План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.
Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Составила:
Воспитатель:
Филина Н.В.
Каликина Е.В
Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.
Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи: - расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Пути реализации:
- Создание условий, соответствующей развивающей среды.
- Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
- Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Перспективный план самообразования на 2024-2025учебный год
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С родителями | Самостоятельное изучение | |
Сентябрь | Беседы:
Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке. Д/и.:
Художественное творчество: Рисование:
Лепка:
Чтение худ. лит:
|
Консультация «Сокровища леса». Анкетирование «Экологическое воспитание детей». |
|
Октябрь | Беседы:
Д/и.:
Сюжетно-ролевая игра :
Художественное творчество: Аппликация :
Рисование:
Чтение худ. лит:
Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). | Экскурсия в зоопарк | |
Ноябрь | Наблюдения Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц Беседы:
Д/и.:
Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов. П/и:
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Художественное творчество: Аппликация
Лепка:
Чтение худ. лит:
| Литературная выставка «Читайте вместе с нами». | Изготовление дидактических игр по темам. |
Декабрь | Наблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседы:
Д/и.:
Чтение худ. лит:
| Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» | Подборка художественной литературы для свободного чтения; |
Январь | Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц на прогулке Беседа: «Живое – неживое» Игра- имитация «Звериная зарядка»
Чтение худ. лит:
Экспериментирование | Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе». | Пополнить картотеку дидактических игр по экологии |
Февраль | Беседа:
Д/и.:
Чтение худ. лит: Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». Наблюдения за живой и неживой природой зимой. Кормление птиц на прогулке. Художественное творчество: Рисование: «Чем красива зимняя природа». | Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных) | Разработка лепбука «зоопарка» |
Совместный досуг с родителями «Знатоки природы» | |||
Март | Беседы:
Художественное творчество: (оригами):
Д/и.:
Чтение худ. лит:
Рассматривание картин :
Наблюдения:
| Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
| Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы». |
Апрель | Беседы:
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Составление рассказа «Путешествие семечка.» Опытно-экспериментальная деятельность Изучение строения одуванчика. Наблюдения за объектами живой и неживой природы. Художественное творчество: Рисование:
| Проведения субботника «Сделаем наш дом чище». | |
Май | Наблюдения:
Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях Д/и.:
Художественное творчество: Рисование
| Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе. | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : Проект «Деревья нашего края»
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Анкета для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________
Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________
Как часто? При каких ситуациях?
– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!
1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
3. Учите детей правильному общению с живыми существами.
4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
7. Учите исправлять свои ошибки.
8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
10. Разучите пословицы:
• Много леса – НЕ РУБИ, мало леса – БЕРЕГИ, нет леса – ПОСАДИ.
• Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.
• Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пуст
• Добрые дела целыми веками живут.
• Доброе дело веками, помнится.
• Доброму везде добро.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Добро помни, а зло забывай.
Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.
11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бу¬маги.
16. Поощряйте экспериментирование детей.
17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.
1.Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
2. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
3. Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,
развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
5. Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
6. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» на 2015-2020 учебный год
План по самообразованию...

Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» (подготовительная группа)...

План работы по самообразованию На тему «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
В настоящее время экологические проблемы выдвигаются на первый план, поэтому важно углублять и закреплять знания детей в этой области. Чтобы природа не была полностью уничтожена, нужно воспитывать у н...

План по самообразованию педагога Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края».
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие...
План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все...
