Проект "Озеро Байкал"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад «Ручеек»
Краткосрочный проект
«Озеро Байкал»
Старшая группа «Лучики»
Подготовила: воспитатель Шувалова Е.Н.
2025г.
Тип проекта «Озеро Байкал»
Классификация | По количеству | Групповой |
По содержанию | Интегративный | |
По содержанию | Краткосрочный | |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно – практико - ориентированный |
Пояснительная записка
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Основным методом при ознакомлении дошкольников с озером Байкал является интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, её поэтапное решение. Через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие, дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки опытно-экспериментальной деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагога, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
В ходе проектной деятельности дети создают заключительный продукт своей работы - детскую энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири».
Краткое содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина
Сибири»
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный | Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал » планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной, самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей; создание развивающей среды по теме; составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности, подбор методической и художественной литературы об озере Байкал
| Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями; создание и формирование проблемного вопроса | Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями; Подготовка информации для родителей; ознакомление с планом работы по проблеме |
Деятельностный | Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, в совместной, самостоятельной деятельности.
| Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе, в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей
| Привлечение родителей к изготовлению макетов о Байкале; -Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения |
Завершающий | Анализ результатов, подготовка презентации по теме «Озеро Байкал» | Представление результатов проекта: продуктивной деятельности, детской книги «Байкал - жемчужина Сибири»
| Представление презентации проекта. |
Информационная карта проекта
Проект «Озеро Байкал»
Продолжительность проекта: 4 недели (с )
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Возраст детей: 5-6лет
Актуальность проблемы:
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме: охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и чистую пресную воду.
Экологический проект «Озеро Байкал» один из этапов по ознакомлению детей старшей группы с родным краем и его достопримечательностями.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.
Введение в проблему:
Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
Цель: расширить знания детей об озере Байкал, его флоре и фауне, сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале
Объект исследований: озеро Байкал
Методы исследования: Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно - печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность.
Задачи проекта для детей:
- формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
- расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
- углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
- познакомить с эпосом народов Прибайкалья; воспитывать любовь к родному краю.
для педагога
- создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;
- реализовать цель и задачи проекта с детьми;
- создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
- активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
для родителей:
- расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми)
- привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции о Байкале;
- заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала, при посещении с детьми озера.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: продуктивная деятельность
Название итогового мероприятия проекта: создание детской энциклопедии «Озеро Байкал» ( г.)
Продукты проекта для детей:
- фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;
- продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;
- создание энциклопедии «Озеро Байкал»
для педагогов:
- разработать краткосрочный проект;
- презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
- представление опыта (методические разработки)
для родителей
- макеты о природе Байкала;
- создание коллекции продуктов Байкала.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- сформированные знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
- знакомство с эпосом народов Прибайкалья;
- сформированные навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);
- энциклопедия «Озеро Байкал».
для педагога:
- реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
- активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
- приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
для родителей
- расширение знаний о Байкале;
- участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
- повышение уровня экологической культуры у родителей.
Система работы по проекту «Озеро Байкал»
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей | Дата проведения |
Познавательное | Путешествие по географической карте Бурятии; Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”; Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”; Беседа «На страже Байкала»; Просмотр видеофильма о Байкале; Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию; Рассказ о красной книге Бурятии; Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования); С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»; Д/игра «Рыбы, птицы, звери»; Рассматривание энциклопедий о Байкале; Рассматривание макетов о Байкале Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»; Занятие «Народы Прибайкалья» Рассказ о коренных жителях Прибайкалья; Составление детской энциклопедии «Озеро Байкал» |
В течение проекта |
Речевое | - Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; -Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев; Чтение «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук» А.Тороев (из хрестоматии про Байкал) |
|
Социально - коммуникативное | Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»; Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?; Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»; Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”; Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала» |
|
Художественно - эстетическое | Аппликация “Нерпа”, Лепка «Нерпа» Рисование “Озеро Байкал ”, Коллективная аппликация “Природа Байкала» Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»; Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» |
|
Физическое | Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская); Этюд «Волны на Байкале»; Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири»
|
На протяжении проекта |
Заключение
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Озеро Байкал»
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»
Литература для чтения
- «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.;
- «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
- «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
- «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»; 5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.;
6. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.
Приложение к проекту:
Конспект занятия по лепке
«Байкальская нерпа»
Цель: Продолжать учить детей лепить из целого куска. Передавать характерные черты образа. ---- Упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать. Углублять и расширять знания детей об озере Байкал и его обитателе нерпе.
-Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: Музыкальное оформление, короткометражный фильм «Нерпы», экологический
островок «о. Байкал», иллюстрации нерпы и «о. Байкал»; Клеенки, стеки, салфетки, автобус (из стульчиков), игрушка нерпы, сундучок с конфетами.
Ход занятия
-Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы вместе отправимся в интересное путешествие на озеро Байкал.
- А как, вы думаете, на каком транспорте можно добраться до озера Байкал?
(ответы детей).
- А мы сегодня поедем на автобусе.
- Теперь мы все займем свои места. Заводим мотор … И в путь…
- Вот мы и оказались на берегу нашего озера Байкал.
Озеро Байкал. Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Легенда говорит, что у старика Байкала более трехсот сыновей-рек, которые приносят ему воду в озеро. А раздает богатства его единственная дочь река - Ангара. Посмотрите, как красива и разнообразна природа Байкала. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья.
Люблю свой край,
Люблю его природу,
Седой Байкал
С прозрачною водой…
Столько много слов посвящено этому замечательному озеру.
- Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки.
- Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпы)
- Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось?
- Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Байкала унес детенышей далеко в море.
- Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
- А, пока предлагаю рассмотреть нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы?
(ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпу:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок пластилина, немного отщипнуть для ласт. (Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из пластилина которое осталось, сделаем ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки(2маленьких шарика), глазки(2горошинки)
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Пальчиковая гимнастика:
Нерпы плавали, резвились.
В теплой, чистенькой воде.
То сойдутся- разойдутся,
То зароются в воде.
Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)
- А теперь, возьмите своих нерп в ладони.
- Смотрите, на маму нерпу, слезы у нее исчезли, и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток.
-Ребята, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
В Байкальских сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.
- В благодарность за помощь нерпа хочет показать нам фильм про свою семью. (Просмотр фильма «Нерпы»)
-Давайте поблагодарим нерпу.
- Ну, что же вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться домой, прощаться с нерпой.
Итог занятия:
- Ребята понравилось ли вам путешествие?
-Что больше всего понравилось?
- А нерпа приготовила для вас еще один сюрприз - волшебные камешки со дна Байкала. Эти
камешки непростые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья (сундучок в
котором лежат конфеты «Морские камешки»)
Занятия по рисованию на тему: "Спокойный Байкал"
Цель:
формировать умение передавать выразительные особенности берега моря. Учить передавать характерные особенности водной глади. Дать понятие о линии горизонта. Побуждать детей обогащать содержание поделки, внося в него дополнения. Развивать чувство композиции. Познакомить с творчеством художников Айвазовского, Тернера. Их особенностями при изображении моря.
Материалы и оборудования:
клей ПВА, акварельные краски, кисточки, ракушки или манка, баночка с водой, картины озера Байкал.
Ход занятия:
Дети выстраиваются около мольберта, где прикреплены картины озера Байкал
В. - Мы сегодня с вами поговорим об озере Байкал. Вы все любите лето. Летом мы отдыхаем, набираемся здоровья, но мы не забываем любоваться природой. Ребята, где вы отдыхали летом?
Д. -дети называют места, где они отдыхали.
В. - Посмотрите, озеро бывает разным. В одном случае море спокойное, нежное. В другом случае это уже другое море. Какое оно?
Д. -отвечают на заданный вопрос.
В. -А мы с вами будем изображать свое море. Ребята, а вы любите сказки?
Д. -да
В. - Я вам расскажу сказку о волне. Жила была волна. Она жила в озере Байкал На берегу моря стояла небольшая деревушка. В этой деревне жил мальчик Лубсан. Он каждый день приходил на берег озера со своей маленькой скрипочкой и играл волне. Волна тихо слушала музыку, которая лилась из скрипочки. Она то плакала, то смеялась. Когда мальчик уставал играть он брал в руки то уголек, то карандаш и пробовал нарисовать волну. Волна смеялась над Лубсаном. Она говорила: "Лубсан, ты никогда меня не нарисуешь. Посмотри как я меняюсь? " Волна то перекатывалась, то бешено билась о берег. Так происходило всегда изо дня в день. А Лубсан все продолжал рисовать. И вот однажды он сказал волне : "Я все-таки тебя нарисую".
Прошло некоторое время. Мальчик исчез. Волна очень заскучала. Она не находила себе места: то перекатывалась, то бушевала. И вдруг в одно прекрасное время она подслушала разговор людей и узнала, что Лубсан уехал в далекий город Петербург учиться на художника. Волна очень скучала. Она решила навестить своего друга и поплыла, к нему. Ванечка уже вырос и превратился в статного красивого человека. Волна оказалась на реке Неве. Лубсан стоял на берегу реки и смотрел на воду. Он вдруг увидел своего друга- волну и сказал : " А я все-таки стал художником и я тебя когда -нибудь нарисую и ты никуда не денешься"
Прошло много лет. Лубсан снова появился на берегу озера Байкал. Он опять сидел на берегу озера и рисовал. И вот однажды Лубсан принес картину и сказал: "Посмотри, а я тебя все-таки нарисовал". И показал картину волне. Волна была довольна своим изображением. И поблагодарила художника.
В. -Ребята, вам понравилась сказка?
Д. - Да.
В, -А теперь мы с вами создадим свое море.
Дети садятся на свои места.
Этапы рисования:
1. взяли карандаш и разделили лист на 2 части.
2. верхняя часть- море
3. нижняя часть-берег
4. Рисуем море. Морские волны переливаются. Это свойство волн можно передать при помощи белой краски или более светлой голубой.
5. на нижнюю часть картины необходимо нанести клей ПВА ровным слоем. Затем положить ракушки или манку.
6. детям вырезают из трафарет из бумаги и приклеивают.
Картина готова. Но нельзя поднимать до полного высыхания клея.
Воспитатель дети , вам понравилось занятие
Ответы детей
В: что больше всего понравилось
Конспект занятия в средней группе по аппликации, изготовление коллективной работы «Живой Байкал»
Культурная практика: изобразительная, игровая.
Культурно-смысловой контекст: изготовление коллективной работы для оформления групповой комнаты.
Цель: Овладение умением создавать коллективно коллаж по теме «Живой Байкал»
Задачи: Исследовать живой мир Байкала, отразить полученные знания в совместном творчестве, воспитывать любовь к живой природе.
Материал и оборудование: Ватман с изображением контура о.Байкал, цветные иллюстрации животных и рыб Байкала, цветная бумага, ножницы. Картинки для вырезания рыбы и животные.
Вводная часть.
Воспитатель показывает детям , где на полу разлита вода. Предлагает рассмотреть лужицу.
В:-Ребята, как вы думаете, откуда здесь могла появиться вода?
Ответы детей.
В:-Посмотрите, какая она?
Ответы детей.
В:-А вы можете мне рассказать, где самая чистая вода, в каком озере?
Ответыдетей.
Основная часть.
В:-Ребята. А вы много знаете о Байкале? Сможете мне рассказать, а то я подзабыла?
Ответы детей.
Беседа: «Животные и рыбы Байкала»
В:-Вы такие молодцы, мне так хочется, чтобы Байкал всегда был у нас в группе. А вы хотели бы? Ответы детей.
В:-Смотрите,наш друг Нерпенок передал вам подарок, я вам предлагаю сделать большую аппликацию Байкала, вы хотите мне помочь?
Ответы детей.
В:-Ребята, я вам предлагаю сначала поиграть.
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся,(ладони сложить лодочкой и выполнить круговые движения)
В чистой тепленькой воде. (хлопаем в ладоши)
То сожмутся, разожмутся,(сжимать и разжимать кулаки)
То зароются в песке.( перебираем пальцами в воздухе)
В:-Вот мы пальчики размяли, теперь будем делать нашу картину. Педагог даёт детям животных и предлагает их вырезать по контуру, помогает при надобности. Дети расклеивают животных и рыб по периметру нарисованного озера. Воспитатель подсказывает, направляет детей. Так же предлагает детям дополнить картину деревьями, вырезанными из цветной бумаги.
Заключительная часть.
В:-Ребята,какая красота у нас получилась! Вам понравилось работать вместе? Какое озеро у нас получилось? Кого мы расселили на о.Байкал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...