«Картотека наблюдений и экспериментов для детей средней группы по теме «Времена года»
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Наблюдения, Эксперименты, Опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kart_nabl_sr_gr.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск».

«Картотека наблюдений и экспериментов для детей средней группы по теме «Времена года»

        

                                                                                              Воспитатель

                                                                                              Кашина Е.А.

с. Кабанск

2021 год.

Осень

Наблюдения:

  • Листопад. Сравнение окраски листьев разных деревьев, наблюдение за их падением. Обсуждение, почему листья меняют цвет и опадают. 
  • Погода. Фиксация изменений: облачность, дождь, ветер. Сравнение осеннего и летнего дождя (долгие и моросящие vs. кратковременные ливни). 
  • Животные и птицы. Наблюдение за отлётом перелётных птиц, обсуждение, почему они улетают. Установка кормушек для зимующих птиц. 

Эксперименты:

  • «Свойства мокрого песка». Сравнение сухого и мокрого песка: как он ведёт себя в формочках, при просыпании струйкой. Вывод: мокрый песок принимает форму, пока не высохнет. 
  • «Солнце высушивает предметы». Наблюдение за высыханием кукольного белья на солнце, сравнение температуры кирпичей на солнечной и теневой сторонах здания. Вывод: солнце нагревает предметы. 
  • «Воздух осенью влажный». Размещение сухого листа бумаги на скамейке во время прогулки. В конце прогулки дети обнаруживают, что бумага стала влажной. Обсуждение причин и способов сушки. 

Зима

Наблюдения:

  • Деревья и кусты. Сравнение зимнего убора ели, сосны и лиственных деревьев. Обсуждение, почему деревья зимой «спят» и не растут. 
  • Снег и лёд. Наблюдение за формой снежинок, следами на снегу, образованием сосулек. Сравнение рыхлого и утрамбованного снега. prodlenka.org +1
  • Небо и солнце. Фиксация короткого светового дня, низкого положения солнца. Обсуждение, почему зимой солнце не греет. 

Эксперименты:

  • «Таяние и замерзание воды». Сравнение скорости таяния льда в рукавичках и без них. Вывод: лёд тает от тепла. 
  • «Защитные свойства снега». Размещение ёмкостей с водой на поверхности сугроба, неглубоко и глубоко в снег. Вывод: чем глубже ёмкость, тем теплее вода. Снег защищает растения от мороза. 
  • «Прозрачность льда». Помещение мелких предметов в прозрачную ёмкость, заливка водой и заморозка. Обсуждение прозрачности льда. 

Весна

Наблюдения:

  • Проталины и ручьи. Фиксация мест, где снег тает быстрее (на солнце, под кустами). Наблюдение за звонкой капелью. 
  • Растения. Наблюдение за набуханием почек, появлением первых цветов. Сравнение освещённых и затенённых участков. 
  • Птицы. Наблюдение за поведением птиц весной, их песнями. Обсуждение, почему они возвращаются. 

Эксперименты:

  • «Зависимость роста травы от освещённости». Сравнение роста растений на солнечных и затенённых участках. Вывод: чем больше солнца, тем быстрее рост. 
  • «Солнце дарит нам тепло и свет». Эксперимент с тёмными и светлыми предметами: какие нагреваются быстрее. Вывод: тёмные предметы поглощают больше тепла. 
  • «Образование радуги». Использование миски с водой, белого картона и зеркальца в солнечный день для создания радуги. 

Лето

Наблюдения:

  • Погода. Фиксация длинного светового дня, высокой температуры. Сравнение летнего и зимнего солнца. 
  • Растения и насекомые. Наблюдение за цветением, поведением бабочек, муравьёв. Сравнение сухих и влажных кочек торфа. 
  • Вода. Наблюдение за летним дождём, его влиянием на растения. Сравнение скорости высыхания воды на асфальте в тени и на солнце. 

Эксперименты:

  • «Водопроницаемость песка и глины». Наливание воды в лунки с песком и глиной. Вывод: песок пропускает воду быстрее глины. 
  • «Тонут — плавают». Определение, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Обсуждение причин. 
  • «Возраст одуванчика». Рассмотрение через лупу розетки цветка, определение его возраста по количеству листьев. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: «Времена года».

Конспект совместной образовательной деятельности/средний дошкольный возраст/Тема: «Времена года».Цели:расширение представлений детей о временах года;закрепление знаний о перелетных птицах;закреп...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года в средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение годав средней группепо теме: «Времена года»...

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»

Комплексно – тематическое планирование работы воспитателя в течение года во 2 младшей и средней группе по теме: «Времена года»...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме "Времена года".

Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Цели: Закрепить представления дете...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: "Времена года. Зима" с использованием игровых технологий...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года» Конспект организованной образовательной деятельности по позна...

Картотека дидактических игр для детей средней группы в летнее время года

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...