Консультация для педагогов «Проблемно – поисковые ситуации, как средство развития познавательной активности детей»
консультация по окружающему миру

Бигашева Заинаб Миннегараевна

Как организовать такую деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи) и строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-ya_problemno-poiskovye_situatsii.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№17 «Звездочка» города Лесосибирска»

«Проблемно – поисковые ситуации, как средство развития познавательной активности детей»

Разработала:

Бигашева Заинаб Миннегараевна,

«Проблемно-поисковые ситуации, как средство развития познавательной активности детей»

«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности»

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007.
  2. № 2.Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Гончарова Н. Г., Булыгина И. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL
  3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  4. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
  5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: .

АКТУАЛЬНОСТЬ:Проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Как организовать такую деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи) и строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы.

Считаю наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании метод проектной деятельности, который способствует:

формированию у детей умений и навыков коммуникативного характера;

разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности;

активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты;

придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – это тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Метод проектов:

  • Личностно ориентирован;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование данного метода в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. (Это все составляющие познавательного развития). А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Предполагаемый результат.

Проектная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.

-Инструменты измерения результаты:

-мои наблюдения;

-оценка нашей деятельности по результатам конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Консультация для педагогов на тему «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали ...

Консультация для педагогов «Использование нестандартного оборудования, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физичес...