Осенние приметы и месяцы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Осенние приметы и месяцы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_osen.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осенние приметы и месяцы»

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Цель: Систематизация и расширение представлений детей об осени как времени года, её характерных признаках, периодах и осенних месяцах, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Программное содержание:

Образовательные задачи: 1. Расширять и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы (похолодание, дожди, листопад, отлёт птиц, сбор урожая). 2. Формировать представления о характерных признаках и периодах осени (ранняя, золотая, поздняя). 3. Познакомить детей с названиями осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь и их основными особенностями. 4. Обогащать словарный запас детей словами, характеризующими осенние явления (листопад, увядание, хмурое небо, моросит, урожай, перелётные птицы).

Развивающие задачи: 1. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе (понижение температуры, уменьшение светового дня) и изменениями в живой природе (пожелтение листьев, отлёт птиц, подготовка животных к зиме). 2. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе, любознательность. 2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Материалы: Картинки с изображением различных осенних явлений и периодов (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; листопад, дождь, сбор урожая, улетающие птицы, животные, готовящиеся к зиме).  Набор карточек с названиями осенних месяцев (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).  Настоящие или искусственные осенние листья (разных цветов).  "Волшебный" осенний сундучок с природными материалами (шишка, жёлудь, веточка без листьев, высохшая травинка).  Музыкальное сопровождение (звуки осеннего дождя, шум ветра, осенние мелодии).  Мольберт или доска.

Предварительная работа: Наблюдения за осенними изменениями в природе во время прогулок (погода, деревья, птицы, насекомые).  Рассматривание иллюстраций об осени.  Чтение художественной литературы (стихи, рассказы об осени), заучивание стихов.  Отгадывание загадок об осени и её признаках. * Беседы о сборе урожая.

Организационный момент. Создание игровой мотивации. Дети входят в группу, звучит спокойная осенняя мелодия. Воспитатель держит в руках красивый осенний листок.  Воспитатель: "Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой чудесный листок сегодня прилетел ко мне в группу. С какого дерева он мог прилететь? Какое время года наступило, если листья стали такими разноцветными?"  Дети: "Осень!"  Воспитатель: "Правильно! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в гости к красавице Осени, чтобы узнать о ней еще больше интересного."  Загадка: "Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. Урожай нам принесла, что за время?" (Осень).

 Основная часть. «Тайны осени»

Беседа «Осенние приметы». Воспитатель выставляет на доску несколько картинок с осенними пейзажами и явлениями. Воспитатель: "Посмотрите на эти картинки. Что происходит в природе осенью? Какие приметы осени вы уже знаете?"  Дети: (Называют: листья желтеют, краснеют, опадают; солнце светит, но уже не греет; часто идут дожди; дует холодный ветер; птицы улетают; люди собирают урожай; животные готовятся к зиме).  Воспитатель: "Молодцы! А как называется явление, когда листья опадают с деревьев?"  Дети: "Листопад!"  Воспитатель: "Верно. Как меняется небо осенью? Какое оно становится?"  Дети: "Хмурое, серое, пасмурное."  Воспитатель: "Правильно. И часто моросит дождик. А почему листья меняют цвет и опадают?" (Устанавливаем причинно-следственную связь: меньше солнца, становится холоднее, деревья готовятся к зиме).  Воспитатель: "А почему птицы улетают в теплые края?" (Нет еды, холодно).  Воспитатель: "Как готовятся животные к зиме?" (Запасают еду, меняют шубку, некоторые впадают в спячку).

Знакомство с осенними периодами и месяцами. Воспитатель: "Осень, ребята, не всегда одинаковая. Она бывает разной. Есть три осенних месяца, и каждый из них по-своему красив и интересен. И каждый месяц – это свой период осени."  Воспитатель выставляет на доску карточки с названиями месяцев и соответствующие картинки.  Сентябрь – Ранняя осень: "Какой первый осенний месяц? Это сентябрь. Осень в сентябре еще называют ранней. Солнышко еще немного греет, но уже чувствуется прохлада. Листья только начинают желтеть, но еще много зелени. В сентябре собирают урожай в садах и огородах." (Показать картинку с ранней осенью/урожаем).  Октябрь – Золотая осень: "После сентября наступает октябрь. Его называют золотым. Почему, как вы думаете?" (Листья становятся ярко-желтыми, красными, оранжевыми). "Это самая красивая пора осени! Дует легкий ветерок, и начинается золотой листопад. Но дни становятся короче и холоднее." (Показать картинку с золотой осенью/листопадом).  Ноябрь – Поздняя осень: "И последний осенний месяц – ноябрь. Это поздняя осень. Погода становится очень холодной, часто идет дождь, иногда даже мокрый снег. Деревья стоят голые, без листьев. Небо хмурое, солнца почти не видно. Природа засыпает." (Показать картинку с поздней осенью).  Воспитатель: "Итак, сколько осенних месяцев? Назовите их по порядку." (Дети называют).

Физкультминутка «Мы листочки». Воспитатель: "Давайте отдохнем и превратимся в осенние листочки!"  Мы листочки, мы листочки, (Дети стоят, легко покачиваясь) На деревьях мы сидим. (Присели) Дунул ветерок осенний, (Встали, машут руками над головой) И листочки полетели. (Легко бегают по кругу) Полетели, полетели, (Кружатся) И на землю тихо сели. (Присели) Ветер снова набежал, (Машут руками) Все листочки разогнал. (Разбегаются) Тихо сели, отдохнем, (Присели) И опять играть пойдем! (Встали)

Дидактическая игра «Осенний сундучок» Воспитатель достает "Волшебный осенний сундучок" с природными материалами.  Воспитатель: "Посмотрите, что за сундучок принесла нам Осень. Он полон осенних сюрпризов. Попробуйте на ощупь, не глядя, угадать, что внутри, и рассказать, почему этот предмет связан с осенью."  (Дети по очереди опускают руку в сундучок, угадывают предмет, называют его и рассказывают о связи с осенью. Например, "Это шишка. Осенью животные собирают шишки на зиму." "Это жёлудь. Осенью жёлуди падают с дуба, и их собирают кабаны и белки.")  Воспитатель: "Молодцы, ребята! Вы не только угадали предметы, но и прекрасно рассказали, как они связаны с осенью."

Заключительная часть. Воспитатель: "Вот и закончилось наше путешествие в гости к Осени. Понравилось ли вам? Что нового вы узнали сегодня?"  "Сколько осенних месяцев? Назовите их."  "Какой месяц самый красивый? А какой самый холодный?"  "Какие приметы осени вы теперь точно знаете?"  Воспитатель: "Вы были очень внимательными, умными и активными. Осень – очень красивое и щедрое время года. А мы с вами продолжим наблюдать за осенними изменениями на наших прогулках. До свидания!"  Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приметы и месяца

Народные приметы и месяца январь......

«Планирование воспитательно-образовательного процесса» НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ Тема периода "Осень. Приметы осени"

Осень. Приметы осени(ягоды, хлеб, деревья, листва, части деревьев)Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного по...

Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"

С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...

Тема недели: «Осенние хлопоты»(дары осени, труд осенью, приметы).

Цель: обобщать и  расширять представления детей  о многообразии и пользе овощей и фруктов, которые созревают в осенний период; формировать представления о тесной  взаимосвязи...

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...

Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле

В авторской разработке представлен системный подход по  развитию диалогической речи  у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...