«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦВЕТОМ»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦВЕТОМ»
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Как еще ребенку познать мир, если не через собственные ощущения? А что дает такие ощущения? Только собственный опыт, собственные действия малыша. Когда ребенок сам задает вопросы и ищет на них ответы. Немаловажным значением в исследовательской деятельности дошкольников являются эксперименты с цветом. Дети любят экспериментировать с красками. На некоторых ребят манипуляции с цветом действуют просто магически.
Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование — это наиболее эффективный метод работы, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.
Эксперименты с цветом с детьми проводятся еще в младшем возрасте — по показу взрослого, когда воспитатель смешивает два цвета краски, а дети следят за ходом работы. Затем они самостоятельно повторяют весь ход работы под руководством педагога.
Схемы по итогам экспериментирования зарисовывает педагог.
А в старших группах дети, имея знания и навыки по смешиванию красок, самостоятельно выполняют сам процесс смешивания без показа. Дети самостоятельно рисуют схемы эксперимента, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Проводя эксперименты с цветом, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Дать детям представления о многообразии цвета и его свойствах; закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра, познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний, придать особое значение выбору цветовой гаммы;
- Научить детей свободному смешиванию и цветообразованию;
- Научить детей видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства, познакомить детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.);
- Вызвать устойчивое желание экспериментировать, развивать у детей осознание собственной творческой индивидуальности и стремление проявлять её в экспериментальной и творческой деятельности;
- Стимулировать составление описательных рассказов, простых загадок о цветах (оттенках) или предметах определенного цвета.
Что же ребенок должен усвоить, проводя экспериментирование с цветом?
Начнём с того, что есть определённые правила в науке о цвете. Чтобы правильно, «красиво» сочетать цвета между собой, например, в бытовой обстановке, одежде, надо иметь хотя бы общие представления о том, какие цвета бывают, как «устроены». Художники с давних времён экспериментировали, смешивая цвета в различных соотношениях. Они пришли к заключению: есть всего 3 цвета, которые нельзя получить, смешивая другие цвета. Это красный, синий и жёлтый. Им дали название – основные цвета.
Эксперимент с цветом 1: создаём составные цвета.
Основные цвета можно смешать между собой 50х50 вот так:
- Синий+желтый=зелёный
- Синий+красный=фиолетовый
- Красный+жёлтый=оранжевый.
Это будут вторичные – составные цвета. Но это только 6 цветов, а остальные?
Эксперимент с цветом 2: создаём третичные цвета.
Их получим, смешав основные и составные цвета в равных частях.
У детей появляется вопрос: а где же черный и белый цвета, которых достаточно в окружающей среде?
Эксперимент с цветом 3: снижение насыщенности цвета.
Будем снижать чрезмерную насыщенность полученных выше цветов. Для этого добавим в них чёрный и белый цвета.
Если к любому цвету понемногу добавлять белый цвет, то егонасыщенность будет снижаться до пастельных тонов, а то и вовсе до чистого белого.
А добавляя к тому же основному цвету черный цвет, наоборот, его насыщенность повысим, и в конечном итоге достигнем полностью чёрного цвета.
Хочу предложить несколько опытов с цветом.
1. Разложение цвета на составляющие.
У фломастеров цвет составной или нет? Как нарисовать красивые узоры и вырастить причудливый лес?
Попросите малыша нарисовать фломастером одну толстую линию она одном крае полоски, а вторую на другом. Опустите край газетной полоски в воду. Подержите ее в таком положении, наблюдая как бумага намокает, и из линии вырастает дерево. Через 15 минут на бумаге появятся разноцветные пятна. Малыш сам увидит, что черный цвет, на самом деле не черный, коричневый — не коричневый, а зеленый не зеленый. Из каких компонентов состоят эти цвета?
2. Химический опыт с цветом.
Сегодня мы с малышами станем супер учеными химиками! Мы выясним, как цвет может нам помочь, выяснить класс вещества!
Что для этого нам понадобится? Во – первых, индикатор — так называют вещества, которые изменяются в ходе опыта, например меняют окраску (в данном случае идет определенная химическая реакция, и как результат — изменение цвета) и, конечно же, тетрадь настоящего ученого, в которой ребенок сможет записать ход опыта и результаты.
Итак. Поставьте перед ребенком 4 стаканчика с индикатором. Сегодня нашим индикатором будет отвар из краснокочанной капусты.
В первый стаканчик положите 1 чайную ложку соли. Какой цвет принял индикатор? Синий!
Во второй стаканчик добавим столовую ложку уксуса, это кислота! Осторожно! Индикатор стал малиновым.
В третий стаканчик добавьте столовую ложку стирального порошка. Индикатор стал.... зеленым! Порошок — это смесь ПАВов (щелочь). Если жидкость постоит всю ночь, то на утро вы обнаружите, что она стала синей. Т.е. в ней больше солей.
Для корректности эксперимента нужно оставить в 4 стакане образец для сравнения.
После волшебных превращений предложите малышу узнать, что такое лимон: он по составу ближе к соде, уксусу или стиральному порошку? Пусть он кинет лимон в индикаторную жидкость или выжмет в нее лимонный сок. Какой цвет принял капустный отвар? Какой вывод сделает малыш?
3. Самый красивый опыт с цветом и молоком.
Когда мы только готовились проводить этот опыт, то не представляли насколько он впечатляющий и красивый. Попросите ребенка насыпать немного пищевого красителя в молоко. Чуть-чуть подождите, и вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на молоке появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Можно экспериментировать с красителями, насыпать разные цвета, чтобы получились еще более прекрасные узоры.
Но это еще не опыт!
Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мыться посуды. Попросите малыша опустить палочку в центр тарелки с молоком. О чудо! красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги. Почему: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.
4. Разноцветная химия
Очень интересный опыт с сюрпризом. Только нужно имейте в виду, что опыт проводится под строгим контролем взрослых! Особенно с использованием уксуса!
Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. Можно вместо лимонной кислоты взять уксус. Но уксус имеет характерный запах, а лимонка — нет. И для ребенка реакция лимонной кислоты и соды станет настоящим сюрпризом! На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.
Для этого опыта-сюрприза можно использовать 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?
Попросите малыша капнуть несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением, которое произведёт опыт на ребенка. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть, в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой... Любуйтесь реакцией малышей!
И еще множество интересных экспериментов с цветом существуют в детском саду в разном возрасте.
И в заключении хотим сказать, что проводя эксперименты с цветом, мы не только прививаем интерес к исследовательской деятельности, развиваем чувства цвета у дошкольников, но и развиваем речь при объяснении или при рассказывании результата эксперимента и умственные способности, когда дети высказывали свои предположения.
Обогащается словарный запас детей терминами таких оттенков цвета как: абрикос, лимонный, морская волна, терракот, бежевый, кофе с молоком. Закрепляются знания цветов и их оттенки розовый, серый, голубой, сиреневый. Дети учатся выходить из трудной ситуации путем экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по формированию знаний основ цветоведения дошкольников "Гармония цвета"
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом. Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира»....

Консультация для родителей: "Знакомство дошкольников с цветом."
Консультация помогает родителям познакомить детей с цветом и его оттенками для развития зрительного восприятия и понятия многообразия окружающего мира....
Презентация "Знакомим дошкольников с цветом и формами"
Наглядное пособие,позволяющее познакомить детей с основными цветами и формами....

Презентация "Знакомство дошкольников с цветом и формой"
Презентация для родителей "Знакомство дошкольников с цветом и формой"...
Развитие у дошкольников восприятия цвета
Консультация для воспитателей...

Конспект НОД по экспериментированию «Игры с цветом»
В ходе опытно-экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает полу...

