Конспект НОД «Тайны Вулкана».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каплун Татьяна Александровна

Конспект НОД «Тайны Вулкана».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkrytogo_zanyatiya_vulkan.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Тайны Вулкана».

Цель:

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

Задачи: 

        Образовательные:

1.        познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов;

2.        формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3.        формировать умение правильного  обращения с химическими веществами (уксусом);

        Развивающие:

1.        стимулировать  желание  детей  экспериментировать;

2.        развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;

3.        в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4.        развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

5.      развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

        Воспитательные:

1.         воспитывать бережное отношение к природе;

2.         способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование;  магнитофон;  макет вулкана; поднос;  сода;  уксус;  гуашь;  презентация «Вулканы».

Методические приемы:

Ребята, а какое у вас сегодня настроение (ответы детей) У всех разное! У большей половины - хорошее, приподнятое, но у некоторых – настроение не очень позитивно. Как мы можем им помочь? А давайте - подарим им свои улыбки!

Упражнение «Улыбка для друга»

Пошлем им поцелуи-бабочки.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ну вот настроение у всех отличное и теперь можно отправляться в путешествие по нашей удивительной планете, которая называется….?

Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном…» (географическая карта).

Нам сегодня предстоит совершить удивительное путешествие по просторам нашей страны, заглянуть внутрь Земли и отгадать загадку гор, подружиться с Вулканом.

А куда мы отправимся, нам подскажет глобус.

Что такое глобус?

Глобус- это модель Земли. Земля имеет сложное строение. Поверхность Земли покрыта земной корой, на которой есть суша и моря, где живут животные и люди.

Сегодня вы с вами поговорим о горах. Может быть кто-то знает как образуются горы? (дети высказывают свои версии).

Когда плиты земной коры сталкиваются друг с другом, то на месте их столкновения земная кора выпирает в виде гор.

Ребята, а что же такое горы?

Это возвышенности, высокие холмы.

Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.

В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».

Дети выполняют движения под платком.

Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.

Дидактическая игра : «Мешочек ощущений».

Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?

- пластилин изменил форму.

- Что произошло с камнем?

- камень остался таким же по форме.

- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?

- Камень утонул.

- А почему?

- Потому что тяжелый.

Ребята у меня еще есть необычный камень (пемза). Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?

- Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем? А почему он не утонул?

Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

 Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень? Пемза - это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране?

Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.

Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.

А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.

А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?

Похож на пирамиду, конус.

Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? Посмотрите, какая это опасная профессия.

Само слово происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Легенда о Вулкане

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех, пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? Покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.

- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Но сначала мы отдохнем:

Физминутка  (Вулкан).

Спящий я похож на гору,

Вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего.

Но уж коли я проснусь,

Вулкан открывает глаза и потягивается.

Задрожу,

Вулкан дрожит.

 то значит скоро
Я фонтаном ввысь взметнусь.

Вулкан поднимает руки над головой.

Пых! По небу пепел кружит.

Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой черными и серыми лентами.

Пых! Огонь летит
наружу,

Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой огненными (алыми, желтыми и оранжевыми) лентами.

Льется лава в океан –

Вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения.

Извергается Вулкан.

Перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать.

Отдохнули?

Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете?

В нашей лаборатории нужно соблюдать технику безопасности.

Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

Ничего не брать в рот

Не нюхать

Быть внимательными

Быть осторожными.

 Для первого опыта понадобиться пищевая сода, пол стакана воды смешанной с красной краской, средство для мытья посуды, уксус. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза.

Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит? Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»)

Сюрпризный момент. Рефлексия.

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан,

который не извергает лаву и камни,

а извергает только сладкие подарки.

Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали? Увидели? Хотели бы вы увидеть настоящий вулкан?

- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Тайны вулкана"

Данный  проект создан для воспитания интереса к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества и развития познавательной активности детей в процессе выполнения опытов...

«Тайны вулкана» творческий проект

В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты к...

Творческий проект «Тайны вулкана»

При рассматривании энциклопедии детей заинтересовали картинки с изображением вулканов, особенно извергающихся. Дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. В процессе...

Конспект Исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. «Тайны вулкана».

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а ...

Конспект образовательного события в старшей и подготовительной группах Тема: «Тайна вулкана» Вид деятельности : опытно-экспериментальная

Задачи:Образовательные задачи:-Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.-Познакомить детей с профессией «вулканолог»-Стимули...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : «Тайны вулкана».Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .Задачи:•Обучающие:рас...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Тайны вулкана»

Изучение природного явления ВУЛКАН. Проведения эксперимента "Вулкан извергается"...