Конспект экскурсия в музей часов «Тик – так» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) авторы: Колегова Ольга Владимировна, Просвирнина Анастасия Алексеевна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект  экскурсия в музей часов «Тик – так» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения. Привлечь детей и их родителей   к сбору экспонатов   и в качестве посетителей музея 

Задачи

-формирование представлений  о музее, об экспонатах, о часах и истории их создания;

-конкретизировать знания детей  о  «времени»«часах».

-развитие памяти, мышления, внимания;

-развитие словарного запаса детей.

-воспитание интереса к технике и бережного отношения к приборам;

Словарная работа: музей, экскурсовод,  часы (солнечные, водяные, песочные, механические, настольные, настенные, наручные, будильник, часовщик.

Оборудование:  визитная  карточка музея, различные виды часов (рисунок  цветочных), солнечные, песочные, водяные, настольные, настенные, будильник,  наручные.

  Ход занятия:

Воспитатель: – Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас отправиться на экскурсию в музей. А экскурсоводом буду сегодня я.

 Экскурсовод – тот, кто встречает нас при входе в музей и знакомит с экспонатами.

-Ребята, а вы знаете, что такое музей?

Ответы детей:

 «Музей-это место, где хранятся различные предметы.

-Кто был в музее?

Ответы детей:

-В: А в какой музей вы попадёте,  узнаете, если отгадаете загадку,

 Мы днем не спим,

 Мы ночью не спим.

 И днем и ночью,

 Стучим, стучим.    

Ответы детей:                (Часы)

Дети и педагог подходят к музею

Вход в музей закрыт, рядом стоит касса, в которой сидит ребенок  

В: Дети, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы зайти в музей?

Ответы детей:   «В кассе можно приобрести билеты».

В: Но у нас нет денег.

Ребёнок- кассир:  А чтобы приобрести билет, нужно назвать  слово на звук ч

В:  А почему именно на звук ч ?

Ответы детей: 

 Ребёнок- кассир:  У нас музей часов. А какой первый звук в слове часы?

В: Правильно – звук ч  (дети произносят слова на звук ч и приобретают билет)

( кассир убирает ленточку, и дети проходят в музей)

В : Дети, сегодня  я расскажу вам о часах.

- Что такое часы?

Ответы детей:

В: А  как вы думаете, для чего человеку нужны часы?

Ответы детей:

«Часы - это прибор, который необходим человеку для измерения времени».

В: Из чего состоят часы?

Ответы детей:

В: Чем похожи часы? Чем они отличаются?

Ответы детей:

В:  У всех часов есть стрелки, цифры.  Отличаются часы формой, размером, цветом.

Игра: «Угадай часы»  .

 В:  Знаете ли вы, какие часы называются живыми.  А  вы слышали про живые часы?

Ответы детей:               

В:  Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор,

 кричат “ку-ка-ре-ку”.  Узнали кто это?

Ответы детей:  Петух.

В:   Еще солнце не взошло, а петух уже кричит,  дерет горло…

       Скоро утро!   Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз  петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за деревней после третьих петухов».

В:  Удобно ли определять время по таким часам?   Почему?

Ответы детей:

В:   А ведь когда-то очень-очень давно часов не было,  люди узнавали время

 по солнцу.

 Показ   «Солнечные часы»

В:  Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться.

      Поднялось  солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце,

      закатилось – пора  домой возвращаться, спать ложиться.

В:  Это – солнечные часы.  Раньше, в старину, человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

-Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Ответы детей:

В:  «Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время».

Да, такими часами люди пользовались недолго.

    «Водяные часы»

В:  И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.                                 А как вы думаете, эти часы удобными были или нет?  Почему?

Ответы детей:

В:  Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.  Не случайно с тех пор говорят о времени:  «Сколько воды утекло!»

«Песочные часы»

-В: У песочных часов есть стрелки и цифры?

Ответы детей:

В: Из какого материала сделаны песочные часы?

Ответы детей:

В: У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе.  Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька, сыплется в нижний пузырек. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени».

В: Где мы можем увидеть песочные часы?

Ответы детей:               

 Часто их используют  в медицине. Когда проводя  процедуры.

Удобно ли пользоваться этими часами.  Почему?

Ответы детей:

«Цветочные часы»

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются вечером, а третьи – только  ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем

часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе.  В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.   У нас есть только картинка.

А еще люди когда-то придумали  огненные часы.

  «Огненные часы».

В: Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее

 штрихами. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время

 еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда

 прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска

 падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой

 сигнализацией времени.        А эти часы удобны?

Ответы детей:    

 Нет.   Они работали только в помещении, где нет ветра.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании –

"Задуй свечу.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук  "у".

В:  Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся   до сих пор. Это часы с механизмом.

«Механические часы»

Педагог называет виды  часов (настенные, настольные, будильник, наручные, песочные, электронные  дети показывают и показывают  их.

 В:  Часы, которые вы видите вот здесь, называются «механические».

- Как вы думаете почему?

Ответы детей:                    (внутри механизм).

В: Давайте прислушаемся и услышим, как работают часы.

- Что вы услышали?

Ответы детей:                

В: Это работает механизм.     Внутрь поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое  колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе крутит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты.

А какие часы не надо заводить?        

 Ответы детей:

В:    Правильно.   Не нуждаются в заводе электронные часы.

 Показ   «Электронные  часы»

Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок - на экране светятся

цифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы, люди

 начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку.

 Каких только часов не придумали.

 

Физминутка: Тик-так

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.                (Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.                     (Наклоны вперед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью         (Приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.              (Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.            (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут,                      (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.               (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!              (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают.              (Дети останавливаются)

 

 Игра «Часовщики»

-Ребятки, посмотрите на эти красивые часы. - По ним можно узнать время? Почему? Ответы детей:      (На часах нет цифр).

 – Что с ними случилось?

Ответы детей:   (они сломались).

Педагог обращает внимание на цифры, которые сильным ветром унесло с циферблата.

-Кто ремонтирует часы?

Ответы детей:

 «Часы ремонтирует специально обученный человек, его профессия называется часовщик».

 «Каждому необходимо взять по одной цифре, правильно расположить их на циферблате».

Дети приступают к выполнению задания.

Педагог превращает всех из часовщиков в девочек и мальчиков.

В:  А сейчас я вам хочу предложить игру

"Кто больше знает о часах?"

За  каждый правильный ответ вы получите смайлики.

1. При помощи какого прибора измеряется время?

2. Какие часы были до появления современных часов?

3. Как называются часы, которые стоят на полу? на столе?

4. Как называются часы, которые висят на стене?

5. Как называются часы, которые носят на руке?

6. Какую пользу приносят часы человеку?

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

Еще одна игра.

«Составь правильно время на часах» 

В: Дети, все часы перепутались, а чтобы понять, как правильно

они должны стоять послушайте стихотворение и расставьте часы так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом.

Кот Антипка  жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

В: Дети, вот и закончилась наша экскурсия.

- Где мы сегодня были?

- Что такое музей?

 -Как называют человека, который знакомит с экспонатами?

- Для чего нужны нам часы?

- Какие часы вы знаете?

- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

  «Берегите свое время, и помните делу время, а потехе час»!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii_mini-muzey.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

экскурсия в музей часов

«Тик – так»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                   

Авторы:

                                                                                              Просвирнина А.А.

                                               Колегова О.В.

                                 МБДОУ «ЦРР- детский сад №9»

Г.Чернушка

Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения.

 привлечь детей и их родителей   к сбору экспонатов   и в качестве посетителей музея  

Задачи

-формирование представлений  о музее, об экспонатах, о часах и истории их создания;

-конкретизировать знания детей  о  «времени»«часах».

-развитие памяти, мышления, внимания;

-развитие словарного запаса детей.

-воспитание интереса к технике и бережного отношения к приборам;

Словарная работа: музей, экскурсовод,  часы (солнечные, водяные, песочные, механические, настольные, настенные, наручные, будильник, часовщик.

Оборудование:  визитная  карточка музея, различные виды часов (рисунок  цветочных), солнечные, песочные, водяные, настольные, настенные, будильник,  наручные.

  Ход занятия:

Воспитатель: – Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас отправиться на экскурсию в музей. А экскурсоводом буду сегодня я.

 Экскурсовод – тот, кто встречает нас при входе в музей и знакомит с экспонатами.

-Ребята, а вы знаете, что такое музей?

Ответы детей:

 «Музей-это место, где хранятся различные предметы.

-Кто был в музее?

Ответы детей:

-В: А в какой музей вы попадёте,  узнаете, если отгадаете загадку,

 Мы днем не спим,

 Мы ночью не спим.

 И днем и ночью,

 Стучим, стучим.    

Ответы детей:                (Часы)

Дети и педагог подходят к музею

Вход в музей закрыт, рядом стоит касса, в которой сидит ребенок  

В: Дети, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы зайти в музей?

Ответы детей:   «В кассе можно приобрести билеты».

В: Но у нас нет денег.

Ребёнок- кассир:  А чтобы приобрести билет, нужно назвать  слово на звук ч

В:  А почему именно на звук ч ?

Ответы детей: 

 Ребёнок- кассир:  У нас музей часов. А какой первый звук в слове часы?

В: Правильно – звук ч  (дети произносят слова на звук ч и приобретают билет)

( кассир убирает ленточку, и дети проходят в музей)

В : Дети, сегодня  я расскажу вам о часах.

- Что такое часы?

Ответы детей:

В: А  как вы думаете, для чего человеку нужны часы?

Ответы детей:

«Часы - это прибор, который необходим человеку для измерения времени».

В: Из чего состоят часы?

Ответы детей:

В: Чем похожи часы? Чем они отличаются?

Ответы детей:

В:  У всех часов есть стрелки, цифры.  Отличаются часы формой, размером, цветом.

Игра: «Угадай часы»  .

 В:  Знаете ли вы, какие часы называются живыми.  А  вы слышали про живые часы?

Ответы детей:               

В:  Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор,

 кричат “ку-ка-ре-ку”.  Узнали кто это?

Ответы детей:  Петух.

В:   Еще солнце не взошло, а петух уже кричит,  дерет горло…

       Скоро утро!   Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз  петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за деревней после третьих петухов».

В:  Удобно ли определять время по таким часам?   Почему?

Ответы детей:

В:   А ведь когда-то очень-очень давно часов не было,  люди узнавали время

 по солнцу.

 Показ   «Солнечные часы»

В:  Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться.

      Поднялось  солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце,

      закатилось – пора  домой возвращаться, спать ложиться.

В:  Это – солнечные часы.  Раньше, в старину, человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

-Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Ответы детей:

В:  «Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время».

Да, такими часами люди пользовались недолго.

    «Водяные часы»

В:  И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.                                 А как вы думаете, эти часы удобными были или нет?  Почему?

Ответы детей:

В:  Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.  Не случайно с тех пор говорят о времени:  «Сколько воды утекло!»

«Песочные часы»

-В: У песочных часов есть стрелки и цифры?

Ответы детей:

В: Из какого материала сделаны песочные часы?

Ответы детей:

В: У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе.  Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька, сыплется в нижний пузырек. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени».

В: Где мы можем увидеть песочные часы?

Ответы детей:                

 Часто их используют  в медицине. Когда проводя  процедуры.

Удобно ли пользоваться этими часами.  Почему?

Ответы детей:

«Цветочные часы»

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются вечером, а третьи – только  ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем

часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе.  В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.   У нас есть только картинка.

А еще люди когда-то придумали  огненные часы.

  «Огненные часы».

В: Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее

 штрихами. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время

 еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда

 прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска

 падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой

 сигнализацией времени.        А эти часы удобны?

Ответы детей:    

 Нет.   Они работали только в помещении, где нет ветра.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании –

"Задуй свечу.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук  "у".

В:  Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся   до сих пор. Это часы с механизмом.

«Механические часы»

Педагог называет виды  часов (настенные, настольные, будильник, наручные, песочные, электронные  дети показывают и показывают  их.

 В:  Часы, которые вы видите вот здесь, называются «механические».

- Как вы думаете почему?

Ответы детей:                    (внутри механизм).

В: Давайте прислушаемся и услышим, как работают часы.

- Что вы услышали?

Ответы детей:                 

В: Это работает механизм.     Внутрь поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое  колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе крутит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты.

А какие часы не надо заводить?        

 Ответы детей:

В:    Правильно.   Не нуждаются в заводе электронные часы.

 Показ   «Электронные  часы»

Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок - на экране светятся

цифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы, люди

 начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку.

 Каких только часов не придумали.

Физминутка: Тик-так

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.                (Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.                     (Наклоны вперед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью         (Приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.              (Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.            (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут,                      (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.               (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!              (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают.              (Дети останавливаются)

 Игра «Часовщики»

-Ребятки, посмотрите на эти красивые часы. - По ним можно узнать время? Почему? Ответы детей:      (На часах нет цифр).

 – Что с ними случилось?

Ответы детей:   (они сломались).

Педагог обращает внимание на цифры, которые сильным ветром унесло с циферблата.

-Кто ремонтирует часы?

Ответы детей:

 «Часы ремонтирует специально обученный человек, его профессия называется часовщик».

 «Каждому необходимо взять по одной цифре, правильно расположить их на циферблате».

Дети приступают к выполнению задания.

Педагог превращает всех из часовщиков в девочек и мальчиков.

В:  А сейчас я вам хочу предложить игру

"Кто больше знает о часах?"

За  каждый правильный ответ вы получите смайлики.

1. При помощи какого прибора измеряется время?

2. Какие часы были до появления современных часов?

3. Как называются часы, которые стоят на полу? на столе?

4. Как называются часы, которые висят на стене?

5. Как называются часы, которые носят на руке?

6. Какую пользу приносят часы человеку?

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

Еще одна игра.

«Составь правильно время на часах» 

В: Дети, все часы перепутались, а чтобы понять, как правильно

они должны стоять послушайте стихотворение и расставьте часы так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом.

Кот Антипка  жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

В: Дети, вот и закончилась наша экскурсия.

- Где мы сегодня были?

- Что такое музей?

 -Как называют человека, который знакомит с экспонатами?

- Для чего нужны нам часы?

- Какие часы вы знаете?

- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

  «Берегите свое время, и помните делу время, а потехе час»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДОМОВЁНКА КУЗИ."Разработала : Козаченко Ольга Владимировна, воспитатель.

Интегрированная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ КУЗИ.» Разработала : Козаченко Ольга Владимировна, воспитатель....

Ознакомление с поэтическими произведениями при реализации программы третьего часа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть образовательной программы предполагает небольшое количество занятий, связанных с ознакомлением с поэтическими произведениями и их заучиванием (в среднем 4 – 5 занятий в год). Поми...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста "ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ЗИМОЙ". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста  "ЛЕСНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ЗИМОЙ". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Мини-музей «Народные промыслы России» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста  к русской народной культуре и традициям Задачи проекта:1) Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, формировать умение различа...

"Мини музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Наш мини музей "Эхо войны" позволяет знакомить детей с ист...

Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.

Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»для детей старшего дошкольного возраста....