Занятие "Удивительный мир камней"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Занятие "Удивительный мир камней"знакомит дошкольников  с разнообразием камней, развивает интерес к природе и исследовательской деятельности. Занятие включает игры, опыты, создание творческих работ. Цель занятия расширять кругозор детей., стимулировать познавательную  активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_udivitelnyy_mir_kamney.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №11 г. Свободного  

КОНСПЕКТ

«Удивительный мир камней»

(познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Старший воспитатель:

Мычкина Ирина Николаевна

МДОАУ д/с №11г. Свободного

г. Свободный

2024

Развивающие  образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетское развитие », «Речевое развитее», «Социально-коммуникативное», «физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Знакомить  детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2.Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

3.Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.

4.Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

5.Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

Развивающие задачи:

1. Познавательная деятельность в процессе экспериментирования.

2. Исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3.Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1.Приобщатьдетей  к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2.Формировать у детей навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

3.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Словарная работа:

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочный.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы: набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований, тематическая мультимедийная презентация.

Предварительная работа.

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед «Занимательная минералогия»; чтение сказок П.П. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце»; Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л.В. Логинова «Гора», прослушивание аудиокниги В. Мысливского  «Камень на камень», Анатолий Давыдов «Целебные камни», рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать»; сбор коллекции камней.

Содержание:

1. Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Станем рядышком, по кругу,

Сажем «Здравствуйте!» друг другу.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется  -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Сюрпризный момент: почтальон приносит  «Письмо».

Воспитатель: Ребята,  вы хотите узнать, от кого пришло письмо.

Дети: Да!

Воспитатель: странно на конверте нет обратного адреса,  но   есть загадка. Давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

Загадка:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? Ответы детей….. (от гномов).

Воспитатель:  Прочесть письмо?

Дети: Да

Воспитатель достает письмо и читает: «Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой и  жадный король.Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать главную тайну камней.У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы знаем, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Помогите нам. Гномы». Воспитатель: Ребята, поможем Гномам? Тогда давайте поспешим в нашу исследовательскую лабораторию, где проведем опыты с камнями. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальцы, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать?

Дети: сжать, ударить молотком.

Воспитатель:Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему?

Дети: ответы (камень тверже пластилина).

Воспитатель:Как вы думаете, камень тверже дерева?

Дети: ответы

Воспитатель:Попробуйте поцарапать камни и кусочек дерева небольшим гвоздем. Где остался след?

Так какой можно сделать вывод из этого опыты?

Дети:Камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина.

(Вывод в виде карточки выставляют на магнитной доске)

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».

Игра «Хорошо-плохо» (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Воспитатель: Ребята, камень это хорошо. Почему?

Дети: Из камня   строят  дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Воспитатель:Камень-это плохо. Почему?

Дети:Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: «Все камни одинакового размера?»

Дети: нет

Воспитатель:  Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Игра «Создаем музыкальные инструменты»

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже?

Дети: на маракасы

Воспитатель:  У нас получился настоящий оркестр из маракасов.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Дети:   делятся открытиями

Воспитатель:Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Давайте поднесем камень к носу и по нюхаем. Имеет ли камень запах?

Дети: камни ни чем не пахнут

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята?

Дети:крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.

Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.

Вывод: камни имеют свои рисунки.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.

Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.

Воспитатель: Стал камушек теплее?

Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные, от температуры окружающей среды.

Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).

Каждый ребенок опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).Наши исследования мы отправляем друзьям Гномам.

Ребята как вы думаете, мы  помогли Гномам избавиться от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек.

Дети: да помогли.

Воспитатель: У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней и там возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде. Давайте вспомним и покажем, как это происходит.

Музыкальная игра «Гора»

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли камни человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Камни – очень важный материал в строительстве. Камни используют при строительстве домов, для создания садовых дорожек и площадок, мостов, дорог, набережных. Камни применяют при создании памятников архитектуры, из него делают статуэтки. А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти (дети рисуют разными художественными материалами).

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».

Мамонт хоботом из лужи

Голубой воды набрал

И на камушках ненужных

Васильки нарисовал.

На скале – лоскутик неба,

На тропинке – мотылька.

Жаль, что мелковата лужа,

Жаль, что лужа не река

Когда камешки высохнут, мы создадим мини-выставку.

Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы! Спасибо вам! Похвалили себя, похлопали.

Ребята, если вам, было, интересно заниматься, положите белый камешек на белую тарелочку. Если не интересно, положите черный камешек на красную тарелочку.

Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного.

Воспитатель: Наши друзья Гномы нас благодарят за помощь, передали вам эти камешки. Если они станут началом вашей коллекции, они будут очень рады, ведь коллекция — это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Воспитатель:

Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Правильно- неправильно». Становитесь в круг. Я буду задавать вопросы, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала.

Я буду бросать вам мяч, а к кому он попадет, тот и будет отвечать.

-Камень можно смять, как бумагу?

-Камень тонет в воде?

-Камень прозрачный, как стекло?

-Камень лёгкий, как вата?

-Камень легко разбить, как стекло?

-Камень можно растянуть, как резинку?

-Из камня можно лепить, как из пластилина?

-Поверхность морского камня гладкая, а речного камня- шершавая?

-В камне нет ни воздуха, ни воды?

Воспитатель:

Молодцы дети.

На этом мы заканчиваем наше небольшое, но увлекательное путешествие в «Мир удивительных камней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...