Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Деревья и кустарники» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 «Деревья и кустарники» 

 

Цель: Формирование экологической культуры детей

Задачи: 

Обучающие:     

Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы.

Закреплять знаний о деревьях родного края.

Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

Развивающие:

 Расширять словарный запас детей, развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.

Воспитывающие:

Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения (ствол, ветви, листья). Объяснить, что у дерева есть корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность). Рассматривание иллюстраций о лесе.

Методы и приёмы:

Введение в игровую ситуацию, использование художественной литературы, вопросы к детям, дидактическая игра.

Материал и оборудование:  игрушка Зайчика, картинки деревьев

(берёза, ель, клён, дуб) и кустарников (шиповник); части-схемы дерева и куста(корень, стебель, листья, цветок, плод), муз. центр, аудио - запись с шумом леса.

НОД:

  1. Вводная часть.

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро-

                        При встрече здороваться:

                        - Доброе утро!

                        Давайте поздороваемся!

                        Здравствуйте, ладошки! 

(вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!(3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

указательным пальцем)

Здравствуйте, дети! (машут рукой над головой)

                        Здравствуйте!  

       

2. Основная часть.

- Ребята, к нам сегодня пришёл Ёжик. Он приглашает нас в гости, а где он живёт? (Ответы детей: в лесу). Посмотрите, какой он грустный.

- Ёжик , что случилось? ( Воспитатель подносит игрушку к уху, делает вид, что ёжик что-то шепчет).

Дети, оказывается, Ёжик от страха забыл, что такое дерево и что такое куст.

- Поможем ёжику разобраться, какое растение называют - деревом, а какое – кустом? 

Звучит шум леса.

Педагог загадывает загадки.

                               Весной веселит,

                               Летом холодит,

                               Осенью питает,

                               Зимой согревает.                                         

                               В шубе летом,

                               А зимой раздеты.(дерево)

Низок колюч, сладок и пахуч,
А ягоды сорвешь – все руки обдерешь.

(Кустарник.) 

Педагог выставляет отгадки на мольберт.  Дети рассматривают картинки.

Беседа:

-Дети, что вы видите?

– Как вы думаете, что такое дерево? (Растение, у которого есть корни, один ствол и листья.)
– Правильно! А что же такое кустарник? (Растение, у которого есть корни, много стеблей и листьев).

 

(Картинки убрать, оставить схемы)

Что на них изображено? (Дерево и куст.) Правильно. По этим схемам сразу можно догадаться, что деревья и кустарники чем–то похожи, а чем-то отличаются.
– Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

– Скажите, пожалуйста, чем же отличается дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарника много… стеблей.)

Воспитатель выставляет картинку дерева, (кустарника).

 -Давайте по порядку расставим все части дерева. В земле у дерева… (корень), потом…(ствол), от ствола отходят… (ветви) толстые и тонкие, на ветках…. ( листочки). Листочки вы сами повесите на дерево.

Дети подходят к столу на столе у воспитателя разноцветные листочки, дети берут и прикрепляют к дереву, воспитатель спрашивает:

-Вадим, какого цвета у тебя листик? И т.д.

-Ребята, а почему на дереве такие разноцветные листья? (потому что осень)

 

Воспитатель выставляет картинку куст.

-А еще в лесу растут? (кустарники)

-У куста, как у всех растений в земле есть … (корень). Есть …(ствол). У дерева, сколько стволов (один), а у куста…? (много), на стволах… (ветви), на ветках… (листочки).( Дети берут листочки и прикрепляют к кусту)

Ёжик: – Ребята, а чем отличается дерево от куста? (предположения детей).

-Дерево высокое, а куст низкий.                          
 Физкультминутка

Ветер тихо дерево качает.

Вправо влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумело дерево листвой.

 

Ёжик предлагает поиграть с  ним в игру «Найди листок, какой скажу».

-Подул ветер, и листья полетели по воздуху и опустились на землю. Найдите листья жёлтого, красного цвета. И т.д.

-Молодцы, дети!

Заключительная часть

-А теперь нам пора обратно в детский сад, закройте глаза (звучит музыка), откройте глаза, вот мы с вами опять в группе.

Рефлексия.

Дети, расскажите мне, пожалуйста, где вы были? Что вы там видели? Что вы делали в лесу?

Дети отвечают.

 А вы хотели бы пойти на прогулку в зимний лес? Мы с вами обязательно туда пойдем. Делу время - потехе час. Спасибо всем. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну математики» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о закреплении прямого и  порядкового   счета в пределах пяти,о закреплении геометрических фигур....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста, тема: «Малыши в стране Игралочка!»

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Ф. Э. М. П., для детей младшего дошкольного возраста.Автор  воспитатель МАДО...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Почему зайка потерялся?" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста  ТЕМА: «Счет в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста Тема : «В Песочной стране»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста по теме : "В Песочной стране"...