камни. Теперь Крошику, Глинчику и Камешку нужны помощники, чтобы вернуть свою силу! Жители просят нас о помощи. Это не большая, но очень интересная страна. Нас будут ждать там интересные открытия. Поможем? (Ответы детей) Тогда вперед! Крошик, Глинчик и Камышек сказали, чтобы очутиться в их стране нам нужно закрыть глаза, покрутиться и сказать: Крутись, вертись, в стране Природных Чудес очутись. Мы прибыли в нашу страну Природных Чудес. Чтобы по ней путешествовать нам нужен транспорт. Поэтому они приготовили его для нас. А чтобы узнать на чем мы будем ездить вам необходимо отгадать загадку. Выезжаем на природу! Будем изучать погоду! Собираем карты, глобус И садимся на... (Автобус)» Воспитатель: Правильно. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте сядем в автобус. Только в письме еще что-то написано. (Читаем продолжение письма). «Ребята, чтобы попасть на вашу первую остановку, вы должны отгадать загадку т.к. отгадка относится к названию станции. Он и желтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И в «куличики» играть. (Песок)» Молодцы. Едем на станцию под названием «Песок». Вот мы с вами и приехали на станцию «Песок». Подходим к столу с песком. У стола стоит мольберт с изображением Крошик. В руках он держит конверт с заданиями. Воспитатель берет конверт и читает задания, обращает внимание детей на песок на столе. Назначает ответственных по опытам, остальные дети садятся на стульчики. | Дети стоят полукругом, с интересом слушают воспитателя, соглашаются помочь маленьким жителям. Дети закрывают глаза и крутятся на месте. Правильно отгадывают загадки. Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят к первому столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья. | |||||
Правила работы с природным материалом. | ||||||
Но прежде, чем приступить к опытам, давайте вспомним, как мы должны работать с природным материалом. Во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель. | Проговаривают правила работы с природным материалом. | |||||
Опыт 1.1 (песок) | ||||||
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть образцы песка на столах. Какой песок по цвету? По форме? По размеру? А теперь возьмите стаканчик с песком и высыплете песок из стаканчика на тарелочку и обратно. Скажите, песок легко сыплется? | Дети рассматривают разные виды песка. Делают выводы: песчинки бывают разными по величине, цвету и даже форме. Песок – это сыпучий природный материал. | |||||
Опыт 1.2 (песок) | ||||||
Воспитатель предлагает каждому по два стаканчика с одинаковым количеством песка. Сейчас я каждому из вас налью в один стаканчик немного воды, а вы внимательно посмотрите, что будет происходить. Скажите, что происходит с песком, в который налили воду? А теперь возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, а в другую – с влажным. Одинаковые ли стаканчики по весу? Почему стаканчик с влажным песком тяжелее стаканчика с сухим песком? Воспитатель интересуется понравилось ли детям проводить опыты с песком? Мы с вами посидели и поработали, а теперь надо немного отдохнуть. | Дети проводят опыт и правильно отвечают, что песок становиться влажным. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находиться воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому и стаканчик с влажным песком тяжелее. А слепить шарик из сухого песка не получиться, потому что он сыпучий. | |||||
Заключительный этап: | Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей. Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса. Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. | Физкультминутка | Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом. Правильно отгадывают загадку | |||
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, До носочек дотянулись, Вправо, влево повернулись Тихо все на месте сели. Глазки крепко закрываем Дружно до 3 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем | Дети выполняют движения, повторяют слова. | |||||
Отдохнули? Хотите продолжить наше путешествие по стране Природных Чудес и узнать еще что ни будь интересное? Тогда читаем загадку про следующую остановку. Гончар для меня разведѐт жаркий пламень. Сухая, я твѐрдой бываю как камень. Размочат - как тесто податливой буду, Могу превратиться в игрушку, в посуду, Лечебными свойствами очень богата, Меня отыскать вам поможет лопата. Белая, красная и голубая Узнали, ребята, кто я такая? (Глина) Вот мы и прибыли на остановку «Глина». Воспитатель назначает других детей ответственными по опытам. | Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль (другой) и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят ко второму столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья. | |||||
Опыт 2.1 (глина) | ||||||
Воспитатель обращает внимание детей образцы сухой глины. (На тарелочка расставлены образцы сухой глины разных цветов) Сравните их по цвету. Какие они? А Варя поможет мне добавить в стаканчик с сухой глиной немного воды и размешать. Скажи, Варя, что происходит с глиной? | Дети делают выводы: глина бывает разного цвета – голубая, красная, черная. Если в глину добавить воды, то она становится вязкой и из нее можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить. | Правильно отвечают на вопросы, с интересом проводят эксперимент, делают выводы. | ||||
Опыт 2.2 (глина) | С интересом проводят опыты, отвечают развернутыми ответами. Делают выводы. Вступают в диалог без особых трудностей. Аккуратно проводят опыты. Делают выводы. | |||||
Маша, поможешь мне слепить из глины шарик? Я буду лепить шарик из влажного песка, а ты из глины. Посмотри, какой из этих шариков прочный? Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Ну что ж, наше время на остановке «Глина» прошло. Вы хотите продолжить наше путешествие? Тогда нам нужно отгадать еще одну загадку. В сережках у мамы огнем он горит, В пыли на дороге ненужный лежит, Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Тяжелый, большой - одному не поднять. А может быть мелким - в ладошке лежать, (Камень) Воспитатель: Садимся в наш автобус и отправляемся на следующую остановку. И вот наша последняя остановка. Выходим из автобуса. Воспитатель: У вас на столах лежат камешки. Посмотрите их и сравните по величине, и по цвету. Какие они? А если внимательно рассмотреть камешки, то что можно увидеть на их поверхности? Посмотрите, у наших камешков разная поверхность. Скажите, какая поверхность бывает у камней? А если постучать камнями друг о друга, какой звук они издадут? Сравним издаваемый звук со звуком, который получиться если постучать камнем о деревянный предмет, о пластмассовый предмет. | Ребенок лепит шарик из глины и делает вывод о том, что шарик из глины более прочный, чем шарик из влажного песка. Шарик из глины при высыхании стане твердым, а шарик из влажного песка рассыплется. Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль (другой) и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят ко второму столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья. Дети рассматривают разные виды камней, трогают из на ощупь и делают выводы о том, что камешки бывают разной величины и разного цвета. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки и т.д. Поверхность камней бывает гладкой и шершавой. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с более тяжелыми предметами. | |||||
Опыт 3.1 (камень) | ||||||
Перед вами стоят стаканчики с водой. Опустите часть камней в воду. Что с ними произошло? Изменился ли цвет камней в воде? | Дети, стоящие за столами, берут стаканчики с водой и опускают в них камни. В воде цвет камней меняется. Мокрые камни становятся более яркими. | |||||
Опыт 3.2 (камень) | ||||||
Воспитатель просит детей полностью опустить камни воду и посмотреть, что произойдет. | Галька утонула в воде, а керамзит нет. Галька тяжелее воды, а керамзит легче. В керамзите есть воздух, поэтому он легче гальки. | |||||
Рефлексия | ||||||
После успешных экспериментов ребята возвращаются обратно в страну Природных Чудес и передают знания Крошику Глинчику и Камышку (на доске картинки героев) воспитатель поочередно вызывает ребенка и вручает свойства одного из героя). Благодаря новым открытиям, герои снова обретают свои магические силы. Жители страны Природных Чудес и дарят каждому медальон исследователя. | Дети поочередно берут карточки со свойствами и крепят под сказочного героя которому принадлежит это свойство. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»
Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : " ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАТЕРЯННЫЙ ОСТРОВ "
" ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАТЕРЯННЫЙ ОСТРОВ "...
Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»
Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Конспект непосредственно образовательного мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Наши защитники Отечества»
Расширить представления детей о Российской армии....

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"
На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе на тему: «Лаборатория чудес»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:«Познавательного раз...
