«Картотека наблюдений и экспериментов для детей средней группы по теме «Времена года»
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск».
«Картотека наблюдений и экспериментов для детей средней группы по теме «Времена года»
Воспитатель
Кашина Е.А.
с. Кабанск
2021 год.
Осень
Наблюдения:
- Листопад. Сравнение окраски листьев разных деревьев, наблюдение за их падением. Обсуждение, почему листья меняют цвет и опадают.
- Погода. Фиксация изменений: облачность, дождь, ветер. Сравнение осеннего и летнего дождя (долгие и моросящие vs. кратковременные ливни).
- Животные и птицы. Наблюдение за отлётом перелётных птиц, обсуждение, почему они улетают. Установка кормушек для зимующих птиц.
Эксперименты:
- «Свойства мокрого песка». Сравнение сухого и мокрого песка: как он ведёт себя в формочках, при просыпании струйкой. Вывод: мокрый песок принимает форму, пока не высохнет.
- «Солнце высушивает предметы». Наблюдение за высыханием кукольного белья на солнце, сравнение температуры кирпичей на солнечной и теневой сторонах здания. Вывод: солнце нагревает предметы.
- «Воздух осенью влажный». Размещение сухого листа бумаги на скамейке во время прогулки. В конце прогулки дети обнаруживают, что бумага стала влажной. Обсуждение причин и способов сушки.
Зима
Наблюдения:
- Деревья и кусты. Сравнение зимнего убора ели, сосны и лиственных деревьев. Обсуждение, почему деревья зимой «спят» и не растут.
- Снег и лёд. Наблюдение за формой снежинок, следами на снегу, образованием сосулек. Сравнение рыхлого и утрамбованного снега. prodlenka.org +1
- Небо и солнце. Фиксация короткого светового дня, низкого положения солнца. Обсуждение, почему зимой солнце не греет.
Эксперименты:
- «Таяние и замерзание воды». Сравнение скорости таяния льда в рукавичках и без них. Вывод: лёд тает от тепла.
- «Защитные свойства снега». Размещение ёмкостей с водой на поверхности сугроба, неглубоко и глубоко в снег. Вывод: чем глубже ёмкость, тем теплее вода. Снег защищает растения от мороза.
- «Прозрачность льда». Помещение мелких предметов в прозрачную ёмкость, заливка водой и заморозка. Обсуждение прозрачности льда.
Весна
Наблюдения:
- Проталины и ручьи. Фиксация мест, где снег тает быстрее (на солнце, под кустами). Наблюдение за звонкой капелью.
- Растения. Наблюдение за набуханием почек, появлением первых цветов. Сравнение освещённых и затенённых участков.
- Птицы. Наблюдение за поведением птиц весной, их песнями. Обсуждение, почему они возвращаются.
Эксперименты:
- «Зависимость роста травы от освещённости». Сравнение роста растений на солнечных и затенённых участках. Вывод: чем больше солнца, тем быстрее рост.
- «Солнце дарит нам тепло и свет». Эксперимент с тёмными и светлыми предметами: какие нагреваются быстрее. Вывод: тёмные предметы поглощают больше тепла.
- «Образование радуги». Использование миски с водой, белого картона и зеркальца в солнечный день для создания радуги.
Лето
Наблюдения:
- Погода. Фиксация длинного светового дня, высокой температуры. Сравнение летнего и зимнего солнца.
- Растения и насекомые. Наблюдение за цветением, поведением бабочек, муравьёв. Сравнение сухих и влажных кочек торфа.
- Вода. Наблюдение за летним дождём, его влиянием на растения. Сравнение скорости высыхания воды на асфальте в тени и на солнце.
Эксперименты:
- «Водопроницаемость песка и глины». Наливание воды в лунки с песком и глиной. Вывод: песок пропускает воду быстрее глины.
- «Тонут — плавают». Определение, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Обсуждение причин.
- «Возраст одуванчика». Рассмотрение через лупу розетки цветка, определение его возраста по количеству листьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (средняя группа) по теме: «Времена года».
Конспект совместной образовательной деятельности/средний дошкольный возраст/Тема: «Времена года».Цели:расширение представлений детей о временах года;закрепление знаний о перелетных птицах;закреп...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»
Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме "Времена года".
Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Цели: Закрепить представления дете...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года» Конспект организованной образовательной деятельности по позна...
Картотека дидактических игр для детей средней группы в летнее время года
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...