Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с предметами быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Познакомить детей с прошлым, с историей быта, бытовыми приборами и их назначением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что было до? «Знакомство с предметами быта»

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о предметах быта, их назначении.
  • Приобщать детей к национальным традициям посредством народного фольклора, повышать интерес к культурному наследию народа,
  • Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
  • Пробуждать у детей интерес к самостоятельной, творческой деятельности; прививать детям культуру поведения за столом.
  • Упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры, в образовании относительных прилагательных.
  • Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
  • Расширять представления детей о литературных произведениях, в которых говорится о предметах бытовой техники.

Материалы:

самовары, приборы для хранения чая, разные сорта чая, чайный сервиз, баночки для экспериментов, ложечки.

Ход:

1. Орг. момент

Дид. упражнение «Назови предмет – помощник»

(мясо рубит – мясорубка.  кофе варит - …, пыль сосёт -,

Овощи режет -..., сок выжимает -…, сам варит -…, хлеб печёт -…)

2. Вступительное слово

Воспитатель: Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня я приглашаю вас в гости, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

3. Знакомство с предметами быта

1. История самовара.

Воспитатель: Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

(показ слайдов)

2. Выставка самоваров

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

- Давайте рассмотрим этот самовар. /Рассматривают   жаровой самовар/.

  Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень неудобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

- Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?

Дети: Это спираль. Самовар называется электрическим.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

Воспитатель: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела. Пели песни, хороводы водили, вели беседы.

3. Беседа о чае

Воспитатель: 

Так что же такое чай?

Дети: Это растение, вкусный напиток.

Воспитатель: А хотите узнать, откуда люди узнали про него?

Впервые чай стали пить в Китае. В одной старинной китайской легенде о происхождении чая говорится так:

«Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего на склонах гор, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили и, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Но чтобы получить истинное удовольствие и пользу от чая, его нужно правильно хранить. Для этого существуют разнообразные чайницы.

Посмотрите, они сделаны из разных материалов.

Дид. игра.  «Из чего, какая чайница?» 

  • из фарфора - фарфоровая
  • из стекла -
  • из жести -
  • из металла -
  • из пластмассы –
  • из дерева -

Молодцы, и она обязательно должна быть закрыта крышкой. Почему, как вы думаете?

/Дети высказывают свои предположения/

Воспитатель: Чай легко впитывает влагу и очень быстро воспринимает различные посторонние запахи.

Также нельзя хранить чай очень долго, т. к. он теряет и аромат, и свои лечебные качества. Полезен только свежезаваренный чай.

Вот и у нас, пока мы с вами беседовали, самовар поспел, пора чай заваривать. А чтобы чай получился вкусным и ароматным, его нужно правильно заварить.

Я предлагаю вам провести эксперимент, и узнать, в какой воде, и какой чай заварится быстрее и лучше: возьмем разные сорта чая – черный, зелёный, красный, травяной сбор и ёмкости с горячей и холодной водой.

Делается это так: чайник ополаскивается крутым кипятком, затем насыпаем сухую заварку, заливаем кипящей водой на 2/3 чайника. Накрываем полотняной салфеткой, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества и оставляем настояться несколько минут.

4. Частушки.

/ Дети поют выученные частушки/

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, кто знает, в каких литературных произведениях говорится о самоваре? («Муха – Цокотуха», «Иван Иваныч Самовар», «Федорино горе»)

Воспитатель: Молодцы. Вот и чай готов!  Проходите в чайный зал, самовар к себе позвал!  Угощайтесь, гости дорогие!

Самовар кипит – уходить не велит!  Кто, какой чай желает?

/ Чаепитие. Дети угощают гостей/

Воспитатель: Много есть пословиц о чае, - Кто из вас какую знает?

Дети:

  • С чаем тепло и зимой, с чаем, не страшен и зной.
  • Где есть чай - там и под елью рай.
  • Выпей чайку - позабудешь тоску.
  • Чай пить - приятно жить.
  • Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
  • Чай пить - не дрова рубить.
  • чай пить - хозяйку любить

Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц знаете. Каким получился наш чай?

Дидактическое упражнение «Подбери признак»

Дети: Чай – он какой?  Душистый, ароматный, вкусный, бодрящий, сладкий, крепкий, тонизирующий, и т. д.

Итог занятия

- С чем познакомились?

- Понравилось ли вам в нашем музее?

 -Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали? – Каким образом заваривают чай? – Почему в горячей воде чай заварился быстрее и лучше?

Молодцы, мне тоже понравилось, как вы вели себя в музее, как отвечали на вопросы, выразительно пели частушки, проводили эксперимент.

Воспитатель: Спасибо за приятную компанию. До новых встреч. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с жилищем казаков, предметами быта и одеждой"

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формиров...

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию "Опиши предмет"

Целью данного занятия является совершенствование умения детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать причинно-следственные связи между предметами.  Муляжи овощей/фруктов можно за...

Конспект занятия по познавательному развитию "Безопасность в быту. Электроприборы" средняя группа

Познакомить детей с бытовой техникой, её предназначением; учить правилам безопасного обращения с электроприборами в быту....

Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с предметами карельского быта"

Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей до...