ПРОЕКТ "Игры с водой и песком"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Проект «Игры с водой и песком» в детском саду актуален, так как игры с песком и водой способствуют всестороннему развитию детей, включая сенсорное, моторное, познавательное, эмоциональное и социальное развитие. Эти игры предоставляют возможность для экспериментирования, развития воображения, решения проблем и формирования навыков сотрудничества
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 842.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 3
«Игры
с водой и песком»
Псков,
2025
- Актуальность.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Игры с песком дают детям возможность справиться с эмоциональным напряжением, что является актуальным для детей младшего возраста. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» в детском саду актуален, так как игры с песком и водой способствуют всестороннему развитию детей, включая сенсорное, моторное, познавательное, эмоциональное и социальное развитие. Эти игры предоставляют возможность для экспериментирования, развития воображения, решения проблем и формирования навыков сотрудничества
Значение проекта
- Сенсорное развитие:
Песок и вода – отличные материалы для исследования текстур, плотности, влажности и других свойств.
Моторное развитие:
Дети развивают мелкую и крупную моторику, манипулируя песком и водой, используя лопатки, формочки, лейки и другие инструменты.
Познавательное развитие:
Дети знакомятся с понятиями объема, количества, свойств материалов, а также учатся делать выводы и предсказания.
Эмоциональное развитие:
Игры с песком и водой успокаивают, помогают детям выражать эмоции, снимать напряжение и повышать настроение.
Социальное развитие:
Совместные игры в песочнице способствуют развитию навыков общения, сотрудничества, умения делиться и договариваться.
Творческое развитие:
Дети могут использовать песок и воду для создания различных построек, фигур, сюжетов, что стимулирует их воображение и творческие способности.
В целом, проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» является важной частью образовательного процесса в детском саду, способствующей всестороннему развитию детей.
- Цель.
Расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение дошкольников разнообразными сенсорными впечатлениями через организацию деятельности с водой и с песком.
- Задачи.
- Создавать атмосферу радости и удовольствия.
- Формировать представления о свойствах воды и песка, значении воды в жизни человек.
- Расширять кругозор детей, развивать познавательную активность.
- Учить экспериментировать с предметами, соблюдая правила.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать навыки сотрудничества.
- Предполагаемый результат
- Дети имеют элементарные представления.
- Песок сухой рассыпается, из него лепить нельзя; сырой лепится, когда влажный меняет цвет.
- Вода жидкая, прозрачная, бывает теплая, холодная, принимает форму того сосуда, в котором находится, меняет цвет при окрашивании, растворяет вещества.
- Значение воды в жизни человека.
- Сформированы элементарные навыка исследовательских действий: насыпание, пересыпание, переливание, размешивание и т. п.
- Проявляют интерес к деятельности экспериментирования.
- Отражают с свободной деятельности задачи проекта ( рисование, лепка, беседы, рассказы, игры)
- Тип проекта.
Познавательно – исследовательский.
Средне срочный (сентябрь 2025 г. по май 2026 г.)
- Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
- Виды деятельности проекта.
1. Беседы, наблюдения
2. Опыты с песком и водой
3. Игры с песком и водой
4. Игры:
- подвижные;
- дидактические;
- режиссёрские.
5. Чтение художественной литературы.
6. Разучивание стихов
6. Пальчиковые игры
7. Продуктивная деятельность.
8. Рассматривание иллюстраций.
9. Просмотр познавательных мультфильмов.
- Презентацуия проекта.
- Фотоальбом «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
- Развлечение «Ах водичка, ах песочек»
- Планирование работы по реализации проекта.
Сентябрь
№ | Виды деятельности | Примечание |
Знакомство с водой «Водичка, водичка умой моё личико». Цель: знакомство со свойством воды – текучесть (вода течет, жидкая, смывает мыло и грязь…) | ||
Переливание воды «Напоим кукол» Цель: мелкая моторика- умение переливать воду. | ||
Беседа с деть об аккуратном обращении с песком, правила игры с песком ( не рассыпать, не кидаться песком, мыть руки после игр с песком) | ||
Наблюдение за свойствами песка «Песок сухой и влажный» Цель: знакомство со свойством песка (сухой – сыпется, влажный – лепиться) | ||
Игра с песком «Печем пирожки» | ||
Рисование на песке Цель: учить выравнивать поверхность песка, наносить элементарное изображение палочкой ( кружки, вертикальные и горизонтальные линии, точки…) | ||
Чтение потешки «Водичка, водичка…» | ||
8. | Подвижная игра «Солнышко и дождик» | |
9. | Рассматривание иллюстраций «Дождик», «Мы не боимся дождя» (зонтик, сапожки, дождевик» | |
10. | Рисование «Дождик» Цель: учить рисовать округлую форму и вертикальные линии. |
Октябрь
№ | Виды деятельности | Примечание |
Зачерпывание и вычерпывание воды «Напоим уточек» Цель: развитие мелкой моторики, умения зачерпывать и вычерпывать воду разными предметами. | ||
«Отпечатки наших рук» Цель: свойства влажного песка, развивать умение сильно прижимать расправленную ладонь к песку. | ||
Эксперимент «Тонет – не тонет» Цель: знакомство со свойствами предметов, умение делать элементарные обобщения. | ||
Игры с песком «Песочные постройки» Цель: развивать воображение, умение создавать простейшие постройки из песка. | ||
Беседа с иллюстрациями «Кому нужна вода?» Цель: формировать представления о значении воды в жизни. | ||
Игра « Кораблики» Цель: формировать представления о водном транспорте, создавать эмоционально-положительный фон. | ||
Игры:
| ||
Экспериментирование «Копание песка» (набирать песок в формы, копать ямки, делать горки) | ||
Пальчиковая гимнастика «Дождик» Цель: развивать мелкую моторику. | ||
Чтение стихотворения А.Босева «Дождик» | ||
Рисование на песке (см. сентябрь) |
Ноябрь
№ | Виды деятельности | Примечание |
| Экспериментирование «Какая форма у воды» ( переливание вода в разные емкости, вода имеет форму того предмета, в который она налита) | |
2. | Экспериментирование «Тонет или не тонет песок» ( насыпать песок в воду) | |
| Беседа – рассказ с иллюстрациями «Вода в природе» (водоёмы) Цель: познакомить детей с разными водоёмами ( речка, озеро, море) | |
4. | Подвижные игры:
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу. | |
5. | Настольная игра «Гигиена» Цель: закреплять навыка гигиенических процедур (мытьё рук, лица) | |
6. | Игра «Тайничок» (закапывание и нахождение игрушек в песке) | |
7. | Чтение стихотворения В. Ланцетти «Рисунок на песке» Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» | |
8. | Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями. Цель: воспитывать трудолюбие, формировать представление о значении воды для растений. | |
9. | Рассматривание иллюстраций «Игры в песочнице» Цель: побуждать детей рассказывать о том, что они видят на картине, развивать интерес к играм с песком. | |
10 | Рисование «Речка» (гуашь) Цель: учить рисовать две горизонтальные линии, закрашивать гуашью, рисовать короткие вертикальные линии (травка) | |
11 | Самостоятельные игры с песком и водой. | |
12 | Просмотр мультфильма «Что такое вода» |
Декабрь
№ | Виды деятельности | Примечание |
| Экспериментирование «Прозрачность воды» (вода в прозрачных стаканчиках, виден предмет за стаканом- прозрачная, сравнение с белым цветом) | |
Экспериментирование «Таяние снега» (принести с прогулки снег) Цель: дать представления о том, что снег – это вода. | ||
2. | Беседа «Для чего человек использует воду» Цель: формировать представления о необходимости воды в быту. | |
3. | Рассказ «Снег, снежок» Цель: дать представления о том, что снег – это вода. | |
4. | Рассматривание иллюстраций:
| |
5. | Игры с песком « Штампики» Цель: учить выравнивать поверхность песка, плотно прижимать штампики; создавать эмоционально положительный фон от игры. | |
| Игра с песком «Вкусный тортик» Цель: учить делать из формочки «тортик» и украшать его. | |
| Чтение:
Цель: вызвать эмоциональный отклик от игр с песком.
Цель: развивать представление, что снег- вода. | |
| Игра - труд «Моем игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, умение обращаться с мылом и водой. | |
9. | Игра с водяной мельницей Цель: учить аккуратно лить воду в воронку. | |
10 | Лепка «Снеговик» Цель: учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней. | |
11 | Самостоятельные игры с водой и песком | |
12 | Подвижные игры:
|
Январь
№ | Виды деятельности | Примечание |
| Экспериментирование «Вкус воды» (стаканчики с питьевой водой, пробуем на вкус - безвкусная) | |
2. | Игра – эксперимент «Горка из песка» ( с помощью лопатки насыпаем горку, ладошками прижимаем) Цель: формировать представление, что мокрый песок прилипает друг к другу и получается постройка. | |
3. | Рассказ « Что такое лёд» Цель: дать представлении о том, что лёд – это замерзшая на морозе вода. | |
4. | Рассматривание иллюстраций «Речка замерзла» | |
5. | Просмотр мультфильма «Чудо водичка» (состояния воды) | |
| Чтение стихов об играх с песком С. Цапаевой, Е Шмаровой, Н Хилтон | |
7. | Рисование на песке «Снежинка» (палочкой) Цель: учить выравнивать песок, рисовать прямые линии. | |
8. | Самостоятельные игры с водой и песком. | |
9. | Подвижные игры:
| |
10 | Наблюдение за снегом, льдом, сосульками | |
11 | Рисование «Снег идет» Цель: учить рисовать зимние деревья и снежинки (макалками) |
Февраль
№ | Виды деятельности | Примечание |
1. | Экспериментирование «Цветная вода» (баночка с водой , краска, кисточки: окрашиваем воду в разные цвета, смешивая краски) Цель: формировать представление, что вода растворяет краску , а краска окрашивает воду. | |
2. | Экспериментирование «Цветные льдинки» (заморозить в формочках цветную. воду) Цель: формировать представление о замерзании воды на морозе. | |
3. | ИЗО «Выкладывание узоров из цветных льдинок» Цель: развивать эстетический вкус | |
4. | Экспериментирование – игра «Зоопарк» (делаем загородку для зверей) Цель: учить детей делать заборчик: прямыми ладошками собираем песок и прижимаем. | |
5. | Экспериментирование «Таяние льда в воде» (бросить в воду лёд – куда делся) | |
6. | Рассматривание иллюстраций:
| |
7. | Игра – экспериментирование «Мячик» (из песка двумя ладошками делаем мячик) Цель: развивать мелкую моторику. | |
8. | Разучивание стихотворения А.Барто «Мячик» | |
9. | Подвижные игры:
| |
10 | Чтение стихов о песке К. Балденой, С Кашлева | |
11 | Самостоятельный игры с песком и водой. | |
12 | Наблюдение за снегом, льдом, сосульками |
Март
№ | Виды деятельности | Примечание |
1. | Экспериментирование «Сладкая вода» (стаканчики с питьевой водой, ложки , сахар: положить сахар в стаканчик и размешать, попробовать на вкус) Цель: познакомить детей с водой – растворителем (сахар растворяется в воде, и вода становится сладкой). | |
2. | Игра – экспериментирование «Спрячь игрушку» (закапываем игрушку в песок и ищем её) | |
3. | Труд «Учимся поливать растения» Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений. | |
4. | Наблюдение за снегом, льдом, сосульками | |
5. | Экспериментирование «Сравнение песка и сахарного песка» (сахарные песок растворяется в воде, песок - нет, крупинки сахарного песка крупнее, чем песка, отличаются по цвету) Цель: развивать наблюдательность, умение делать простейшие обобщения. | |
6. | Игра «Посласти кукле чай» (выбрать сахарный песок и посластить «чай») Цель: закреплять представления о воде-растворителе, песке. | |
7. | Чтение:
Цель: познакомить с новым произведением, воспитывать желание соблюдать гигиенические правила.
| |
8. | Просмотр мультфильма про кинетический песок. | |
9. | Строительная игра из песка «Городок» (дороги, дома, деревья- с игрушками для песка) Цель: развивать творчество, интерес к играм с песком. | |
10 | Пальчиковая игра в песке «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять…» | |
11 | Подвижные игры
| |
12 | Сюжетно –ролевая игра «Моем посуду» Цель: учить выполнять ролевые действия, закреплять представления о значении воды в быту. | |
13 | Самостоятельные игры с песком и водой. | |
14 | Уход за растениями (полив) Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений. |
Апрель
№ | Виды деятельности | Примечание |
1. | Экспериментирование «Солёная вода» (стаканчик с питьевой водой, соль, ложка – набрать немного соли , положить её в воду и размешать, аккуратно попробовать на вкус) Цель: формировать представления, что вода растворяет соль и становится соленой. | |
2. | Беседа « Какие водоёмы знаете?» Цель: закреплять представления о воде а природе. | |
3. | Рассказ о воде в водоёмах ( пресная- безвкусная, соленая) | |
4. | Рассматривание иллюстраций «Люблю купаться» (водоемы: речка и море, песчаный пляж, можно лепить из песка на берегу) | |
5. | Подвижная игра «Море волнуется» Цель: развивать внимание, ловкость. | |
6. | Просмотр мультфильма «Город из песка» Цель: развивать внимание, интерес к играм с песком. | |
7. | Уход за растениями (полив) Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений. | |
8. | Игра «Песочная сказка» (сказочные декорации , сказка по выбору детей) Цель: развивать творчество, умение рассказывать сказку. | |
9. | Разрезные картинка «Водоёмы» Цель: развивать внимание, закреплять представления о водоёмах. | |
10 | Труд - игра «Постираем кукле платье» Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в быту. | |
11 | Самостоятельные игры с песком и водой. | |
12 | Аппликация «Песочница» Цель: развивать умение приклеивать готовые формы, изображать песое с помощью салфеток. | |
13 | Пальчиковая игра в песке «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять…» |
Май
№ | Виды деятельности | Примечание |
1. | Экспериментирование «Теплая и холодная вода» (два тазика с водой, в каком тазике будем купать куклу: на ощупь определить температуру воды) Цель: развивать тактильные ощущения. | |
2. | Игра «Купание куклы» Цель: формировать представления о последовательности купания: снять одежду, сесть в ванну, намылить мочалу и помыться ею, ополоснуться, вытереться полотенцем и одеться; продолжать формировать представления о значении воды. | |
3. | Чтение «Купание» З.Александровой. Цель: формировать представления о необходимости гигиенических процедур. | |
4. | Игра-экспериментирование «Найди предмет» (на ощупь выкопать загаданный предмет) Цель: развивать внимание, тактильные ощущения. | |
5. | Игра с песком «Дикие и домашние животные» (домик- домашние, деревья- дикие и т.п.) Цель: формировать представления о животном мире, развивать фантазию. | |
6. | Беседа-рассказ «Животным нужна вода» Цель: формировать представления о значении воды для жизни животных. | |
7. | Рассматривание иллюстраций «Животные на водопое» | |
8. | Заключительная беседа с рассматриванием иллюстраций «Зачем нужна вода» | |
9. | Просмотр мультфильма «О воде» (фиксики) | |
10 | Самостоятельные игры с песком и водой. | |
11 | Уход за растениями (полив) Цель: развивать трудовые навыки, закреплять представления о значении воды в жизни растений. | |
12 | Подвижные игры
| |
13 | Коллективная картина «Ах водичка, ах песочек» (рисование, лепкк, аппликация) | |
14 | Развлечение «Ах водичка, ах песочек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком
Изучаем свойства песка и «печем куличи» Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведерко,...

Оборудование для игр с ветром, водой и песком
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
Создание условий для игр с водой и песком в группе и на участке"
консультация для воспитателей...

КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА» 2-3 лет
Данный комплекс расчитан для детей 1 младшей группы (ясельный возраст)...

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития
игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...





