ООД "В гостях у Хозяюшки" (младший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Пашкова Татьяна Владимировна

Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayushki.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в младшей группе «В гостях у Хозяюшки»

Цель: Прививать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору;

- Создать у детей радостное настроение.

Оборудование: Предметы русского быта, стол, скамейки, пасхальный кулич, крашенные яйца, пирог, кукла домовенок на руку, ширма - печь, картинки с изображением предметов русской избы, маска козла, русский народный костюм для Хозяюшки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Ознакомление с предметами мини-музея русского быта. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход ООД:

Выходит Хозяюшка, в народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости, жданные, званные да желанные!

Красны девицы, да добры молодцы!

По обычаям старинным всем гостям поклон мой низкий!

Хозяюшка кланяется.

Хозяюшка: Дети, посмотрите, сколько к нам прибыло гостей со всех волостей. Давайте поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Хозяюшка: А я, то рада гостям, как добрым вестям.

Ну, дай бог тому, кто в нашем дому.

Дорогим гостям, да милым детушкам.

Хозяюшка: Сегодня я приглашаю вас к себе в гости, в русскую горницу.

Проходите гости дорогие.

(Дети заходят в горницу, под музыку «Ах вы сени, мои сени»)

Хозяюшка: Проходите! Красному гостю – красное место!

Люди свойские, простые, заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Ребята, вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

Дети: Печь, стол, самовар, сундук и т. д.

Хозяюшка: Отгадайте загадку и узнаете, что же в горнице было самым главным «Если работает она, не будет голодная семья».

Дети: Печь.

Хозяюшка: Конечно, печка-кормилица наша. Она самая главная!

У хозяев гордость – печь! Поведем о ней мы речь!

Все готовится в печи, и хлеба, и калачи,

Каши и картошка, и баранья ножка!

Хозяюшка: Встанет поутру хозяйка и первым делом начинает растапливать печку. А чем топили печь?

Дети: Дровами.

Хозяюшка: А, какие предметы помогали приготовить еду в печи, мы сейчас с вами вспомним. «Он как круглая кастрюля он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Хозяюшка: Конечно, же, чугунок. Сделан он из чугуна, а какие рассыпчатые каши и ароматные щи готовили в чугунке. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. «Чугунок очень рад, что схватил его…»

Дети: Ухват.

Хозяюшка: Далее еще загадка «Что за черная, железная нога.

В уголке стоит у печки….»

Дети: Кочерга.

Хозяюшка: А, зачем нужна кочерга?

Дети: С помощью кочерги можно было поправить дрова и угли в печи.

Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, что печь, не только кормила всю семью?

Дети: Да, знаем. Она обогревала избу, на ней спали дети и старики, сушили одежду, грибы, ягоды и травы.

Хозяюшка: Ребята, расскажите стихи о русской печке.

Саша С.: Русской печки нет добрее, всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Хозяюшка: В доме каждому нужна печки добрая спина.

С русской печкой нам не грустно, а тепло всегда и вкусно.

Раздается стук. Хозяйка высказывает предположение, что это кто-то пришел, и предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами. В ответ на печке появляется домовенок Кузя.

Кузя поет веселую песенку:

Домовой за печкой жил, с ребятишками дружил.

Он Хозяйке помогал, всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой, самый лучший в мире домовой!

Затем прячется. Затевая с детьми игру «Аюшки».

Дети (кричат): Кузя!!!

Кузя: Аюшки!

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принес?

- Оладушки!

- Где же они?

- Под лавкой!

- Экий, ты Кузя, чудак!

- А вы, детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили да и съели.

- Ладно, в другой раз так и сделаю. (прячется)

- Кузя!!!

- Аюшки! (выглядывает)

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принес?

- Сапожки!

- Где они?

- А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

Дети смеются, Кузя прячется, игра продолжается.

- Кузя!

-Аюшки!

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принес?

- А принес я вам картинки и предлагаю поиграть в игру «Найди такой же».

Хозяюшка берет картинки и раздает детям, дети, пока звучит музыка, должны найти в избе соответствующий предмет и встать возле него

(сундук, самовар, прялка, стиральная доска и т.д.) и рассказать для чего этот предмет.

Кузя: Ай, какие молодцы, справились с заданием. Предлагаю вам еще поиграть, согласны?

Дети: Да!!!

Кузя: Предлагаю поиграть в игру «Козёл и ребята» (физминутка)

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него, и ведется диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются)

Кузя: Ребята, поздравляю вас с самым главным христианским праздником. Вы, конечно. Знаете, какой праздник наступил?

Дети: Праздник Пасхи!

Хозяюшка: Правильно! Веселится народ – праздник Пасхи у ворот!

Катя: Вот и Пасха к нам пришла - праздник милый для меня!
Сколько радости принёс, и печали он унёс.
Мирослава: Над лугами и полями светит солнышко над нами,
Долгожданная весна нам день Пасхи принесла.

Кузя: Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств!

Скажите, ребята. А какие угощения традиционно готовятся на пасхальный стол? (Дети отвечают).

Хозяюшка: Этот праздник богат не только вкусными угощеньями, богат он традициями и обычаями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть. Как солнце «заиграет». А дети обращались к солнцу с закличками.

Полина: Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко,

Солнышко, покажись, красное, нарядись!.

Коля: Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко.

Сядь на пенёк. Погуляй весь денёк!

Хозяюшка: Праздник Пасхи длится целую неделю, на пасху на Руси, устраивали весёлые игры и развлечения. Давайте, и мы с вами поиграем.

Несу вам яйца расписные - непростые, золотые!

Будем с яйцами играть, праздник Пасхи прославлять.

Игра: «Раскрути яйцо»

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл.

Кузя: Пока вы играли, пирог в печке испекся. Недаром пословица молвится: «Что изба красна не углами, а пирогами». Угощайтесь!!!

Хозяюшка: Ребята, что нужно сказать Кузе? (Спасибо).

Кузя: На здоровье!!! А мне пора, до свиданья!!! (Исчезает за печкой).

Хозяюшка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами своих гостей. Я надеюсь, что вам понравилось у меня в горнице? (Да) А что больше всего?

Всем спасибо за вниманье, за игру, за звонкий смех.

Говорю Вам: «До свидания! Снова в гости жду я всех!»

Ребята, попрощайтесь с нашими гостями, пойдемте провожу вас в группу.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ.Сценарий развлечения "В ГОСТЯХ У АРХИМЕДА"( старший возраст).

Предлагаю Вашему вниманию сценарий по проведению развлечения "В гостях у Архимеда" . Данная разработка составлена в соавторстве с воспитателями старшей и подготовительной групп.  Материал можно и...

Фольклорное занятие на тему: "В гости к хозяюшке" (младшая группа)

Дети  учаться  играть с куклой   и  проговаривать слова. Проявлять заботу о животных. Играть в руские народные игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гости к бабушке" младший возраст

В раннем возрасте наступает самый настоящий "математический" возраст, когда крохе очень важно познакомиться со свойствами предметов, осознать их связь между собой, осилить основы синтеза и анализа, по...

Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Капитошка в гостях у ребят" - ранний возраст

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности....

Конспект образовательной ситуации «В гости к Хозяюшке» (младший возраст)

Формировать у детей интерес к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку....

НОД "В гостях у хозяюшки" младшая группа

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитаниюТема: «В гостях у хозяюшки»Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству....

Конспект образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста возраста по теме «Ждем гостей». Вторая группа раннего возраста (2 – 3 года).

Конспект образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста возраста по теме «Ждем гостей».Вторая группа раннего возраста  (2 – 3 года)....