МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация урока для интерактивной доски по математике (старшая группа) на тему
Современные требования к дошкольному образованию прямо
указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.
На первый план выходят активные методы интеллектуального развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Современные требования к дошкольному образованию прямо
указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.
На первый план выходят активные методы интеллектуального развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно-поисковые ситуации. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно.
Слайд 2
В ходе их решения создаются особые условия, побуждающие ребёнка применять имеющиеся у него знания, использовать известные способы или придумывать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации. При этом ребёнок учится рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку.
Слайд 3
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Мы не можем использовать приёмы передачи готовых знаний детям, излагать им сведения и истины. Сегодня особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Слайд 4
Как научить маленького ребёнка думать? Очевидно, что научить ребёнка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Дети дошкольного возраста исследователи сами по себе. Они хотят новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляют желание экспериментировать, самостоятельно ищут истину. Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задач и открытию мира.
Задача педагога найти пути «обучения» детей, чтобы это обучение было проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы, основываясь на научных изысканиях, и при самостоятельном детском творческом поиске.
Слайд 5
В нашей практике - это очень сложный вопрос, т.к. мы стремимся дать детям готовые решения, отвечаем и объясняем за них, зачастую не даём детям подумать и поискать решение.
Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дети с помощью педагога сами находили правильные решения на поставленные проблемы.
Наблюдаются 3 уровня реализации исследовательского обучения
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
Дети ставят проблему и решают её.
Слайд 6
Для того, чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребёнка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации,
формулировку проблемы, управление поисковой деятельности детей,
подведение итогов.
Деятельность ребёнка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведения итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приёмы решения проблемных ситуаций:
- система вопросов, переформулирование условия задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих вопросов;
- готовый вариант решения.
Слайд 7
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур и линий. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Слайд 8
Очень важно правильно найти форму организации детей:
- экспериментирование;
- игра-эксперимент;
- опыты;
- игровые ситуации;
- проблемно-игровые ситуации и их варианты;
- соединение игр (многовариантность);
Детям нравиться рассуждать, они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину.
При постановке проблемы дети более активны, у них вырабатывается умение находить выход из сложных ситуаций в повседневной жизни, в игре, в отношении с друзьями и взрослыми. Сам процесс познания превращается в игру, т.к. мы становимся исследователями, умниками и умницами, а иногда превращаемся в
« первооткрывателей и учёных».
Слайд 9
При использовании проблемного метода развития детей и экспериментирования в повседневной педагогической практике решаю одновременно несколько задач:
- развитие математических способностей;
- формирование умения мыслить логически и высказывать свои собственные суждения;
- развитие умения слушать и принимать суждения своих товарищей, а так же доказывать свои высказывания;
- воспитание коммуникации ребенка, его активной позиции, умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- огромные возможности для развития речи (диалог, доказательность, рассуждение, грамматика, обогащение лексики, построения предложений);
Слайд 10
Важную роль отвожу оснащению познавательно-развивающей среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать себя, свой интерес через практическую деятельность, где скрытое обучение идёт через действие, опыт, через решение проблемных ситуаций, через игру.
В маленькой лаборатории первые удивления детей, их опытническая проблемно-поисковая деятельность, где практическим путём дети добывают знания. Материал, способствующий развитию математических способностей детей, присутствует во всех играх. Ребёнок ежедневно выполняет разнообразные действия: сравнивает, упорядочивает, систематизирует, измеряет, манипулируя с простыми предметами окружающей среды. Именно эти действия ведут к развитию математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребёнок самостоятельно формирует математические понятия.
Слайд 11
Занимательный игровой материал помогает ребенку познать радость при преодолении трудностей, встретиться с любимыми героями, выполнить увлекательные задания, а также способствует развитию умственных способностей, воображения, познавательного интереса, любознательности и закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.
Погружаясь в игровые математические занятия, ребенок вживается в волшебную ситуацию, и в тоже время у него формируется усидчивость, терпение, внимание.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей:
Формирование познавательной мотивации обучения;
Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;
Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития детей: количество и счет, ориентировка во времени и в пространстве, величина, геометрические фигуры.
Слайд 12
В группе организован уголок занимательной математики. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
В уголке представлены занимательные упражнения, дидактические игры, игровые персонажи. Вся работа в уголке организовывалась с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагались игры детям, ориентируясь на умственное и нравственно – волевое развития детей. Помещались игры, которые доступны детям данного возраста. Дети в свбодное время самостоятельно играли в математические игры и упражнения.
Слайд 13
Активно сотрудничаю с родителями, и они оказывают посильную помощь: пополняют развивающую среду играми и дидактическими пособиями, изготавливают различный занимательный материал с детьми.
Были организованы консультации для родителей на темы:
- «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»
- «Первые шаги в математике»
- «Учим математику дома»
- «Упражнения на развитие у детей математических способностей»
Для родителей был организован наглядный материал в виде папки – раскладушки на темы:
- «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома»
-«Ребенок учится считать»
-«Задачки на логику»
-«Занимательные задачи. Задачи в стихах»
Советы на тему «Учить цифры просто и интересно».
Слайд 14
Итак, игры и игровые ситуации, эксперименты и манипуляции, проблемные вопросы и создание проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми являются важным эффективным средством, способствующим овладению счетными умениями, элементарными математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего умственного развития детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
Слайд 15
Спасибо за внимание!!!
Литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,2004г.
- Носова Е.А., Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников. - М., 1999г.
- Петерсон Л.Г., Раз - ступенька, два- ступенька. - М., 2005г.
- Соломенцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель
СП «Детский сад № 69»
ГБОУ СОШ № 6
г.о. Сызрань
Сорокина Е.С.
Методист
Кальбова Ю.Н.
2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"
Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника
Выступление на педсовет Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...
«Проблемно-поисковый метод, как средство развития связной речи дошкольников»
Рекомендации в применении проблемно-поискового метода...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...