Картотека опытов с крахмалом
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Романова Елена Анатольевна

Картотека

опытов

с крахмалом.

 

 

 

 

1.Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты. Крахмал – белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель. Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей. Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит. Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне – нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких. 2.Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

 Как мы знаем, неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать. Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко. Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.


3.Крахмал танцует.

 Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер. Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40–60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище. Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное – смогут стать участниками удивительных экспериментов.

4.«Лизун» из крахмала

 Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет. Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.
 

 

 

5. « Определение на ощупь, вкус и запах»

Крахмал- это вещество. Ложечкой насыпьте крахмал в свои тарелочки .

Какого цвета крахмал? Понюхайте его. Наберите крахмал в ложечку и попробуйте его. Крахмал безвкусный. Потрогайте крахмал, нажмите на него, что чувствуете? ( хрустит, скрипит). Почему он хрустит, вы узнаете чуть позже. На что похож крахмал? ( на муку).

 Вывод: Крахмал- это вещество белого цвета,  безвкусный, не имеет запаха, хрустит при нажатии, похож на муку.

6.« Поведение крахмала в  холодной воде»

Какого цвета вода? А крахмал? Насыпьте крахмал в стакан с водой. Размешайте. Что вы видите? Каким цветом стала вода? Что она напоминает ? ( молоко)

Вывод: Крахмал окрашивает холодную воду в белый цвет. Легко размешивается в холодной воде, не собирается в комочки.

7. «Крахмал + горячая вода = клейстер»

Заливаем крахмал горячей водой и быстро размешиваем. Эта смесь (пока будем так говорить) вам что- нибудь напоминает? Макните указательным пальцем в эту смесь и соедините с большим пальцем. Что чувствуете? Возьмите кисточку и нанесите эту смесь на кружочки. Которые  лежат перед вами. Приклейте кружочки на листочки. Кто догадался, с помощью чего мы клеили?

Вывод: Если крахмал залить горячей водой и быстро перемешать, то получится клейкая масса, которая называется клейстер, который используется при склеивании чего- либо. В горячей воде крахмал собирается в комочки.

 

 

 

 

8. «Крахмал оседает в воде».

Что произошло с крахмалом, который мы размешивали в холодной воде? 

Вывод: Крахмал в холодной воде легко размешивается, не собирается в комочки, окрашивает воду в белый цвет и  через некоторое время оседает на дне посуды. Вода снова становится прозрачной. Значит, в холодной воде крахмал не растворяется.

 

9.«Взаимодействие крахмала, полученного в домашних условиях, с воздухом. Получение крахмала».

Что произошло с картофелем, который  был порезан ломтиками? (почернел). Проведите указательным пальцем по картофелю, что видите? ( палец побелел). А теперь соедините указательный палец с большим и потрите, что чувствуете? (скрип). Из картофеля выделился крахмал. Возьмите лупу и рассмотрите крахмал. Что видите? ( мелкие, блестящие, сверкающие частички) . Эти частички при надавливании на них и дают скрип, поэтому крахмал хрустит.

Вывод: Крахмал содержится в картофеле.

Возникает вопрос: почему картофель почернел? Оказывается, крахмал, который получают в домашних условиях, при взаимодействии с воздухом чернеет. А крахмал, который насыпан в тарелочках, не почернел, хотя уже сколько времени находится открытым, потому что это переработанный крахмал – это промышленный крахмал. Его получили на фабрике, он подвергся специальной обработке. 

 

 

 

 

10. «Заваривание киселя».

 А сейчас вы вместе заварим кисель. Пододвиньте к себе кружечки, положите в них ложечку крахмала, добавьте ложечку варенья, перемешайте. Что произошло с крахмалом? ( он поменял цвет, значит он окрашивается). Я налью в ваши кружки кипяток и быстро перемешаю. У нас получился кисель. 

Вывод: Крахмал окрашивается. Если смешать крахмал с вареньем и залить кипятком, получается питьевой продукт – кисель.

Из крахмала не только заваривают кисель.  Его еще добавляют в тесто для блинов, даже  в салаты. 

Как вы думаете, кисель полезен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_s_krahmalom.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

опытов

с крахмалом.

1.Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты. Крахмал – белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель. Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей. Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит. Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне – нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких. 2.Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

 Как мы знаем, неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать. Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко. Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.


3.Крахмал танцует.

 Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер. Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40–60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище. Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное – смогут стать участниками удивительных экспериментов. 

4.«Лизун» из крахмала

 Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет. Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.

5. « Определение на ощупь, вкус и запах»

Крахмал- это вещество. Ложечкой насыпьте крахмал в свои тарелочки .

Какого цвета крахмал? Понюхайте его. Наберите крахмал в ложечку и попробуйте его. Крахмал безвкусный. Потрогайте крахмал, нажмите на него, что чувствуете? ( хрустит, скрипит). Почему он хрустит, вы узнаете чуть позже. На что похож крахмал? ( на муку).

 Вывод: Крахмал- это вещество белого цвета,  безвкусный, не имеет запаха, хрустит при нажатии, похож на муку.

6.« Поведение крахмала в  холодной воде»

Какого цвета вода? А крахмал? Насыпьте крахмал в стакан с водой. Размешайте. Что вы видите? Каким цветом стала вода? Что она напоминает ? ( молоко)

Вывод: Крахмал окрашивает холодную воду в белый цвет. Легко размешивается в холодной воде, не собирается в комочки.

7. «Крахмал + горячая вода = клейстер»

Заливаем крахмал горячей водой и быстро размешиваем. Эта смесь (пока будем так говорить) вам что- нибудь напоминает? Макните указательным пальцем в эту смесь и соедините с большим пальцем. Что чувствуете? Возьмите кисточку и нанесите эту смесь на кружочки. Которые  лежат перед вами. Приклейте кружочки на листочки. Кто догадался, с помощью чего мы клеили?

Вывод: Если крахмал залить горячей водой и быстро перемешать, то получится клейкая масса, которая называется клейстер, который используется при склеивании чего- либо. В горячей воде крахмал собирается в комочки.

8. «Крахмал оседает в воде».

Что произошло с крахмалом, который мы размешивали в холодной воде? 

Вывод: Крахмал в холодной воде легко размешивается, не собирается в комочки, окрашивает воду в белый цвет и  через некоторое время оседает на дне посуды. Вода снова становится прозрачной. Значит, в холодной воде крахмал не растворяется.

9.«Взаимодействие крахмала, полученного в домашних условиях, с воздухом. Получение крахмала».

Что произошло с картофелем, который  был порезан ломтиками? (почернел). Проведите указательным пальцем по картофелю, что видите? ( палец побелел). А теперь соедините указательный палец с большим и потрите, что чувствуете? (скрип). Из картофеля выделился крахмал. Возьмите лупу и рассмотрите крахмал. Что видите? ( мелкие, блестящие, сверкающие частички) . Эти частички при надавливании на них и дают скрип, поэтому крахмал хрустит.

Вывод: Крахмал содержится в картофеле.

Возникает вопрос: почему картофель почернел? Оказывается, крахмал, который получают в домашних условиях, при взаимодействии с воздухом чернеет. А крахмал, который насыпан в тарелочках, не почернел, хотя уже сколько времени находится открытым, потому что это переработанный крахмал – это промышленный крахмал. Его получили на фабрике, он подвергся специальной обработке. 

10. «Заваривание киселя».

 А сейчас вы вместе заварим кисель. Пододвиньте к себе кружечки, положите в них ложечку крахмала, добавьте ложечку варенья, перемешайте. Что произошло с крахмалом? ( он поменял цвет, значит он окрашивается). Я налью в ваши кружки кипяток и быстро перемешаю. У нас получился кисель. 

Вывод: Крахмал окрашивается. Если смешать крахмал с вареньем и залить кипятком, получается питьевой продукт – кисель.

Из крахмала не только заваривают кисель.  Его еще добавляют в тесто для блинов, даже  в салаты. 

Как вы думаете, кисель полезен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...