МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация урока для интерактивной доски по математике (старшая группа) на тему

Сорокина Екатерина Сергеевна

Современные требования к дошкольному образованию прямо

указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.

На первый план выходят активные методы интеллектуального  развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Современные требования к дошкольному образованию прямо

указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.

На первый план выходят активные методы интеллектуального  развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты  ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно.

Слайд 2

В ходе их решения создаются особые условия, побуждающие ребёнка применять имеющиеся у него знания, использовать известные способы или придумывать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации. При этом ребёнок учится  рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку.

Слайд 3

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной        цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Мы не можем использовать приёмы передачи готовых знаний детям, излагать им сведения и истины. Сегодня особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Слайд 4

Как научить маленького ребёнка думать? Очевидно, что научить ребёнка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Дети дошкольного возраста исследователи сами по себе. Они хотят новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляют желание экспериментировать, самостоятельно ищут истину. Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задач и открытию мира.

Задача педагога найти пути «обучения» детей, чтобы это обучение было проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы, основываясь на научных изысканиях, и при самостоятельном детском творческом поиске.

Слайд 5

В нашей практике - это очень сложный вопрос, т.к. мы стремимся дать детям готовые решения, отвечаем и объясняем за них, зачастую не даём детям подумать и поискать решение.

Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дети с помощью педагога сами находили правильные решения на поставленные проблемы.

Наблюдаются 3 уровня реализации исследовательского обучения

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.

Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.

Дети ставят проблему и решают её.

Слайд 6

Для того, чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребёнка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации,

формулировку проблемы, управление поисковой деятельности детей,

подведение итогов.

Деятельность ребёнка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведения итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приёмы решения проблемных ситуаций:

-   система вопросов, переформулирование условия задачи;

  • наводящие задачи или задачи-подсказки;
  • цепочка наводящих вопросов;
  • готовый вариант решения.

Слайд 7

Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур и линий. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.

Слайд 8

Очень важно правильно найти форму организации детей:

  • экспериментирование;
  • игра-эксперимент;
  • опыты;
  • игровые ситуации;
  • проблемно-игровые ситуации и их варианты;
  • соединение игр (многовариантность);

Детям нравиться рассуждать,  они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину.

При постановке проблемы дети более активны,  у них вырабатывается умение находить выход из сложных ситуаций в повседневной жизни, в игре, в отношении с друзьями и взрослыми. Сам процесс познания превращается в игру, т.к. мы становимся исследователями, умниками и умницами, а иногда превращаемся в

« первооткрывателей и учёных».

Слайд 9

При использовании проблемного метода развития детей и экспериментирования в повседневной педагогической практике решаю одновременно несколько задач:

- развитие математических способностей;

- формирование умения мыслить логически и высказывать свои собственные суждения;

- развитие умения слушать и принимать суждения своих товарищей, а так же доказывать свои высказывания;

- воспитание  коммуникации ребенка, его активной позиции, умения общаться со сверстниками и взрослыми;

- огромные возможности для развития речи (диалог, доказательность, рассуждение, грамматика, обогащение лексики, построения предложений);

Слайд 10

Важную роль отвожу оснащению познавательно-развивающей среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать себя, свой интерес через практическую деятельность, где скрытое обучение идёт через действие, опыт, через решение проблемных ситуаций, через игру.

 В маленькой лаборатории первые удивления детей, их опытническая проблемно-поисковая деятельность, где практическим путём дети добывают знания. Материал, способствующий развитию математических способностей детей, присутствует во всех играх. Ребёнок ежедневно выполняет разнообразные действия: сравнивает, упорядочивает, систематизирует, измеряет, манипулируя с простыми предметами окружающей среды. Именно эти действия ведут к развитию математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребёнок самостоятельно формирует математические понятия.

Слайд 11

Занимательный игровой материал помогает ребенку познать радость при преодолении трудностей, встретиться с любимыми героями, выполнить увлекательные задания, а также способствует развитию умственных способностей, воображения, познавательного интереса, любознательности и закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет. 
Погружаясь в игровые математические занятия, ребенок вживается в волшебную ситуацию, и в тоже время у него формируется усидчивость, терпение, внимание.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.

В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей:
Формирование познавательной мотивации обучения;
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;
Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития детей: количество и счет, ориентировка во времени и в пространстве, величина, геометрические фигуры.
Слайд  12

В группе организован уголок занимательной математики. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
          В уголке представлены занимательные упражнения, дидактические игры, игровые персонажи. Вся работа в уголке организовывалась с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагались игры детям, ориентируясь на умственное и нравственно – волевое развития детей. Помещались игры, которые доступны детям данного возраста. Дети в свбодное время самостоятельно играли в математические игры и упражнения.
Слайд 13

Активно сотрудничаю с родителями, и они оказывают посильную помощь: пополняют развивающую среду играми и дидактическими пособиями, изготавливают различный занимательный материал с детьми.
         Были организованы консультации для родителей на темы:
- «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»
- «Первые шаги в математике»
- «Учим математику дома»
- «Упражнения на развитие у детей математических способностей»
          Для родителей был организован наглядный материал в виде папки – раскладушки на темы:
- «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома»
-«Ребенок учится считать»
-«Задачки на логику»
-«Занимательные задачи. Задачи в стихах»
Советы на тему «Учить цифры просто и интересно». 
Слайд 14

Итак, игры и игровые ситуации, эксперименты и манипуляции, проблемные вопросы и создание проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми  являются важным эффективным средством, способствующим овладению счетными умениями, элементарными математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего умственного  развития детей и подготовке их к успешному обучению в школе.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание».
  2. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,2004г.
  3. Носова Е.А., Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников. - М., 1999г.
  4. Петерсон Л.Г., Раз - ступенька, два- ступенька. - М., 2005г.
  5. Соломенцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

 ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель

СП «Детский сад № 69»

ГБОУ СОШ № 6

г.о. Сызрань

Сорокина Е.С.

Методист

Кальбова Ю.Н.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

«Проблемно-поисковый метод, как средство развития связной речи дошкольников»

Рекомендации в применении проблемно-поискового метода...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...