Сценарий экскурсии в подготовительной к школе группе "Возле нас есть река"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий экскурсии «Возле нас есть река» предназначен для детей 6–7 лет и направлен на формирование целостного представления о реке как о природном сообществе. В ходе мероприятия дети знакомятся с водными и прибрежными обитателями, учатся устанавливать простейшие экологические связи, развивают наблюдательность и бережное отношение к природе.
Экскурсия включает этапы подготовки, активного наблюдения, сбора природного материала, рефлексии и последующего творческого закрепления материала. Используются игровые и исследовательские методы, что способствует развитию познавательного интереса и экологической культуры дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Беласовский детский сад
Сценарий
Экскурсии на реку Керженец для детей 6-7 лет
Тема: «Возле нас есть река»
(на основании источника: Николаева С. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада, с. 125)
Выполнила: воспитатель
Пыхова Анастасия Алексеевна
д. Беласовка
2024 год
Цель: Формирование у детей целостного представления о водоеме (реке, пруде) как о сообществе водных и прибрежных обитателей, связанных между собой.
Задачи:
Образовательные:
· Дать представление о реке (пруде) как о доме для различных растений и животных (рыб, раков, улиток, лягушек, насекомых, прибрежных растений).
· Познакомить с особенностями строения и поведения водных обитателей (обтекаемая форма тела у рыб, хищничество у стрекозы и пузыриатки, земноводный образ жизни лягушек).
· Учить устанавливать простейшие связи в природе (комар → лягушка → цапля; растение → улитка → рыба).
· Закрепить названия некоторых водных и прибрежных растений (рогоз, тростник, кувшинка, ива, элодея).
Развивающие:
· Развивать наблюдательность, любознательность и интерес к природным явлениям.
· Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы (сравнение речной и водопроводной воды).
· Развивать связную речь через обсуждение впечатлений и составление рассказов об увиденном.
· Обогащать словарный запас (понятия: «сообщество», «планктон», «земноводные», «хищник», «нектар»).
Воспитательные:
· Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, соблюдение правил поведения у водоема.
· Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.
· Формировать навыки культурного общения и совместной деятельности.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением водных обитателей и прибрежных растений;банки с крышками для воды и растений; детские ведерки для сбора природного материала (камни, ракушки); рюкзак; фотоаппараты (настоящие и игрушечные); белый лист бумаги (для демонстрации пузыриатки).
Ход экскурсии:
Водная часть. Предварительная беседа с детьми в группе.
Вопросы: Можно ли сказать, что река – это дом? Кто живет в этом доме? Есть такая поговорка «Чувствовать себя как рыба в воде». Почему так говорят? Почему рыбы так хорошо чувствуют себя в воде? Что им помогает жить в воде?
- Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию к реке Керженец. Мы будем внимательными наблюдателями. По дороге посмотрим на деревья и кустарники, вспомним названия знакомых растений, особенно тех, что занесены в Красную книгу. Обратите внимание, как изменилась природа с нашей последней прогулки.
Основная часть:
(На берегу реки)
- Сейчас у вас будет 10 минут, чтобы осмотреться. Найдите что-то красивое, интересное, необычное. Мысленно "сфотографируйте" это, а потом поделитесь своими впечатлениями. Помните: ведите себя осторожно, разговаривайте тихо, не рвите растения.
(После самостоятельного осмотра)
- Подойдите ко мне, ребята. Теперь давайте вместе понаблюдаем за рекой. Что мы видим под водой? Кто там живет? Что растет? Смотрите, вот картинки рыб и других обитателей, которые могут быть в нашей реке. Сейчас я зачерпну речную воду в банку, и мы рассмотрим ее вместе. Потом сравним с водой из-под крана.
(Если есть элодея)
- Посмотрите, это растение называется элодея. Давайте рассмотрим его поближе и тоже положим в банку с водой.
(При обнаружении пузырчатки)
- Ребята, посмотрите на это интересное растение - пузырчатку. Видите маленькие пузырьки на листьях? Это хищное растение! Оно ловит ими мелких рачков и водорослей. Давайте понаблюдаем за ним в банке с речной водой.
(Показывая растения с плавающими листьями)
- Если повезет, мы сможем увидеть водные растения с плавающими листьями - рдест, кувшинку, кубышку. Запомните, как они выглядят.
(Обращая внимание на прибрежные растения)
-Посмотрите на берег: здесь растут ива, ракита, рогоз, камыш, тростник, стрелолист. Все эти растения очень любят воду, поэтому и растут рядом с рекой.
(Предлагая понаблюдать за животными)
- Давайте поищем лягушек! Понаблюдаем, как они передвигаются по земле и в воде. Они земноводные - могут жить и в воде, и на суше. А вот смотрите - утки! Они прекрасно чувствуют себя везде: в воде, на берегу, в воздухе.
(О насекомых)
- Не забудем и о насекомых! Вот комар - маленький, с тонким тельцем и длинным хоботком. Знаете ли вы, что не все комары кусаются? Самцы пьют нектар с цветов, а самки кусают, чтобы отложить яйца в воду.
-А вот стрекоза - совсем другое дело! Это хищник. Посмотрите, какое у нее тело: длинное, с четырьмя крыльями, большие глаза. Черные пятна на концах крыльев - не украшение, а утолщения, которые помогают летать! Ее трудно поймать, она сама ловит других насекомых.
Рефлексия.
(После наблюдений)
- А теперь поиграем в одну-две игры, поищем интересные камни и ракушки. Перед уходом не забудем убрать за собой мусор, соберем в банки воду, растения, речные камни, коряг. Попрощаемся с речкой и поблагодарим ее за интересную встречу.
(Вечером того же дня)
-Ребята, давайте "проявим" наши мысленные фотографии и нарисуем то, что больше всего запомнилось на экскурсии».
(На следующий день)
-Сегодня мы сравним речную воду с водопроводной. Как вы думаете, можно ли пить воду из реки? Почему? Правильно, речную воду пить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»
Тема: «Символика флага Чувашской Республики»Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.Программное содержание:·...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке Знаек"
Конспект с использованием технологий В.В. Воскобовича...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как живёшь, река Кубань?»
Елена СизикинаКонспект занятия в подготовительной к школе группе «Как живёшь, река Кубань?»Цель: развитие любознательности, формирование первичных представлений о малой родине и её природе...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности (интегрированного занятия) с детьми компенсирующей (логопедической) подготовительной к школе группы «Путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам, занимающимся с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Петербурговедение"...

Сценарий для подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени"
сценарий подходит для проведения праздника 23 февраля в подготовительной группе...

Беседа с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Есть такая профессия-Родину защищать!». Вос-ль : Анфимова Е.И. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г.Петрозаводск.
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Есть такая профессия – Родину защ...
