Интегрированное занятие по развитию речи на лексический материал по теме "Транспорт" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Образовательные:
- Формировать знания детей по теме «Транспорт»»
- Закрепить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закреплять знания детей о деталях транспорта.
- Знакомство детей с новыми словами (аэродром, багаж, пассажир, порт, вокзал)
- Продолжать учить:
- образовывать относительные прилагательные;
- образовывать глаголы при помощи приставок;
- согласовывать слова в предложении;
- закреплять лексическое значение предлогов
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
- Словесно-логического мышления
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
- Определение звука в слове
- Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения
- Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по развитию речи
на лексический материал по теме «Транспорт»
для детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать знания детей по теме «Транспорт»»
- Закрепить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закреплять знания детей о деталях транспорта.
- Знакомство детей с новыми словами (аэродром, багаж, пассажир, порт, вокзал)
- Продолжать учить:
- образовывать относительные прилагательные;
- образовывать глаголы при помощи приставок;
- согласовывать слова в предложении;
- закреплять лексическое значение предлогов
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
- Словесно-логического мышления
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
- Определение звука в слове
- Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения
- Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения
Предварительная работа: проведение предварительных упражнений по развитию речи, окружающему миру по теме «Транспорт», рассматривание книг, иллюстраций, отгадывание загадок, обыгрывание настольно-печатных игр по данной теме, конструирование из бумаги (лодки), раскрашивание предметных картин серии «Водный транспорт».
Оборудование: магнитная доска; картинки (самолет, корабль, поезд, автобус); разрезные картинки по количеству детей; таблички с названиями городов; образцы материалов: пластик, дерево, резина, металл, бумага, стекло, камень и изображения соответствующих лодок; паровозик с вагонами , картинки –билетики; видео с записью песни «Едет автобус в детский сад»
Ход занятия
- Организационный момент.
Вспомним наше правило:
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим,
Во рту у нас живет язык
К словам знакомым он привык.
- Постановка цели занятия.
(Перед детьми доска, на ней перевернутые картинки (самолет, корабль, поезд, машина)
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить, вам нужно отгадать загадки. (дети отгадывают правильно, картинка переворачивается, работа со всеми картинками)
- Он в безбрежном океане туч касается крылом
Развернется над лугами, отливает серебром (самолет)
- По волнам дворец плывет, на себе людей везет (корабль)
#1041;ратцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд и вагоны)
#1055;ьет бензин, как молоко
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины,
Называется…(машина)
Воспитатель: Молодцы, вы справились! Как можно все это назвать одним словом? (Транспорт)
- Сегодня мы будем говорить о транспорте. Узнаем много нового, новые слова, будем составлять предложения.
- А сейчас я предлагаю пофантазировать и отправиться в увлекательное путешествие на этом транспорте. А какие виды транспорта вы знаете? ( наземный, водный, воздушный). Но прежде, я должна быть уверенна, что вы их различаете. Я назову три слова, а вы подумаете и скажете, что и лишнее и почему.
Дидактическая ИГРА «Что лишнее?»
1. Лодка, велосипед, теплоход (велосипед лишний, потому что это наземный транспорт)
2. Трамвай, троллейбус, грузовик (грузовик лишний, потому что это грузовой транспорт, а остальные - пассажирские, Грузовик работает при помощи бензина, а остальные – электричеством)
3. Самолет, вертолет, воздушный шар (Воздушный шар, потому что…)
4. Лодка, корабль, подводная лодка (подводная лодка, потому что…)
В.: - Какую роль выполняет транспорт в жизни людей? (Перевозит грузы, пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий делать свою работу)
-Молодцы. Теперь мы можем отправляться в путешествие. А на каком транспорте мы узнаем, когда соберем разрезные картинки (дети собирают картинки-получается самолет)
-Максим, что у нас получилось? Правильно самолет!
- Ваня, когда мы с вами сядем в самолет, то кем станем? (пассажирами)
-Ангелина, самолет – это какой транспорт?… (воздушный транспорт).
- Коля, из каких частей состоит самолет (нос, крылья, хвост, салон).
- Леша, кто управляет самолетом? (Летчик) пилот
- Наш самолет взлетает и набирает высоту.
Игра «Тихо-громко»
Следите за моей рукой –чем она выше, тем громче звук «Л» Набираем носиком воздух в легкие и полетели. Летим то выше (лллл- громче), то ниже (лллл-тише). Приземляемся на взлетную полосу (шшш – тише)
В.: - Наш самолет совершил посадку.
- Арсений, в какой город мы прилетели ? Читаем (обращаю внимание на вывеску) – Москва
-Настя, значит аэропорт какой? (Московский аэропорт)
-Пока ждем свой багаж, поиграем. Я произношу слова, а вы составляете из них предложение
Прибыли, московский, в , аэропорт, мы
высоко над самолет летит облаками
на свои пассажиры места проходят
самолет шасси выпустил
пилот сказал долго лететь что нам
небо самолет в взлетает
(Дети составляют предложение по очереди, проговаривают)
-Что- то задерживается наш багаж. Проведем еще разминку. Какие виды воздушного транспорта воздушного транспорта вы знаете? (Вертолет, ракета).
- Кто управляет вертолетом? (летчик, пилот),
-Давайте сравним самолет с вертолетом.
Образование сравнительной степени прилагательных в игре «Закончи предложение»
-Вертолет летит высоко, а самолет.. (выше)
- Вертолет летит далеко, а самолет …(дальше)
- Вертолет летит быстро, а самолет. ..(быстрее)
- Вертолет мощный, а самолет .. .(мощнее)
- Вертолет большой, а самолет … (больше)
-Вертолет тяжелый, а самолет …(тяжелее)
Вторая картинка – Корабль
- А дальше мы отправимся.. (на корабле)
-Корабль какой транспорт?… (водный транспорт).
-Кто ходит, работает на корабле (моряки).
-Кто самый главный на корабле и управляет им:.. (капитан)
- У корабля есть основные части (показ деталей) – нос, палуба, борта. (Индивидуальные ответы детей, проговаривание)
Речь с движением
Это – море, (волнообразные движения сначала правой, затем левой рукой)
Это –берег, (руки перед собой горизонтально сцеплены в замок)
Это мой кораблик белый, (руки перед собой, ладошки соприкасаются домиком )
Это- ветер поднялся, (качаем туловищем и руками одновременно)
Крепко дует в паруса. (дуем на ладошки (паруса)в ладошках образуется «окно»)
Но тверда рука моя- (напрячь руки с кулаками)
Правлю прямо на маяк. (вытягиваемся в струнку)
Мчись, кораблик, по волнам (делаем «волну» руки сцеплены в замок)
К самым дальним берегам! (машем)
- И вот мы пришли в пункт назначения! Давайте прочитаем, в какой город мы прибыли? (Дети читают «Сочи»).
-Значит порт какой? (Сочинский)
-У причала в порту пришвартовалось много лодок . Лодки сделаны из разных материалов . Я приготовила образцы, а вы мне скажете, что это за материал и какая лодка из него получится. Берите по одному образцу и рассказывайте
Упражнение «Из чего сделано»
Образование качественных прилагательных
- это лодка будет из резины - какая? (резиновая), демонстрация соответствующей картинки
- Эта лодка из металла, она.. металлическая
- Лодка из пластика… пластиковая
- лодка из дерева, она …деревянная
- А из бумаги лодочки бывают? (Да, они бумажные!) Могут такие лодки по морю ходить?
- Давайте посмотрим, что у нас осталось и почему из этого нельзя делать лодку.( Остались стекло и камень).
Третья картинка– поезд
- Дальше мы едем.. (На поезде).
-Это какой транспорт? (Железнодорожный).
-Кто им управляет (машинист),
-При помощи чего двигается поезд ( при помощи электричества). Во главе поезда - локомотив, а за ним – вагоны. Сколько вагонов?
Игра «Пассажир»
Определение звука в слове [Ш]
(первый, второй, третий).
-Уважаемые пассажиры, ваши билеты лежат на столе, на них есть картинки. В первый вагон садится тот, у кого в названии картинки звук «ш» находится в начале слова, во второй, звук «ш» - в середине, а в третий – звук «ш» -в конце слова. Занимайте все свои места. Проверяю билеты, Молодцы, все правильно сели в вагоны. Поехали (Друг за другом делают круг)
- Прибыли мы на… (вокзал) (смотрим на картинку)..
- Он какой… железнодорожный.
-Какой город мы прибыли? (Дети читают «Новгород»). Значит какой вокзал… новгородский железнодорожный вокзал.
Четвертая картинка – автобус
-Закончим наше путешествие на чем… на автобусе
-Кто водит автобус …(шофер, водитель)
- К какому виду транспорта относиться автобус (к пассажирскому наземному)
-Отлично! Он сможет отвезти нас в детский сад.
Садимся на коврик . Поехали!
Включаем видео с записью
Рефлексия:
Вот мы и вернулись обратно в детский сад. В каком городе он находится? (В Санкт –Петербурге)
Вам понравилось наше путешествие?
- Вспомните, в каких городах мы побывали? (Москва, Сочи, Новгород)
- А на каких видах транспорта передвигались?
- Молодцы! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.
Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»
Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Методическая разработка к интегрированному занятию по развитию эмоционально-волевой сферы и речевого творчества в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Как мы сказку сочиняли»
В данной методической разработке представлен алгоритм проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. В тексте...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме» в подготовительной к школе группе
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме....
