Творческий план по самообразованию.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Захарова Екатерина Викторовна

    Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.

  Для реализации задач экологического воспитания в нашем детском саду организован Центра детской активности "Земля наш общий дом". В нем собрано большое количество материалов и экспонатов, позволяющих познакомить детей с экологическими празниками и памятными датами, основами экологии.  При посещении центра у детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_plan_samoobrazovaniya_zaharova_e.v.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

воспитателя Захаровой Екатерины Викторовна

по творческой проблеме:

«Становление основ экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе реализации всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята защитники природы»»

на 2025-2026 учебный год

г. Оренбург

Цель: формирование основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повысить профессиональный уровень педагогического мастерства;
  • изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу;
  • создать методические наработки и внедрить для эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • создать условия для экологической деятельности детей;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную и эмоциональную активность.
  • воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. 
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность

   Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от нас понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. 

  Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе. 

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. 

  Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

С детьми

- Д/игра «Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету;

- Чтение сказки «Репка»;

- Просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»;

- Видеопрезентация «Карточки Домана. Осень».

- Сбор материалов для центра природы «Подарки осени»

- Разгадывание загадок о животных;

- Разучивание песни – игры «Злую тучку наказали».

- Коллективная работа «Синички у кормушки».

- Занятие в центре эксперементирования: Воздух – невидимка. («опыт с пакетом», игры с воздушными шарами)

- Рассматривание картины «Пожар в лесу»

- Видеопрезентация «Кому нужен лес»

- Игра на липучках «Кто где живет» (Домашние и дикие животные)

- Чтение сказки «Зимовье зверей»

С родителями

- Опрос родителей на тему: «Роль экологической составляющей в современном воспитании детей»

- «Осенняя прогулка с малышом» консультация для родителей.

- Папка- передвижка с информацией об осенних изменениях в природе, загадками на осеннюю тему, стихами об осени.

- Консультация для родителей «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

- Участие родителей в выставке поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»

- Проведение субботника «Каждую соринку в корзинку»

- Папка-передвижка «Синичкин день».

- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

- Папка- передвижка с информацией о зимних изменениях в природе, загадками на, стихами, приметами.

 - Проект «Елка-зеленая иголка» изготовление елочек из бросового материала родителей совместно с детьми;

Консультация для родителей «Что мы сажаем, сажая леса»

С педагогами

РППС

Изготовление дидактических игр:

- «Овощи и фрукты».

- «Животные и птицы».

- Создание копилки «Подарки осени»

- Картотека «Зимующие и перелетные птицы»;

Д/игра на липучках «Кто где живет»

Литература

 Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г.

    Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Рыжова Н. А. Я и природаУчебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

   

Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Рыжова Н. А. Я и природаУчебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008.

Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г.

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

С детьми

- Опыт с сосулькой (Прозрачная, плотная, тает в помещении, вода грязная);

- Театрализованная игра «Репка»;

- Просмотр мультфильма «Серая шейка».

- Видеопрезентация «Как живется животным зимой».

- Заучивание потешки «Падай, падай белый снег»;

- Чтение художественной литературы Е. Ульевой «Сказки от слезок. Для тех, кто маму не слушает».

- Видеопрезентация «Где живет вода»

- Разучивание заклички:

Жаворонки прилетайте

Зиму белу прогоняйте

Гули - гули

Зиму белу прогоняйте

Весну красну созывайте

Гули - гули

Весну красну созывайте

Землю нашу одевайте

- Рисование нетрадиционным способом тычка «Серый зайка»

 

- Видеопрезентация «Карточки Домана. Весна»

- Рисование в нетрадиционной технике Отпечаток ладошки. «Первые цветы»

- Сюжетно – ролевая игра «Садовник»

- Игра Да-Нет «На природу мы идем, как мы там себя ведем»

- видео презентация «Карточки Домена. В лесу»

- подвижная игра «Сортируем мусор».

С родителями

- Консультация для родителей «Заповедники и национальные парки.»;

- Консультация для родителей «Кто такие морские млекопитающие?»

Экологическая акция «Батарейку принеси-ежика спаси»

- Консультация для родителей «Вода-наше богатство»;

- Папка- передвижка с информацией о весенних изменениях в природе, загадками, стихами, приметами.

- Памятка для родителей «Сортировка мусора»;

- Выставка поделок из бросового материала «Из мусорной кучки-классные штучки»

- Памятка  «Безопасная прогулка по лесу»;

- Субботник «Приведу в порядок свою планету».

- Проект «Цветы – улыбка природы», участие родителей в озеленении территории сада.

С педагогами

РППС

- Набор для опытов: пипетки, ершик.

- Картотека «Морские млекопитающие»

- Набор метеоролога (Термометр, ветрянной чулок»);

- видоискатель «Облака»;

- картотека «Явления природы»

 Костюм садовника.

 Д/игра «Сортировка мусора»

Литература

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.

Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

Долгова, Т. Л. Прогулки в детском садуМетодическое пособие / Т. Л Долгова, М. В. Кравченко. – М. : Сфера, 2006.

Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.

Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников// Воспитатель ДОУ, 2009. - №3

Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г.

Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г.

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : Мозаика- синтез, 2008.

Рыжова Н. А. Я и природаУчебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : Линка-Пресс, 2008.

Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников - М. : Детство-Пресс 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра".

Развитие творческих способностей у детей  средствами кукольного театра...

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

творческий план по самообразованию .

Творческий план по самообразованию по теме Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования. По всем возрастам, начиная с младшего и по подго...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....