Интегрированное занятие по развитию речи на лексический материал по теме "Транспорт" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Образовательные:

  1.  Формировать знания детей по теме «Транспорт»»
  2. Закрепить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный,  железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закреплять знания детей о деталях транспорта.
  3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, багаж, пассажир, порт, вокзал)
  4.  Продолжать учить:

- образовывать относительные прилагательные;

          - образовывать глаголы при помощи приставок;

- согласовывать слова в предложении;

- закреплять лексическое значение предлогов

- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
  2. Словесно-логического мышления
  3. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
  4. Определение звука в слове
  5. Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения
  2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Здоровьесберегающие:

  1. Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transportt_otpravit20.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи

на лексический материал по теме «Транспорт»

для детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать знания детей по теме «Транспорт»»
  2. Закрепить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закреплять знания детей о деталях транспорта.
  3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, багаж, пассажир, порт, вокзал)
  4. Продолжать учить:

- образовывать относительные прилагательные;

- образовывать глаголы при помощи приставок;

- согласовывать слова в предложении;

- закреплять лексическое значение предлогов

- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
  2. Словесно-логического мышления
  3. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
  4. Определение звука в слове
  5. Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения
  2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Здоровьесберегающие:

  1. Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения

Предварительная работа: проведение предварительных упражнений по развитию речи, окружающему миру по теме «Транспорт», рассматривание книг, иллюстраций, отгадывание загадок, обыгрывание настольно-печатных игр по данной теме, конструирование из бумаги (лодки), раскрашивание предметных картин серии «Водный транспорт».

Оборудование: магнитная доска; картинки (самолет, корабль, поезд, автобус); разрезные картинки по количеству детей; таблички с названиями городов; образцы материалов: пластик, дерево, резина, металл, бумага, стекло, камень и изображения соответствующих лодок; паровозик с вагонами , картинки –билетики; видео с записью песни «Едет автобус в детский сад»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим,

Во рту у нас живет язык

К словам знакомым он привык.

  1. Постановка цели занятия.

(Перед детьми доска, на ней перевернутые картинки (самолет, корабль, поезд, машина)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить, вам нужно отгадать загадки. (дети отгадывают правильно, картинка переворачивается, работа со всеми картинками)

  1. Он в безбрежном океане туч касается крылом

Развернется над лугами, отливает серебром (самолет)

  1. По волнам дворец плывет, на себе людей везет (корабль)

#1041;ратцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (поезд и вагоны)

#1055;ьет бензин, как молоко

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,

Называется…(машина)

Воспитатель: Молодцы, вы справились! Как можно все это назвать одним словом? (Транспорт)

- Сегодня мы будем говорить о транспорте. Узнаем много нового, новые слова, будем составлять предложения.

- А сейчас я предлагаю пофантазировать и отправиться в увлекательное путешествие на этом транспорте. А какие виды транспорта вы знаете? ( наземный, водный, воздушный). Но прежде, я должна быть уверенна, что вы их различаете. Я назову три слова, а вы подумаете и скажете, что и лишнее и почему.

Дидактическая ИГРА «Что лишнее?»

1. Лодка, велосипед, теплоход (велосипед лишний, потому что это наземный транспорт)

2. Трамвай, троллейбус, грузовик (грузовик лишний, потому что это грузовой транспорт, а остальные - пассажирские, Грузовик работает при помощи бензина, а остальные – электричеством)

3. Самолет, вертолет, воздушный шар (Воздушный шар, потому что…)

4. Лодка, корабль, подводная лодка (подводная лодка, потому что…)

В.: - Какую роль выполняет транспорт в жизни людей? (Перевозит грузы, пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий делать свою работу)

-Молодцы. Теперь мы можем отправляться в путешествие. А на каком транспорте мы узнаем, когда соберем разрезные картинки (дети собирают картинки-получается самолет)

-Максим, что у нас получилось? Правильно самолет!

- Ваня, когда мы с вами сядем в самолет, то кем станем? (пассажирами)

-Ангелина, самолет – это какой транспорт?… (воздушный транспорт).

- Коля, из каких частей состоит самолет (нос, крылья, хвост, салон).

- Леша, кто управляет самолетом? (Летчик) пилот

- Наш самолет взлетает и набирает высоту.

Игра «Тихо-громко»

Следите за моей рукой –чем она выше, тем громче звук «Л» Набираем носиком воздух в легкие и полетели. Летим то выше (лллл- громче), то ниже (лллл-тише). Приземляемся на взлетную полосу (шшш – тише)

В.: - Наш самолет совершил посадку.

- Арсений, в какой город мы прилетели ? Читаем (обращаю внимание на вывеску) – Москва

-Настя, значит аэропорт какой? (Московский аэропорт)

-Пока ждем свой багаж, поиграем. Я произношу слова, а вы составляете из них предложение

Прибыли, московский, в , аэропорт, мы

высоко над самолет летит облаками

на свои пассажиры места проходят

самолет шасси выпустил

пилот сказал долго лететь что нам

небо самолет в взлетает

(Дети составляют предложение по очереди, проговаривают)

-Что- то задерживается наш багаж. Проведем еще разминку. Какие виды воздушного транспорта воздушного транспорта вы знаете? (Вертолет, ракета).

- Кто управляет вертолетом? (летчик, пилот),

-Давайте сравним самолет с вертолетом.

Образование сравнительной степени прилагательных в игре «Закончи предложение»

-Вертолет летит высоко, а самолет.. (выше)

- Вертолет летит далеко, а самолет …(дальше)

- Вертолет летит быстро, а самолет. ..(быстрее)

- Вертолет мощный, а самолет .. .(мощнее)

- Вертолет большой, а самолет … (больше)

-Вертолет тяжелый, а самолет …(тяжелее)

Вторая картинка – Корабль

- А дальше мы отправимся.. (на корабле)

-Корабль какой транспорт?… (водный транспорт).

-Кто ходит, работает на корабле (моряки).

-Кто самый главный на корабле и управляет им:.. (капитан)

- У корабля есть основные части (показ деталей) – нос, палуба, борта. (Индивидуальные ответы детей, проговаривание)

Речь с движением

Это – море, (волнообразные движения сначала правой, затем левой рукой)

Это –берег, (руки перед собой горизонтально сцеплены в замок)

Это мой кораблик белый, (руки перед собой, ладошки соприкасаются домиком )

Это- ветер поднялся, (качаем туловищем и руками одновременно)

Крепко дует в паруса. (дуем на ладошки (паруса)в ладошках образуется «окно»)

Но тверда рука моя- (напрячь руки с кулаками)

Правлю прямо на маяк. (вытягиваемся в струнку)

Мчись, кораблик, по волнам (делаем «волну» руки сцеплены в замок)

К самым дальним берегам! (машем)

- И вот мы пришли в пункт назначения! Давайте прочитаем, в какой город мы прибыли? (Дети читают «Сочи»).

-Значит порт какой? (Сочинский)

-У причала в порту пришвартовалось много лодок . Лодки сделаны из разных материалов . Я приготовила образцы, а вы мне скажете, что это за материал и какая лодка из него получится. Берите по одному образцу и рассказывайте

Упражнение «Из чего сделано»

Образование качественных прилагательных

- это лодка будет из резины - какая? (резиновая), демонстрация соответствующей картинки

- Эта лодка из металла, она.. металлическая

- Лодка из пластика… пластиковая

- лодка из дерева, она …деревянная

- А из бумаги лодочки бывают? (Да, они бумажные!) Могут такие лодки по морю ходить?

- Давайте посмотрим, что у нас осталось и почему из этого нельзя делать лодку.( Остались стекло и камень).

Третья картинка– поезд

- Дальше мы едем.. (На поезде).

-Это какой транспорт? (Железнодорожный).

-Кто им управляет (машинист),

-При помощи чего двигается поезд ( при помощи электричества). Во главе поезда - локомотив, а за ним – вагоны. Сколько вагонов?

Игра «Пассажир»

Определение звука в слове [Ш]

(первый, второй, третий).

-Уважаемые пассажиры, ваши билеты лежат на столе, на них есть картинки. В первый вагон садится тот, у кого в названии картинки звук «ш» находится в начале слова, во второй, звук «ш» - в середине, а в третий – звук «ш» -в конце слова. Занимайте все свои места. Проверяю билеты, Молодцы, все правильно сели в вагоны. Поехали (Друг за другом делают круг)

- Прибыли мы на… (вокзал) (смотрим на картинку)..

- Он какой… железнодорожный.

-Какой город мы прибыли? (Дети читают «Новгород»). Значит какой вокзал… новгородский железнодорожный вокзал.

Четвертая картинка – автобус

-Закончим наше путешествие на чем… на автобусе

-Кто водит автобус …(шофер, водитель)

- К какому виду транспорта относиться автобус (к пассажирскому наземному)

-Отлично! Он сможет отвезти нас в детский сад.

Садимся на коврик . Поехали!

Включаем видео с записью

Рефлексия:

Вот мы и вернулись обратно в детский сад. В каком городе он находится? (В Санкт –Петербурге)

Вам понравилось наше путешествие?

- Вспомните, в каких городах мы побывали? (Москва, Сочи, Новгород)

- А на каких видах транспорта передвигались?

- Молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование)  в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»

Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Методическая разработка к интегрированному занятию по развитию эмоционально-волевой сферы и речевого творчества в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Как мы сказку сочиняли»

В данной методической разработке представлен алгоритм проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. В тексте...