конструкт занятия
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Методическая разработка

КОНСТРУКТ

занятия по формированию познавательных интересов детей группы компенсирующей направленности для детей  с нарушениями зрения от  6-7 лет

По теме: «Наша армия»

 

 

 

Приоритетная технология воспитания/обучения: «Путешествие по «Реке времени»» Н.А. Коротковой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

КОНСТРУКТ

занятия по формированию познавательных интересов детей группы компенсирующей направленности для детей  с нарушениями зрения от  6-7 лет

По теме: «Наша армия»

Номинация1 «Лучшая методическая разработка с использованием современных технологий, средств обучения, воспитания, социализации, активных форм работы с родителями в дошкольном образовании»

Приоритетная технология воспитания/обучения: «Путешествие по «Реке времени»» Н.А. Коротковой.

 

 

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие      

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Средства:

Наглядные: панно «Река времени»; картинки с изображениями воинов прошлых лет, военных принадлежностей.  Мини-музей в группе с экспозициями разных видов войск ( современных)  

Мультимедийные:  мультимедийный проектор; презентация «История Армии»

Задачи:

Обучающие:

1.Актуализировать представления детей по теме «Наша армия»;

2.Познакомить детей с историей возникновения нашей армии, великими полководцами;

3.Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения армии);

4. Совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения,  учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивающие:

1.Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

2.Развивать инициативу и самостоятельность.

3.Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию;

Воспитательные:

1.Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.

Коррекционные:

1.Коррекция звукопроизношения;

2.Развитие социально-бытовой ориентации, зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

 Планируемый результат: 

1. Имеют представления об истории возникновения Российской армии;

2. Интересуются родами войск, защитниками Отечества.

3. Имеют представление  о современной Российской  армии, военной технике.

4. Проявляют желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов .

        

Подготовительная работа: рассматривание альбомов об истории возникновения Российской армии,  иллюстраций о разных видах войск,   выставка военной техники по родам войск,   чтение книг о Российской армии.

 

Содержание деятельности:

Действия, деятельность педагога:

Действия, деятельность детей:

Планируемый результат:

I этап. Обсуждение реального или вымышленного события

Начинается занятие в кабинете учителя-дефектолога. (кабинет находится рядом с группой)

-Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Сегодня я предлагаю вам отправимся в удивительное путешествие по реке времени, которая окунет нас в прошлое, покажет настоящее,  и даже может быть, мы с вами заглянем в будущее.

- Составите мне компанию?

Дети с педагогом подходят к панно, на котором изображена река.

- Пришли сегодня мы  к реке,
Кораблик у меня в руке.
Пускай в страну чудес плывет
Друзьям привет передает.

- Занимайте места и вперед!
 

Слайд 1. Картина В.М.Васнецова «Три богатыря»

Обратите внимание на экран.   Нас      встречают три русских богатыря.

Скажите, а как зовут этих богатырей?

Кто такие богатыри?

Расскажите, какое оружие и одежда были у богатырей? (на голове у них шлем, тело от ударов прикрывает кольчуга, в руках меч, щит, дубина, палица, лук, стрелы, копье).

А вы задумывались о том, когда появились  первые защитники русской земли?  Как они менялись   со временем, что использовали для защиты Родины? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени отправиться в далекое, далекое прошлое.

Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли).

А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас? Это время мы называем настоящим.

А как называется время событий, которые только будут происходить с нами,

например, когда вы вырастите…? (будущее).

Попасть в далекое, далекое прошлое нам и поможет «Река времени».  Из нашего путешествия, которое будет с остановками мы сможем узнать:  о защитниках нашей Родины   в разные периоды времени

Но прежде чем мы отправимся   в путешествие, я хотела бы предложить вам следующие правила:

- если кто-то хочет высказаться, подаёт сигнал; например – поднимает руку или др.

- пока кто-то говорит, остальные не перебивают, а внимательно слушают. Договорились? 

Педагог приветствует детей.

Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям.

Дети повторяют вместе с педагогом текст и выполняют движения по тексту.

Рассуждают.

Отвечают на вопросы.

Выражают собственные суждения.

Готовность детей к общению со взрослым в совместной деятельности.

Включение детей в деятельность.

Эмоциональный настрой.

II этап. Постановка цели исследования (узнать…)

Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое. Какая цель нашего путешествия? (Узнать, когда и как появились первые защитники нашей Родины  и как менялись со временем)  

 

 

Вместе с детьми определяет цель деятельности.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Инициирует поиск решений проблемных ситуаций.

Предлагает принять решение путём голосования.

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Участвуют в постановке цели, планировании деятельности.

Выражают собственные суждения.

Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации.

Делают выбор.

Активно играют.

Поставлена цель.

Спланирована предстоящая деятельность.

 

Дети активно включились в игру.

III этап. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Слайд № 2. Первая остановка

На экране изображение русского царя Петра 1

При царе Петре I в России появилась регулярная,  постоянная армия. А главное, при Петре I в России начали строить первые военные корабли, они были деревянные и строились очень долго.   Петра 1 считают основателем военно-морского флота в нашей стране.

Слайд 3,4 изображение первых военных кораблей, солдат

Каждый солдат имел на вооружении шпагу и ружьё, а драгуны в конном строю — пистолет.    

 

Слайд № 5 следующая остановка: изображение военной битвы времен русско-французской войны с Наполеоном

Смотрите, ребята! Сколько же гостей незваных

Побывало на Руси!

Их рубить не уставали наши русские мечи!

Слайд 6 Изображение Суворова, Кутузова

И Суворов, и Кутузов

Пешим строем, на конях

Били турок и французов,

Славу заслужив в боях!  

Вы знаете, кто такие   Кутузов  и Суворов?

Это великие русские полководцы.

Как вы думаете кто такие полководцы?

Воспитатель объясняет значение и происхождение  слова «полководец» ( полк водит), обращает внимание на форму солдат, вооружение.

Каждый гренадер ( так называли военного человека) имел на вооружении ружьё с медным прибором, трёхгранным штыком и погонным кожаным ремнём. Гранатная сума всегда располагалась справа, а патронная сумка — лядунка   спереди, на поясе.  

Слайд № 8 

А это кавалеристы, уланы, гусары. Посмотрите, какие нарядные костюмы у гусаров. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым – поступай в гусары»

Она отличается от формы богатырей и солдат при Петре первом. Гусары носили короткие  куртки со стоячим воротником, грудь была расшита шнуром золотистого цвета с пуговицами, на голове у гусара был головной убор, который назывался кивер.   В  руках у них оружие – мушкеты. 

Ребята, а какой праздник мы отмечаем в феврале?

А вы знаете, что праздник, который мы отмечаем 23 февраля не всегда назывался Днем Защитника Отечества?  У этого праздника есть своя история. Хотите ее узнать?

Слайд № 9 изображение солдат Красной армии  (начало 20 века)

В начале 20 века в далеком 1918 году указом правительства была создана Красная армия  и было принято решение каждый год 23 февраля   отмечать ее рождение.

Шли годы, менялась жизнь. Наша страна пережила страшное горе, когда на нее напали фашисты. Смело и отважно сражались наши воины на полях битвы. И мы выстояли, победили. И после войны нашу армию переименовали из Красной в Советскую. А праздник стал называться «День Советской армии и военно0морского флота». Прошло еще полвека и в 1995 году было принято решение назвать праздник 23 февраля- Днем защитника Отечества.

А сейчас я предлагаю немного поиграть

 И/У «Кому, что?»

Детям предлагаются картинки с изображением военных прошлых лет и видов оружия: копье, меч, дубина, лук, стрелы, шпага, ружье, мушкет, гранатная и патронная сумки, пулемет и т.д.) Картинки нужно соотнести  с военными прошлых времен.

(Справа на магнитной доске поместить военного, слева – вооружение для него.)

 

А нам пора отправляться дальше. В путь! В настоящее время.

С каждым годом наша армия становилась все сильнее. На вооружении у неё появляется  такая техника, которая даже не снилась богатырям и солдатам прежних лет.

И всей этой техникой управляют простые русские парни, которые идут служить в армию, чтобы защищать наш покой и мирный сон.

Как выдумает, каким должен быть современный солдат? (высказывания детей)

Воспитатель подводит итог: Чтобы служить в армии нужно много знать и уметь, нужно быть смелыми, сильными, ловкими, дружить со спортом, закаляться и ничего на свете не бояться!

Физминутка «Мы солдаты»

(Дети, выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения).

 Раз-два — аты-баты,

Три-четыре — мы солдаты.

Маршируем как пехота.

Раз-два — повороты.

В кабину сели самолета,

Три-четыре — мы пилоты.

Вниз — вверх, вниз — вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим

— Нелегко служить на флоте.

Далее дети проходят в   мини-музей ( группу), где размещены экспозиции по разным видам войск

1-я экспозиция посвящена сухопутным войскам

Детям дается возможность рассмотреть экспонаты, назвать их (танк, пушка, боевая машина пехоты, пулемет, ракетные войска, воины-связисты, пограничники  и т.д., а так же военная форма, пилотка, фуражка, ремень и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, как сильно изменилось вооружение Российской армии. Сухопутные войска самые многочисленные. В их задачи входит наступление на противника с целью разгрома, захват и удержание территорий. Нанесение огневых ударов, отражение атак противника, остановка воздушного десанта.  

И/у «Назови военную профессию»

Танком управляет – танкист, наводит дуло танка на цель-наводчик; из пушки стреляет артилерист; связь обеспечивает-связист; пограничник-охраняет и т.д.

2-я экспозиция посвящена воздушно-космическим  войскам: самолет-истребитель, боевой вертолет, зенитно-ракетный комплекс, картинки с изображением современных радаров, воздушно-десантные войска,  картинки с изображением военных профессий)

Дети рассматривают экспозицию, отвечают на вопросы:

 - для чего предназначены воздушные войска?

- какая техника нужна военным летчикам?

- чем отличается форма военных летчиков от формы танкиста?

- кому из этих военных нужен парашют и для чего?

Войска противовоздушной обороны предназначены защищать сухопутные войска от нападения с воздуха. Кроме этого в задачи входит поражение вражеских воздушных единиц, создание помех для воздушной разведки неприятеля. Войско оснащается мобильными ракетными и пушечными системами.

Д/у «Что лишнее? ( радар, самолет, подводная лодка; вертолет, корабль, истребитель и т.д.)

3 экспозиция посвящена военно- морскому флоту (военные корабли, подводные лодки, военные катера, форма моряков: бескозырка, тельняшка,  )

Дети рассматривают, называют военную технику, атрибуты военной морской формы.

Загадки:

Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.
(Подводная лодка)

Если это флот военный,

То тогда уж непременно

На судах его матросы

С ленточками это носят. (Бескозырка)

Военных моряков любимец —

 Носитель мин, корабль… (Эсминец)

 

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на огромном …(корабле)

 Оказывается, наши доблестные воины охраняют границы нашей родины не только на суше, но и на море и даже в воздухе.

 

 

 

 

 

Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей.  

Активно играет вместе с детьми.

Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей.

Отвечает на вопросы детей.

Играет вместе с детьми.

Отмечает вместе с детьми картинкой на панно «река времени» метку «древность».

Отмечает вместе с детьми картинкой на панно «река времени» метку «старина».

 

Дети активно играют.

Слушают,

рассматривают,

задают вопросы,

рассказывают,

объясняют,

выражают собственные суждения по поводу увиденного,

делятся впечатлениями

Играют, расшифровывают, обсуждают, делают выводы.

Отмечает вместе с детьми картинкой на панно «река времени» метку «древность».

Отмечает вместе с детьми картинкой на панно «река времени» метку «старина».

Повторяют слова и движения вместе с воспитателем

Проявление инициативы в общении со взрослым.

Дети закрепили и получили новые исторические представления о возникновении армии

Активно играли, выражали собственные суждения по поводу увиденного,

делились впечатлениями

IV этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

     На нашем панно – «Реке времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему, отмечены 3 остановки (метки).      

     Первая метка с изображением трех богатырей – это наша первая с вами остановка. Кто помнит, как она называлась? («Древность»). Вторая метка с изображением военных при Петре 1, гусары, военные Красной армии. Как она называлась? («Старина»). Третья метка с изображением современной армии-это наша третья остановка под названием («Наше время»). На столе приготовлены для вас картинки с изображением военных и военной техники разных времен. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь между собой. И разложите картинки на панно «река времени» в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей.

Задают вопросы. Советуются. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают.

Организуют рабочее место. Самостоятельно выполняют задание.

На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

V этап. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Кто помнит, а зачем мы отправлялись с вами в путешествие? Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

      Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы с вами узнали, когда появились первые защитники, как они выглядели,  как   менялась наша армия со временем.

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вас удивило?

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое будущее? (Это события, которые еще только произойдут с нами). А мы можем знать, что нас ждет в будущем? Конечно же, нет, но мы можем помечтать, пофантазировать.  На панно «река времени» осталось место. Вы можете придумать и зарисовать армию будущего. Доклеить ваши рисунки на панно «река времени» и рассказать о своих моделях и нашем путешествии друзьям, воспитателям и родителям.

Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание.

Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность.

Детей, которые не справились или не успели закончить задания, педагог мотивирует на продолжение деятельности в самостоятельной деятельности.

Высказывают сои впечатления.

Анализируют.

В самостоятельной деятельности дорабатывают панно

Законченное панно «река времени».

VI этап. Вывешивание таблицы на стене группового помещения

VII этап.  Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по сенсорному развитию

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...

конструкт занятия экологического кружка «Азбука природы» "День леса" для подготовительной группы

Тема:     День леса.Возрастная группа:     Подготовительная к школе группаФорма совместной деятельности:     занятие экологического кружка «...

Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"

Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....

Конструкт занятия по програме "Сообщество" «Путешествие маленькой капельки»

Программные задачи:-  познакомить детей со свойствами воды:теплая, твердая, прозрачная, холодная, чистая,   - подвести детей к пониманию, что без воды не могут жить   растения...

Конструкт занятия по программе «Сообщество»

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру в процессе обобщения представлений о цветах как живых организмах....

Конструкт занятия в 1 мл.гр. Тема: "Дождик, дождик кап-кап-кап".

                                 Конструкт занятия по рисованиюТема: «Дождик, дождик кап, кап, кап»Возрастна...

Конструкт занятия в подготовительной группе

Подробный конструкт занятия для подготовительной группы по ФГОС...