«Путешествие в страну Природных Чудес» (конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Злобина Анастасия Олеговна

Путешествие в страну Природных Чудес»

(конспект непосредственно-образовательной деятельности

В старшей группе «Улыбка»)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

Задачи:

- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня

- Учить детей анализировать, наблюдать и делать выводы о характеристиках материалов.

- Побуждать детей высказывать собственные мысли, делиться результатами исследований, употреблять новые слова (сырость, влажность, прочность).

- Расширить знания детей об использовании этих материалы в повседневной жизни.

- Развивать интерес к природным материалам.

- Развивать познавательный интерес.

Методы и приемы:

- практические: ситуативные игры, физ.минутка, пальчиковая гимнастика.

- наглядные: рассматривание картинок.

- словесные: приветствие, загадки, ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование: различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и тарелочки с песком, глиной, палочки, монетки, письмо, руль, лейка с водой, лупа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_chistovik_zlobina_a.o.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Природных Чудес»

(конспект непосредственно-образовательной деятельности

В старшей группе «Улыбка»)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

Задачи:

- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня

- Учить детей анализировать, наблюдать и делать выводы о характеристиках материалов.

- Побуждать детей высказывать собственные мысли, делиться результатами исследований, употреблять новые слова (сырость, влажность, прочность).

- Расширить знания детей об использовании этих материалы в повседневной жизни.

- Развивать интерес к природным материалам.

- Развивать познавательный интерес.

Методы и приемы:

- практические: ситуативные игры, физ.минутка, пальчиковая гимнастика.

- наглядные: рассматривание картинок.

- словесные: приветствие, загадки, ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование: различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и тарелочки с песком, глиной, палочки, монетки, письмо, руль, лейка с водой, лупа.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Приветствие.

Познавательно- исследовательская

Опыты с песком, глиной, камнем, беседа о правилах поведения в лаборатории, беседа о том где применяется песок, камень и глина.

Коммуникативная

Беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы

Чтение художест. литературы

Загадки

Трудовая

Поручения и задания.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап:

Приветствие

Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться с гостями.

 Дети заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг.

Основной этап:

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику и словарный запас по теме мероприятия.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы. Развивать умение вступать в диалог, активизировать словарный запаса.

Проблемная ситуация

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. Верно отгадываю загадку и называют природный материал.

Предлагают различные варианты правил работы с природным материалом, выбирают верный вариант. Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на вопросы развернутым ответом.

Аккуратно проводят опыт, дают развёрнутый ответ о цвете, форме и размеру песка.

Проводят опыт, отвечают на вопросы, делают выводы по проведённому опыту.

Воспитатель объявляет, что в стране Природных Чудес случилась беда: волшебники забрали силы у маленьких жителей, потому что они забыли, какими удивительными свойствами обладают песок, глина и камни. Теперь Крошику, Глинчику и Камешку нужны помощники, чтобы вернуть свою силу! Жители просят нас о помощи. Это не большая, но очень интересная страна. Нас будут ждать там интересные открытия. Поможем? (Ответы детей) Тогда вперед! Крошик, Глинчик и Камышек сказали, чтобы очутиться в их стране нам нужно закрыть глаза, покрутиться и сказать: Крутись, вертись, в стране Природных Чудес очутись. Мы прибыли в нашу страну Природных Чудес. Чтобы по ней путешествовать нам нужен транспорт. Поэтому они приготовили его для нас. А чтобы узнать на чем мы будем ездить вам необходимо отгадать загадку.

Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся на... (Автобус)»

Воспитатель: Правильно. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда давайте сядем в автобус. Только в письме еще что-то написано. (Читаем продолжение письма). «Ребята, чтобы попасть на вашу первую остановку, вы должны отгадать загадку т.к. отгадка относится к названию станции.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть. (Песок)»

Молодцы. Едем на станцию под названием «Песок». Вот мы с вами и приехали на станцию «Песок».  Подходим к столу с песком. У стола стоит мольберт с изображением Крошик. В руках он держит конверт с заданиями.  Воспитатель берет конверт и читает задания, обращает внимание детей на песок на столе. Назначает ответственных по опытам, остальные дети садятся на стульчики.

Дети стоят полукругом, с интересом слушают воспитателя, соглашаются помочь маленьким жителям. Дети закрывают глаза и крутятся на месте. Правильно отгадывают загадки. Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят к первому столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья.

Правила работы с природным материалом.

Но прежде, чем приступить к опытам, давайте

вспомним, как мы должны работать с природным материалом.

Во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель.

Проговаривают правила работы с природным материалом.

Опыт 1.1 (песок)

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть образцы песка на столах. Какой песок по цвету? По форме? По размеру? А теперь возьмите стаканчик с песком и высыплете песок из стаканчика на тарелочку и обратно. Скажите, песок легко сыплется?

Дети рассматривают разные виды песка. Делают выводы: песчинки бывают разными по величине, цвету и даже форме. Песок – это сыпучий природный материал.

Опыт 1.2 (песок)

Воспитатель предлагает каждому по два стаканчика с одинаковым количеством песка. Сейчас я каждому из вас налью в один стаканчик немного воды, а вы внимательно посмотрите, что будет происходить. Скажите, что происходит с песком, в который налили воду? А теперь возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, а в другую – с влажным. Одинаковые ли стаканчики по весу? Почему стаканчик с влажным песком тяжелее стаканчика с сухим песком?

 Воспитатель интересуется понравилось ли детям проводить опыты с песком? Мы с вами посидели и поработали, а теперь надо немного отдохнуть.

Дети проводят опыт и правильно отвечают, что песок становиться влажным. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находиться воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому и стаканчик с влажным песком тяжелее. А слепить шарик из сухого песка не получиться, потому что он сыпучий.  

Заключительный этап:

Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса.

Активизировать интерес к опытной деятельности. Закрепить умение делать выводы.

Физкультминутка

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

Правильно отгадывают загадку

Вы, наверное, устали?

 Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали,

 Ручками похлопали,

До носочек дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на месте сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 3 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Дети выполняют движения, повторяют слова.

Отдохнули? Хотите продолжить наше путешествие по стране Природных Чудес и узнать еще что ни будь интересное? Тогда читаем загадку про следующую остановку.

Гончар для меня разведѐт жаркий пламень.

Сухая, я твѐрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина)

Вот мы и прибыли на остановку «Глина». Воспитатель назначает других детей ответственными по опытам.

Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль (другой) и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят ко второму столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья.

Опыт 2.1 (глина)

Воспитатель обращает внимание детей образцы сухой глины. (На тарелочка расставлены образцы сухой глины разных цветов) Сравните их по цвету. Какие они?  А Варя поможет мне добавить в стаканчик с сухой глиной немного воды и размешать. Скажи, Варя, что происходит с глиной?

Дети делают выводы: глина бывает разного цвета – голубая, красная, черная. Если в глину добавить воды, то она становится вязкой и из нее можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Правильно отвечают на вопросы, с интересом проводят эксперимент, делают выводы.

Опыт 2.2 (глина)

С интересом проводят опыты, отвечают развернутыми ответами. Делают выводы.

Вступают в диалог без особых трудностей. Аккуратно проводят опыты. Делают выводы.

Маша, поможешь мне слепить из глины шарик? Я буду лепить шарик из влажного песка, а ты из глины. Посмотри, какой из этих шариков прочный? Что произойдет с шариками, когда они высохнут?

 Ну что ж, наше время на остановке «Глина» прошло. Вы хотите продолжить наше путешествие? Тогда нам нужно отгадать еще одну загадку.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

А может быть мелким - в ладошке лежать,

(Камень)

Воспитатель: Садимся в наш автобус и отправляемся на следующую остановку.

 И вот наша последняя остановка. Выходим из автобуса. Воспитатель: У вас на столах лежат камешки. Посмотрите их и сравните по величине, и по цвету. Какие они?

А если внимательно рассмотреть камешки, то что можно увидеть на их поверхности?  Посмотрите, у наших камешков разная поверхность. Скажите, какая поверхность бывает у камней? А если постучать камнями друг о друга, какой звук они издадут? Сравним издаваемый звук со звуком, который получиться если постучать камнем о деревянный предмет, о пластмассовый предмет.

Ребенок лепит шарик из глины и делает вывод о том, что шарик из глины более прочный, чем шарик из влажного песка. Шарик из глины при высыхании стане твердым, а шарик из влажного песка рассыплется.

Дети встают парами друг за друга, а один ребенок берет в руки руль (другой) и будет изображать водителя. Обходят круг и подходят ко второму столу. Дети которых назначили ответственными проходят за стол. Остальные дети садятся на стулья. Дети рассматривают разные виды камней, трогают из на ощупь и делают выводы о том, что камешки бывают разной величины и разного цвета. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки и т.д. Поверхность камней бывает гладкой и шершавой. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с более тяжелыми предметами.  

Опыт 3.1 (камень)

Перед вами стоят стаканчики с водой. Опустите часть камней в воду. Что с ними произошло? Изменился ли цвет камней в воде?

Дети, стоящие за столами, берут стаканчики с водой и опускают в них камни. В воде цвет камней меняется. Мокрые камни становятся более яркими.

Опыт 3.2 (камень)

Воспитатель просит детей полностью опустить камни воду и посмотреть, что произойдет. 

Галька утонула в воде, а керамзит нет. Галька тяжелее воды, а керамзит легче. В керамзите есть воздух, поэтому он легче гальки.

Рефлексия

После успешных экспериментов ребята возвращаются обратно в страну Природных Чудес и передают знания Крошику Глинчику и Камышку (на доске картинки героев) воспитатель поочередно вызывает ребенка и вручает свойства одного из героя). Благодаря новым открытиям, герои снова обретают свои магические силы. Жители страны Природных Чудес и дарят каждому медальон исследователя.

Дети поочередно берут карточки со свойствами и крепят под сказочного героя которому принадлежит это свойство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе на тему: «Лаборатория чудес»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:«Познавательного раз...