ПРОЕКТ "Игры с водой и песком"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Селезнева Елена Николаевна

Проект  «Игры с водой и песком» в детском саду актуален, так как игры с песком и водой способствуют всестороннему развитию детей, включая сенсорное, моторное, познавательное, эмоциональное и социальное развитие. Эти игры предоставляют возможность для экспериментирования, развития воображения, решения проблем и формирования навыков сотрудничества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_pesok_pr.docx842.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей.Shady\Desktop\оформление\1.jpg

C:\Users\Андрей.Shady\Desktop\оформление\0126b4ca40b5a00c3893ad06493547ed.png

ПРОЕКТ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 3

«Игры

с водой и песком»

Псков,

2025

  1. Актуальность.

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Игры с песком дают детям возможность справиться с эмоциональным напряжением, что является актуальным для детей младшего возраста. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Проект  «Песочные сказочки, мокрые загадочки» в детском саду актуален, так как игры с песком и водой способствуют всестороннему развитию детей, включая сенсорное, моторное, познавательное, эмоциональное и социальное развитие. Эти игры предоставляют возможность для экспериментирования, развития воображения, решения проблем и формирования навыков сотрудничества

Значение проекта  

  • Сенсорное развитие: 

Песок и вода – отличные материалы для исследования текстур, плотности, влажности и других свойств. 

  Моторное развитие: 

Дети развивают мелкую и крупную моторику, манипулируя песком и водой, используя лопатки, формочки, лейки и другие инструменты. 

  Познавательное развитие: 

Дети знакомятся с понятиями объема, количества, свойств материалов, а также учатся делать выводы и предсказания. 

  Эмоциональное развитие: 

Игры с песком и водой успокаивают, помогают детям выражать эмоции, снимать напряжение и повышать настроение. 

  Социальное развитие: 

Совместные игры в песочнице способствуют развитию навыков общения, сотрудничества, умения делиться и договариваться. 

  Творческое развитие: 

Дети могут использовать песок и воду для создания различных построек, фигур, сюжетов, что стимулирует их воображение и творческие способности. 

В целом, проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» является важной частью образовательного процесса в детском саду, способствующей всестороннему развитию детей. 

  1. Цель.

Расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение дошкольников разнообразными сенсорными впечатлениями через организацию деятельности с водой и с песком.

  1. Задачи. 
  1. Создавать атмосферу радости и удовольствия.
  2. Формировать представления о свойствах воды и песка, значении воды в жизни человек.
  3. Расширять кругозор детей, развивать познавательную активность.
  4. Учить экспериментировать с предметами, соблюдая правила.
  5. Развивать мелкую моторику.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать навыки сотрудничества.

  1. Предполагаемый результат
  1. Дети имеют элементарные представления.
  • Песок сухой рассыпается, из него лепить нельзя; сырой  лепится, когда влажный меняет цвет.
  • Вода жидкая, прозрачная, бывает теплая, холодная, принимает форму того сосуда, в котором находится, меняет цвет при окрашивании, растворяет вещества.
  • Значение воды в жизни человека.
  1. Сформированы элементарные навыка исследовательских  действий: насыпание, пересыпание, переливание, размешивание и т. п.
  2. Проявляют интерес к деятельности экспериментирования.
  3. Отражают с свободной деятельности задачи проекта ( рисование, лепка, беседы, рассказы, игры)

  1. Тип проекта.

Познавательно – исследовательский.

Средне срочный (сентябрь 2025 г. по май 2026 г.)

  1. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

  1. Виды деятельности проекта.

1. Беседы, наблюдения

2. Опыты с песком и водой

3. Игры с песком и водой        

4. Игры:

  • подвижные;
  • дидактические;
  • режиссёрские.

5. Чтение художественной литературы.

6. Разучивание стихов

6. Пальчиковые игры

7. Продуктивная деятельность.

8. Рассматривание иллюстраций.

9. Просмотр познавательных мультфильмов.

  1. Презентацуия проекта.
  • Фотоальбом «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
  • Развлечение «Ах водичка, ах песочек»
  1. Планирование работы по реализации проекта.

C:\Users\Андрей.Shady\Desktop\оформление\DSCN9321.JPG

C:\Users\Андрей.Shady\Desktop\оформление\item_6633.png

Сентябрь

Виды деятельности

Примечание

Знакомство с водой «Водичка, водичка умой моё личико».

Цель: знакомство со свойством воды – текучесть (вода течет, жидкая, смывает мыло и грязь…)

Переливание воды «Напоим кукол»

Цель: мелкая моторика- умение переливать воду.

Беседа с деть об аккуратном обращении с песком, правила игры с песком ( не рассыпать, не кидаться песком,  мыть руки после игр с песком)

Наблюдение за свойствами песка «Песок сухой и влажный»

Цель: знакомство со свойством песка (сухой – сыпется, влажный – лепиться)

Игра с песком «Печем пирожки»

Рисование на песке

Цель: учить выравнивать поверхность песка, наносить элементарное изображение палочкой ( кружки, вертикальные и горизонтальные линии, точки…)

Чтение потешки «Водичка, водичка…»

8.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

9.

Рассматривание иллюстраций «Дождик», «Мы не боимся дождя» (зонтик, сапожки, дождевик»

10.

Рисование «Дождик»

Цель: учить рисовать округлую форму и вертикальные линии.

Октябрь

Виды деятельности

Примечание

Зачерпывание и вычерпывание воды «Напоим уточек»

Цель: развитие мелкой моторики, умения зачерпывать и вычерпывать воду разными предметами.

«Отпечатки наших рук»

Цель: свойства влажного песка, развивать умение сильно прижимать расправленную ладонь к песку.

Эксперимент  «Тонет – не тонет»

Цель: знакомство со свойствами предметов, умение делать элементарные обобщения.

Игры с песком «Песочные постройки»

Цель: развивать воображение, умение создавать простейшие постройки из песка.

Беседа с иллюстрациями «Кому нужна вода?»

Цель: формировать представления о значении воды в жизни.

Игра « Кораблики»

Цель: формировать представления о водном транспорте, создавать эмоционально-положительный фон.

Игры:

  • «Чудо пекарь» (пирожки из песка)
  • «Разливаем суп» (разливание «супа» из кастрюли в тарелочки)

Экспериментирование «Копание песка» (набирать песок в формы, копать ямки, делать горки)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Цель: развивать мелкую моторику.

Чтение стихотворения А.Босева «Дождик»

Рисование на песке (см. сентябрь)

Ноябрь

Виды деятельности

Примечание

  1. 1.

Экспериментирование «Какая форма у воды» ( переливание вода в разные емкости, вода имеет форму того предмета, в который она налита)

2.

Экспериментирование «Тонет или не тонет песок» ( насыпать песок в воду)

  1. 3.

Беседа – рассказ с иллюстрациями «Вода в природе» (водоёмы)

Цель: познакомить детей с разными водоёмами ( речка, озеро, море)

4.

Подвижные игры:

  • «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.

5.

Настольная игра «Гигиена»

Цель: закреплять навыка гигиенических  процедур (мытьё рук, лица)

6.

Игра «Тайничок» (закапывание и нахождение игрушек в песке)

7.

Чтение стихотворения В.  Ланцетти  «Рисунок на песке»

Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»

8.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями.

Цель: воспитывать трудолюбие, формировать представление о значении воды для растений.

9.

Рассматривание иллюстраций «Игры в песочнице»

Цель: побуждать детей рассказывать о том, что они видят на картине, развивать интерес к играм с песком.

10

Рисование «Речка» (гуашь)

Цель: учить рисовать две горизонтальные линии, закрашивать гуашью, рисовать короткие вертикальные линии (травка)

11

Самостоятельные игры с песком и водой.

12

Просмотр мультфильма «Что такое вода»

Декабрь

Виды деятельности

Примечание

  1. 1.

Экспериментирование  «Прозрачность воды»  (вода в прозрачных стаканчиках, виден предмет за стаканом- прозрачная, сравнение с белым цветом)

Экспериментирование «Таяние снега» (принести с прогулки снег)

Цель: дать представления о том, что снег – это вода.

2.

Беседа  «Для чего человек использует воду»

Цель: формировать представления о необходимости воды в быту.

3.

Рассказ  «Снег, снежок»

Цель: дать представления о том, что снег – это вода.

4.

Рассматривание иллюстраций:

  • «Снег»
  • «Использование вода в быту»

5.

Игры с песком « Штампики»

Цель: учить выравнивать поверхность песка, плотно прижимать штампики;  создавать эмоционально положительный фон от игры.

  1. 6.

Игра с песком «Вкусный  тортик»

Цель: учить делать из формочки «тортик» и украшать его.

  1. 7.

Чтение:

  • стихотворения М. Ершовой «Песочница»

Цель: вызвать эмоциональный отклик от игр с песком.

  • стихотворения А Барто « Снег, снег, снег кружится…»

Цель: развивать представление, что снег- вода.

  1. 8.

Игра - труд «Моем игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, умение обращаться с мылом и водой.

9.

Игра с водяной мельницей

Цель: учить аккуратно лить воду в воронку.

10

Лепка «Снеговик»

Цель: учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней.

11

Самостоятельные игры с водой и песком

12

Подвижные игры:

  • «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Солнышко и дождик»

Январь

Виды деятельности

Примечание

  1. 1.

Экспериментирование «Вкус воды» (стаканчики с питьевой водой, пробуем на вкус - безвкусная)

2.

Игра – эксперимент «Горка из песка» ( с помощью лопатки насыпаем  горку, ладошками прижимаем)

Цель: формировать представление, что мокрый песок прилипает друг к другу и получается постройка.

3.

Рассказ « Что такое лёд»

Цель: дать представлении о том, что лёд – это замерзшая на морозе вода.

4.

Рассматривание иллюстраций «Речка замерзла»

5.

Просмотр мультфильма «Чудо водичка» (состояния воды)

  1. 6.

Чтение стихов об играх с песком С. Цапаевой, Е Шмаровой, Н Хилтон

7.

Рисование на песке «Снежинка» (палочкой)

Цель: учить выравнивать песок, рисовать прямые линии.

8.

Самостоятельные игры с водой и песком.

9.

Подвижные игры:

  • «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Солнышко и дождик»

10

Наблюдение за снегом, льдом, сосульками

11

Рисование «Снег идет»

Цель: учить рисовать зимние деревья и снежинки (макалками)

Февраль

Виды деятельности

Примечание

1.

Экспериментирование «Цветная вода» (баночка с водой , краска, кисточки: окрашиваем воду в разные цвета, смешивая краски)

Цель: формировать представление, что вода растворяет краску , а краска окрашивает воду.

2.

Экспериментирование «Цветные льдинки» (заморозить в формочках цветную. воду)

Цель: формировать представление о замерзании воды на морозе.

3.

ИЗО «Выкладывание узоров из цветных льдинок»

Цель: развивать эстетический вкус

4.

Экспериментирование – игра «Зоопарк» (делаем загородку для зверей)

Цель: учить детей делать заборчик: прямыми ладошками собираем песок и прижимаем.

5.

Экспериментирование «Таяние льда в воде» (бросить в воду лёд – куда делся)

6.

Рассматривание иллюстраций:

  • «Катаемся на коньках»
  • «Песочные постройки»

7.

Игра – экспериментирование «Мячик» (из песка двумя ладошками делаем мячик)

Цель: развивать мелкую моторику.

8.

Разучивание стихотворения А.Барто «Мячик»

9.

Подвижные игры:

  • «Снежинка, льдинка, сугроб» ( бегаем – «летаем», замираем, собираемся все вместе и приседаем)
  • «Катаемся на конька,  на лыжах»
  • «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Солнышко и дождик»

10

 Чтение стихов о песке К. Балденой, С Кашлева

11

Самостоятельный игры с песком и водой.

12

Наблюдение за снегом, льдом, сосульками

Март

Виды деятельности

Примечание

1.

Экспериментирование «Сладкая  вода» (стаканчики с питьевой водой, ложки , сахар: положить сахар в стаканчик и размешать, попробовать на вкус)

Цель: познакомить детей с водой – растворителем (сахар растворяется в воде, и вода становится сладкой).

2.

Игра – экспериментирование «Спрячь игрушку»

(закапываем игрушку в песок и ищем её)

3.

Труд «Учимся поливать растения»

Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений.

4.

Наблюдение за снегом, льдом, сосульками

5.

Экспериментирование «Сравнение песка и сахарного песка»  (сахарные песок растворяется в воде, песок - нет,  крупинки сахарного песка крупнее, чем песка, отличаются по цвету)

Цель: развивать наблюдательность, умение делать простейшие обобщения.

6.

Игра «Посласти кукле чай» (выбрать сахарный песок и посластить «чай»)

Цель: закреплять представления о воде-растворителе, песке.

7.

Чтение:

  • А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: познакомить с новым произведением,  воспитывать желание соблюдать гигиенические правила.

  • Стихи про игры с песком.

8.

Просмотр мультфильма про кинетический песок.

9.

Строительная игра из песка «Городок» (дороги, дома, деревья- с игрушками для песка)

Цель: развивать творчество, интерес к играм с песком.

10

Пальчиковая игра в песке «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять…»

11

Подвижные игры

  • «Снежинка, льдинка, сугроб» ( бегаем – «летаем», замираем, собираемся все вместе и приседаем)
  • «Катаемся на конька,  на лыжах»
  • «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Солнышко и дождик»

12

Сюжетно –ролевая игра «Моем посуду»

Цель: учить выполнять ролевые действия, закреплять представления о значении воды в быту.

13

Самостоятельные игры с песком и водой.

14

Уход за растениями (полив)

Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений.

Апрель

Виды деятельности

Примечание

1.

Экспериментирование «Солёная вода» (стаканчик с питьевой водой, соль, ложка – набрать немного соли , положить её в воду и размешать, аккуратно попробовать на вкус)

Цель: формировать представления, что вода растворяет соль и становится соленой.

2.

Беседа « Какие водоёмы знаете?»

Цель: закреплять представления о воде а природе.

3.

Рассказ о воде в водоёмах ( пресная- безвкусная, соленая)

4.

Рассматривание иллюстраций «Люблю купаться»  (водоемы: речка и море, песчаный пляж, можно лепить из песка на берегу)

5.

Подвижная игра «Море волнуется»

Цель: развивать внимание, ловкость.

6.

Просмотр мультфильма «Город из песка»

Цель: развивать внимание, интерес к играм с песком.

7.

Уход за растениями (полив)

Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений.

8.

Игра «Песочная сказка» (сказочные декорации , сказка по выбору детей)

Цель: развивать творчество, умение рассказывать сказку.

9.

Разрезные картинка «Водоёмы»

Цель: развивать внимание, закреплять представления о водоёмах.

10

Труд - игра «Постираем кукле платье»

Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в быту.

11

Самостоятельные игры с песком и водой.

12

Аппликация «Песочница»

Цель: развивать умение приклеивать готовые формы, изображать песое с помощью салфеток.

13

Пальчиковая игра в песке «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять…»

Май

Виды деятельности

Примечание

1.

Экспериментирование «Теплая и холодная вода» (два тазика с водой, в каком тазике будем купать куклу: на ощупь определить температуру воды)

Цель: развивать тактильные ощущения.

2.

Игра «Купание куклы»

Цель: формировать представления о последовательности купания: снять одежду, сесть в ванну, намылить мочалу и помыться ею, ополоснуться, вытереться полотенцем и одеться; продолжать формировать представления о значении воды.

3.

Чтение «Купание» З.Александровой.

Цель: формировать представления о необходимости гигиенических процедур.

4.

Игра-экспериментирование «Найди предмет» (на ощупь выкопать загаданный предмет)

Цель: развивать внимание, тактильные ощущения.

5.

Игра с песком «Дикие  и домашние животные»  (домик- домашние, деревья- дикие и т.п.)

Цель: формировать представления о животном мире, развивать фантазию.

6.

Беседа-рассказ «Животным нужна вода»

Цель: формировать представления о значении воды для жизни животных.

7.

Рассматривание иллюстраций «Животные на водопое»

8.

Заключительная беседа с рассматриванием иллюстраций «Зачем нужна вода»

9.

Просмотр мультфильма «О воде» (фиксики)

10

Самостоятельные игры с песком и водой.

11

Уход за растениями (полив)

Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений.

12

Подвижные игры

  • «Море волнуется»
  •  «Речка,  озеро, море»  (дети выстраиваются друг за другом, в маленький круг, в большой круг)
  • «По ровненькой дорожке»
  • «Солнышко и дождик»

13

Коллективная картина «Ах водичка, ах песочек» (рисование, лепкк, аппликация)

14

Развлечение «Ах водичка, ах песочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком

Изучаем свойства песка и «печем куличи»         Любому ребенку игра с песком доставляет большое удо­вольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведер­ко,...

Оборудование для игр с ветром, водой и песком

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА» 2-3 лет

Данный комплекс расчитан для детей 1 младшей группы (ясельный возраст)...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ   СО СВОЙСТВАМИ  ВОДЫ   И    ПЕСКА...

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...