Творческий план по самообразованию.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Для реализации задач экологического воспитания в нашем детском саду организован Центра детской активности "Земля наш общий дом". В нем собрано большое количество материалов и экспонатов, позволяющих познакомить детей с экологическими празниками и памятными датами, основами экологии. При посещении центра у детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя Захаровой Екатерины Викторовна
по творческой проблеме:
«Становление основ экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе реализации всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята защитники природы»»
на 2025-2026 учебный год
г. Оренбург
Цель: формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить профессиональный уровень педагогического мастерства;
- изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу;
- создать методические наработки и внедрить для эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- создать условия для экологической деятельности детей;
- поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную и эмоциональную активность.
- воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе.
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от нас понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
С детьми | - Д/игра «Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету; - Чтение сказки «Репка»; - Просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»; | - Видеопрезентация «Карточки Домана. Осень». - Сбор материалов для центра природы «Подарки осени» - Разгадывание загадок о животных; - Разучивание песни – игры «Злую тучку наказали». | - Коллективная работа «Синички у кормушки». - Занятие в центре эксперементирования: Воздух – невидимка. («опыт с пакетом», игры с воздушными шарами) - Рассматривание картины «Пожар в лесу» | - Видеопрезентация «Кому нужен лес» - Игра на липучках «Кто где живет» (Домашние и дикие животные) - Чтение сказки «Зимовье зверей» |
С родителями | - Опрос родителей на тему: «Роль экологической составляющей в современном воспитании детей» - «Осенняя прогулка с малышом» консультация для родителей. - Папка- передвижка с информацией об осенних изменениях в природе, загадками на осеннюю тему, стихами об осени. | - Консультация для родителей «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры» - Участие родителей в выставке поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» - Проведение субботника «Каждую соринку в корзинку» | - Папка-передвижка «Синичкин день». - Консультация для родителей «Покормите птиц зимой» | - Папка- передвижка с информацией о зимних изменениях в природе, загадками на, стихами, приметами. - Проект «Елка-зеленая иголка» изготовление елочек из бросового материала родителей совместно с детьми; Консультация для родителей «Что мы сажаем, сажая леса» |
С педагогами | ||||
РППС | Изготовление дидактических игр: - «Овощи и фрукты». - «Животные и птицы». | - Создание копилки «Подарки осени» | - Картотека «Зимующие и перелетные птицы»; | Д/игра на липучках «Кто где живет» |
Литература | Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г. | Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008. | Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. |
Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г. |
Направление работы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
С детьми | - Опыт с сосулькой (Прозрачная, плотная, тает в помещении, вода грязная); - Театрализованная игра «Репка»; - Просмотр мультфильма «Серая шейка». | - Видеопрезентация «Как живется животным зимой». - Заучивание потешки «Падай, падай белый снег»; - Чтение художественной литературы Е. Ульевой «Сказки от слезок. Для тех, кто маму не слушает». | - Видеопрезентация «Где живет вода» - Разучивание заклички: Жаворонки прилетайте Зиму белу прогоняйте Гули - гули Зиму белу прогоняйте Весну красну созывайте Гули - гули Весну красну созывайте Землю нашу одевайте - Рисование нетрадиционным способом тычка «Серый зайка»
| - Видеопрезентация «Карточки Домана. Весна» - Рисование в нетрадиционной технике Отпечаток ладошки. «Первые цветы» - Сюжетно – ролевая игра «Садовник» | - Игра Да-Нет «На природу мы идем, как мы там себя ведем» - видео презентация «Карточки Домена. В лесу» - подвижная игра «Сортируем мусор». |
С родителями | - Консультация для родителей «Заповедники и национальные парки.»; | - Консультация для родителей «Кто такие морские млекопитающие?» | Экологическая акция «Батарейку принеси-ежика спаси» - Консультация для родителей «Вода-наше богатство»; - Папка- передвижка с информацией о весенних изменениях в природе, загадками, стихами, приметами. | - Памятка для родителей «Сортировка мусора»; - Выставка поделок из бросового материала «Из мусорной кучки-классные штучки» | - Памятка «Безопасная прогулка по лесу»; - Субботник «Приведу в порядок свою планету». - Проект «Цветы – улыбка природы», участие родителей в озеленении территории сада. |
С педагогами | |||||
РППС | - Набор для опытов: пипетки, ершик. | - Картотека «Морские млекопитающие» | - Набор метеоролога (Термометр, ветрянной чулок»); - видоискатель «Облака»; - картотека «Явления природы» | Костюм садовника. | Д/игра «Сортировка мусора» |
Литература | Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. | Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2007. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004. | Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006. Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников// Воспитатель ДОУ, 2009. - №3 Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г. | Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2007. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г. | Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра".
Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра...

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

Поэтапно-творческий план по самообразованию "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через искусство"
Поэтапно-творческий план по самообразованию воспитателя подготовительной группы....

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда»
План по самообразованию...

творческий план по самообразованию .
Творческий план по самообразованию по теме Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования. По всем возрастам, начиная с младшего и по подго...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
