проект "Зимующие и перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Владимировна Черкасова

Краткосрочный проект.Расширить знания детей о зимующих и перелётных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimyuschie_i_pereletnye_ptitsy.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта, автор

 Название «Перелетные  и зимующие птицы», автор: Жеребцова К.А., Черкасова Л.В., воспитатели МКДОУ Детского сада №7 «Радуга»

Вид проекта

Познавательный, творческий, краткосрочный

Участники проекта

(указать возраст детей)

Дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.

Актуальность проекта

В ходе образовательной деятельности было выявлено, что у детей недостаточно знаний и представлений о перелетных птицах. Они путают зимующих и перелетных птиц, не знают, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц полезно, а что – вредно. Данный проект позволит углубить знания детей о перелетных птицах, о причинах перелета птиц в теплые края. Разбудит в детях интерес к живой природе, послужит воспитанию любви к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблемный вопрос

Как расщирить знания и представления детей о зимующих и перелетных птицах?

Цель проекта

Расширить знания детей о зимующих и перелётных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать бережное оотношение к птицам.

Задачи проекта

Задачи для детей: 

  1. Узнать новые и интересные факты о зимующих и перелетных птицах.
  2. Принять активное участие в различных мероприятиях проекта.

Задачи для родителей:

1. Ознакомиться с замыслом проекта, совместно с воспитателями разработать содержание деятельности по проекту.

2. Воспитывать у детей  познавательный интерес, любознательность, бережное отношение к природе.

3. Расширять словарный запас своего  ребёнка.

Задачи для воспитателей:

Образовательные:

1. Знакомить с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

2. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

3. Направить усилия родителей на создание кормушек.

4.Научить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой.

5. Познакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Развивающие:

1.Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

2.Развиват навыки общения.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к птицам.

2.Воспитывать умение работать в команде.

Продукт проекта

Кормушки для зимующих птиц, выставка детских работ по теме проекта.

Сроки реализации

с 24.11.2023  по 1.12.2023

Практическая значимость проекта

РППС группы пополнится различными дидактическими пособиями по теме проекта, настольно – печатными играми и будет разработан комплекс различных мероприятий по образвательным областям в рамках проекта «Зимующие и перелетные птицы»

Подготовительный этап: 

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

24.11.2023

Беседа «Что я знаю о зимующих и перелетных птицах»

Компьютер, телевизор, проектор, музыкальный центр.

Настольно-печатные и игры, плакат «Зимующие и перелетные птицы»,наглядно – дидактические пособия  «Птицы», «Птицы средней полосы России», игровой набор «Птицы».

Материалы для организации продуктивной деятельности детей.

Не все дети захотят принимать активное участие в запланированных мероприятиях.

Не все дети усвоят новые знания потеме проекта. Занятость не позволит родителям принять активное участие в реализации проекта.

Дети  усвоят новые знания о зимующих и перелетных птицах, примут активное участие в мероприятиях проекта.

Будут созданы продукты проекта:

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

27.11.2023

1 половина дня

Утренний круг

Вечер. Совместная деятельность.

ОО Познавательное развитие.

Рассматривание альбома «Птицы», детских энцеклопедий про птиц

Беседа: «Забота о птицах зимой».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Посмотри и назови»

Рассказ воспитателя о зимующих и перелетных птицах.

ОО Речевое развитие. Чтение художественных произведений: В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

ОО Познавательное развитие. Просмотр презентации «Перелетные птицы»

ОО Социально-коммуника тивное развитие Настольно – печатная игра лото «Птицы»

Дети ,воспитатели.

Дети узнают новые факты о зимующих и перелетных птицах, научатся различать некоторых из них.

28.11.2023

1 половина

дня.

Утро

НОД

Прогулка

2 половина дня

ОО Познавательное развитие Просмотр презентации «Такие разные дома» (гнезда птиц)

ОО Познавательное развитие ФЭМП

«Вместе с птичками считай»

ОО Художественно – эстетическое развитие.

Обрывная аппликация «Снегирь на ветке»

ОО Физическое развитие.

П/и «Птицы и гнезда»

Д/и «Отгадай по описанию»

ОО Социально-коммуникативное развитие.

Инсценировка ст-ия  С. Маршака «Где обедал воробей?» Настольная игра «Угадай по тени»

Работа с родителями:

Предложить  родителям сделать кормушки для птиц.

Дети , воспитатели

Оформлена выставка детско-взрослых работ.

Пополнится активный словарь детей названиями птиц.

29.11.2023

1 половина дня.

Утренний круг

Совместная деятельность

Прогулка

Возвращение с прогулки

2 половина дня

НОД

Вечер

ОО Познавательное развитие

Ситуативный разговор:  «Какие птицы остались зимовать?»

Д/и  «Рассади птиц на веточках по образцу»

ОО Физическое развитие

П/и «Превращения»

Пальчиковая гимнастика «Десять птиек – стайка»

ОО Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Целевая прогулка в птичью столовую (экологическая тропа)

Труд: кормим птиц.

ОО Речевое развитие

Чтение художественных произведений о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

ОО Познавательное развитие. Экология. Интегрированное занятие «Птицы нашего края» с выполнением творческой работы «Птицы у кормишки»

Д/и «Четвертый лишний» (Зимующие и перелетные птицы)

ОО Речевое развитие Чтение 

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

Работа с родителями:

Раздача буклетов родителям «Расскажите детям о птицах нашего края»

Дети , воспитатели

РППС группы дополнена новыми дидактическии и настольно-печатными играми.

Выставка по проекту дополнена новыми детскими работами

30.112023

1 половина дня

Утренний круг

2 половина дня. Совместная деятельность

ОО Речевое развитие. Чтение пословиц и поговорок о птицах.

ОО Познавательное развитие.

Слушание аудиозаписей «Голоса птиц»

ОО Речевое развитие. Выступление детей «Моя любимая птичка»

Д/и «Чей домик?» (Гнезда птиц)

ОО Художественно – эстетическое развитие. Рисование нетрадиционными техниками рисования «Зимующие птицы»

ОО Речевое развитие

А. Блок «Ворона»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

ОО Познавательное развитие.

Рассказ воспитателя «А знаете ли вы?» (Интересные факты из жизни птиц)

Д/ и «Чей хвостик?» (птицы)

Словесная игра «Назови ласково»

ОО Физическое развитие П/и «Перелет птиц»

Оформление альбома «Птицы нашего края»

Дети, воспитатели, родители

У детей продолжают формироваться новые знания и представления о птицах, закрепляются в словаре новые слова: названия птиц.

Оформлен альбом «Птицы нашего края»

Заключительный этап: 

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

1.12.2023

Итоговое мероприятие:

Викторина «Что я знаю о птицах зимующих и перелетных»

Оформление выставки детских работ.

Детям понравились все мероприятия проекта. Родители с интересом отнеслись к его реализации. Приняли участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»

Приняли участие в изготовлении альбома «Птицы нашего края»

У детей сформированы достаточные знания и представления о зимующих и перелетных птицах, пополнился активный и пассивный словарь новыми словами.

Все цели и задачи, которые мы ставили, были  выполнены в полном объеме.

Был разработан проект «Зимующих и перелетных птиц»

Разработаны конспекты занятий, бесед с детьми по теме проекта.

РППС группы была дополнена играми: настольно печатными , сюжетно ролевыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...