Проект "Огород на окне" средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Огород на окне»
Средняя группа «Лучики»
Подготовил воспитатель: Шувалова ЕН
Д/с «Ручеек»
2024
Тип проекта: познавательно - исследовательский
По продолжительности: апрель, май
По характеру контактов: внутригрупповой.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность:
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта «Огород на подоконнике».
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
- У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
- Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Повысится уровень коммуникативных навыков общения в совместном труде.
- Получение положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
ХОД ПРОЕКТА
I этап – Подготовительный
1) Выбор темы
Во время игры дети замечают пакетики с семенами и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки? Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например, на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
Были заданы вопросы:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем найти ответы? |
|
|
|
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Возможные работы
- Создание коллекции семян.
- Посев семян.
- Выращивание овощных культур (петрушка, перца, салата, цинерария, базилик в земле)
Мероприятия
- Изготовить алгоритмы ухода за растениями
- Приобрести коллекции семян. Сделать подборку стихов и загадок об овощах,.
- Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
- Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки;
- II этап – Исследовательский
- Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, составление рассказов, пересказы).
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений.
- В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, пальчиковые.
Реализация проекта
1. «Все начинается с семечка»
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
2. «А мы семя сеяли…»
Конечный продукт: Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
3.«Огородная наука» (в течение всего проекта)
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает салат, базилик, петрушка, цинерария, перец, салат, а также сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
4.«Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
Перспективный план мероприятий
№ | Мероприятия | Цели | ||
Познавательное развитие | ||||
1 | Беседа исследование. «Узнаем, какая земля». | Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется. | ||
2 | Опыт – эксперимент « Вода и растения». | Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений. | ||
3 | Опыт – эксперимент «Солнце и семечко». | Цель: определить роль солнца в жизни растений. | ||
4 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | ||
5 | Дидактическая игра «Путаница» | Цель: уточнить знания детей о частях растений. | ||
6 | Беседа «Все начинается с семечка» | Цель: расширять знания детей об особенностях строения и роста растений; развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. | ||
7 | Беседы: «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на окне». | Цель: познакомить детей с понятием «огород на окне»; развивать и поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; учить детей ставить перед собой цель. | ||
8 | Наблюдение «Такие разные корни и ростки» | Цель: побуждать к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов. | ||
9 | Наблюдение « Первые всходы». | Цель: развивать у детей наблюдательность; учить отражать в лепке ростки растений. Учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами; дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под плёнкой); развивать творческие способности детей при передаче в лепке первых всходов. | ||
10 | Ситуативный разговор «Таблетки растут на грядке» | Цель: продолжать знакомить с петрушкой, перцем, салатом, базиликом; познакомить с понятием витамины; вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь. | ||
11 | Ситуативный разговор «Что любит перец» | Цель: познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями. | ||
12 | Беседа «Вкусно и полезно» | Цель: формировать представления о пользе овощей и фруктов; учить отвечать на вопросы полным ответом. | ||
13 | Дидактическая игра «Давайте попробуем!» | Цель: дать детям знания: овощи нужно есть, они вкусные и полезные; чтобы быть здоровым, надо каждый день есть овощи, перед едой овощи надо мыть, чистить. | ||
Социально – коммуникативное развитие | ||||
1 | Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты». Витамины в овощах и фруктах. | Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь. | ||
2 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел». | Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей. | ||
3 | Беседа с детьми «Витамины полезны для здоровья» | Цель: уточнить и обобщить представления о пользе витаминов для здоровья; закрепить знания об овощах и фруктах, учить определять их на вкус. | ||
4 | Дидактическая игра «Что мы готовим на обед» | Цель: воспитывать интерес у детей к еде, которую они едят; повторить название овощей. Цель: закрепить знания детей, связанные со сбором урожая, учить различать по внешнему виду овощи и фрукты. | ||
5 | Беседа «Польза овощей и фруктов» | Цель: уточнять знания об использовании овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных, фруктовых салатов. | ||
6 | Дидактическая игра «Кто скорее соберет» | Цель. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. | ||
7 | Дидактическая игра «Что сажают в огороде» | Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. | ||
Речевое развитие | ||||
1 | Рассматривание овощей, выращиваемых на «огороде» | Цель: познакомить детей с овощами, зеленью, которые растут на нашем «огороде»; дать знания о том, что растения нуждаются в уходе; закрепить с детьми названия знакомых овощей, зелени; воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать. | ||
2 | «Расскажем маме, как мы сеяли семена в группе» | Цель: развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
3 | Работа в огороде на окне: описание культурных растений. | Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о культурном растении на окне; развивать связную речь, воспитывать любовь к природе. | ||
5 | «Чтение русской народной сказки «Репка» | Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками; учить понимать содержание сказки, запоминать героев и их действия; учить пересказывать содержание сказки вместе с воспитателем; подражать героям сказки; воспитывать любовь к сказкам, желание самим пересказывать сказки. | ||
6 | Познавательный рассказ «Урожай». | Цель: систематизировать и дополнить знания детей об овощах, зелени, учить различать их, характеризовать их качества; рассказать детям о выращивании овощных культур. | ||
7 | Дидактическая игра «Что где растет?» | Цель: уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. | ||
8 | Составление рассказа «Мои любимые овощи» | Цель: развивать навыки составления рассказа из опыта детей; активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи» | ||
9 | Пересказ сказки «Репка» | Цель: формировать представление о том, что такое народные сказки; формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща по «цепочке»; развивать внимание, память; воспитывать умение друг друга, внимательно следить за повествованием. | ||
10 | Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» | Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать умения слушать фольклорную песенку, эмоционально воспринимать ее; создавать условия для разучивания наизусть небольшой песенки; развивать умение вести диалог с педагогом. | ||
11 | Чтение художественной литературы | Е. Бехлерова «Капустный лист», Потешка «Огуречик, огуречик...», Сказки: «Репка», «Вершки и корешки, Э.Хогарт «Мавин и его знаменитый кабачок», Я.Тайц «Послушный дождик»,, В.Сутеев «Яблоко» | ||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
1 | Рисование с натуры «Первые всходы» | Цель: учить рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве. | ||
2 | Рисование «Мы садили огород… (лук, горох)» | Цель: продолжать учить детей рисовать нетрадиционными методами (штампом, кистью руки, пальцем); развивать у детей чувство цвета, ритма (при рисовании листьев гороха); воспитывать аккуратность при работе с красками, желание рисовать. | ||
3 | "Во саду ли, в огороде (грядка с капустой и морковкой) (сюжетная лепка по мотивам сказки "Пых") | Цель: учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свёрнутой в вилок (в форме бутона); показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме. | ||
4 | Конструирование «Домики для овощей» | Цель: продолжать знакомить детей с напольным строительным материалом; учить сооружать постройки по образцу; формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец). | ||
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»
5 баллов: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
4 балла: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
3 балла: Ребенок называет растения только с помощью взрослого. Ухаживает за растениями только с помощь взрослого.
2 балла: Ребенок не знает названия растений. Не проявляет интерес. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
1 балл: Ребенок отказывается от всех поручений, не проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Памятка для родителей «Огород на окне»
Подготовил воспитатель: Шувалова ЕН
Д/с «Ручеек» 2024
В домашних условиях даже в холодное время года можно найти довольно интересное и полезное занятие - выращивать и собирать урожай на подоконнике! Это развивает у детей наблюдательность и любознательность, помогает малышам лучше узнать жизнь растений. Так удивительно, когда первая зелень (лук, укроп, петрушка, салат, базилик) поспевает у тебя на глазах! К тому же это ещё и дело, полезное для здоровья, ведь такой урожай, выращенный собственными руками, и витаминами богат. А добавленная к супам и салатам зелень помогает организму усваивать белки.
Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, лимон, петрушка, базилик их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Если в помещении растет чеснок, то вы забудете, что такое грипп.
В настоящее время очень популярна ароматерапия, можно устроить на подоконнике ароматную грядку, на которой легко можно вырастить:
Лук. Высаживать его лучше в землю. Так лук будет давать урожай всю зиму. Если вы решили последовать бабушкиному опыту и устроили «водный» огород, меняйте воду раз в день. Так лук не загниет, и не будет распространять неприятный запах.
Базилик. Ароматная травка – специя известная всем. Базилик требует солнца и тепла. Раз в неделю нужно рыхлить почву. Прекрасно уживается с петрушкой.
Петрушка. Эта барышня хорошо переносит холода и очень любит влажность. Растет зимой на подоконнике при условии, что ей хватает солнечного света.
Салат. Как приятно сорвать свежий зеленый салат. Регулярно поливайте этот кустик.
Огород на подоконнике выглядит нарядно, при этом его «обитатели» оригинально украшают помещение, прекрасно сочетаются с другими комнатными растениями и доставляют детям эстетическое наслаждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...