Детский мастер-класс глазами детей и взрослых.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рязанова Светлана Евгеньевна

Наш детский сад уделяют огромное внимание экологическому воспитанию дошкольников. Этому способствует не только место расположения детского сада (красивейший поселок Ленинградской области), но и время (всемирная борьба за экологию). Экология имеет большое значение для развития детей, затрагивает все области развития: и познавательная (хочу все знать), и речевая (обо всем рассказать), физическая и социально-коммуникативная (все потрогать и с друзьями обыграть) и, конечно же, художественно-эстетическая - (всю красоту нарисовать). Получается - с помощью одной РОМАШКИ мы можем воспитать Академика или Президента!

Далее я хочу поделиться своим опытом работы по экологическому воспитанию, но не обычной формы, а в форме мастер-классов. Участниками педагогического процесса (занятия) были и взрослые и дети.  Руководила всем этим - маленькая девочка, которая все рассказывала - объясняла, показывала - учила, хвалила и мотивировала на создание шедевров. Взрослые в этот момент были приятно удивлены (их учит ребенок), а дети внимательно слушали, отвечали на вопросы и выполняли задания, наравне со взрослыми. Никто из детей не боялся, что что-то не получится. А мы с вами знаем, что это играет огромную роль для развития успешности у детей.

Первый мастер-класс проходил на базе Ботанический сад Петра Великого Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, нашего социального партнёра, детям было дано возможность поучаствовать в аппликации из ткани и сделать неповторимый «Кленовый лист». Посетители детского сада сидели за большим круглым столами к ним присоединилась ведущая, моя воспитанница.

- Здравствуйте, уважаемые гости, скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе? (Осень). – Ну, конечно же, осень! Самое яркое, красивое, время года. Вы любите осень? (Ответы). – Скажите, какие краски, чаще всего, используется осенью? Ответы). – Да, жёлтый, оранжевый, бордовый, зелёный. Правильно, молодцы. Осенью нам всем хочется тепла и чего-нибудь яркого, красивого. Я вам предлагаю сделать такой необычный осенний листочек, в нашем случае кленовый, из разных тканей. Согласны? (Ответы) Для выполнения работы нам понадобится конечно же разные ткани, ножницы, клей, рамка с трафаретом кленового листа и хорошее настроение. Смотрите, что буду делать я. Надо взять любую ткань, какая вам больше всего нравится, отрезать маленькие кусочки ткани. Затем, намазать наш листочек клеем, не очень сильно, (если будет очень много клея, то излишки мы убираем салфеткой), а сверху наложить ткань, как мозаику, прижима салфеткой. Итак, я заполняю весь кленовый лист разными кусочками ткани. Уважаемые родители, помогите своим деткам, посмотрите внимательно, у кого не получается - помогите резать ткань, т.к. это достаточно тяжело. Заполняем тканью весь листочек.

Посмотрите, какая красота у нас получилась, на голубом фоне наш осенний листочек. Вам понравилось? Вам было интересно? Что понравилось больше всего? Спасибо вам за внимание, была рада вам помочь, ваша Василиса.  

Втором мастер-класс поводила другая воспитанница для группы взрослых. Обстановка была более сказочная. Работа называлась «Крокусы в снегу».

(Звучит волшебная музыка), появляется девочка в костюме весны).

- Здравствуйте, уважаемые гости, а куда это я попала?  (в детский сад). - Очень рада, что вы собрались в таком необычном месте! Я смотрю, вы подготовились! Тут есть замечательная весеннее дерево, мои птички. Я вижу даже первые весенние цветы! Какая красота! Вы меня узнали? (Ответы). Ну, конечно же, я девочка – Весна!

- Да, я волшебница Весна! Едва очнувшись ото сна,
Я природу пробудила. Волшебной палочкой взмахнув,
Я сугробы растопила и сразу же, не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила. Потом, как будто дирижер,
Я  научила петь капели. И их веселый, звонкий хор
Поет которую неделю. И воздух чист, и даль ясна!
Поет природа, оживая. - Да, я - волшебница, Весна!
Теперь я это точно знаю.

- Я рада с вами познакомиться и сегодня я вам принесла одно из весенних чудес. Вы любите чудеса? (Да). Какие весенние чудеса вы знаете? (Ответы) - Да, какие вы молодцы и сейчас мы с вами будем делать одно чудо, из снега – цветы.

-  Ранней весной ещё много - много снега, а он такой холодны. Нам всем хочется тепла. Я вам предлагаю выбрать такой материал для работы, который очень похож на снег. (Ответы) – Правильно, это вата, такая же белая и пушистая. У вас на столах находится материал для работы. Это вата, клей, акварельные краски, кисти, стаканчик с водой, салфетка. Посмотрите, как делаю я. Из ваты кручу ватные жгутики. Для этого нужно оторвать маленький кусочек, и катать ватку между пальчиков, очень хорошая гимнастика. Можно катать ватку между ладошек. Приступайте. Когда будут готовы три жгутика, можете соединить их в цветочек-крокус. Нужно зафиксировать на листе бумаги этот цветок, приклеить. Наносим клей на фон, жгутики прикладываем и прижимаем салфеткой. Также делаем стебелек, листики. Можно добавить солнышко с лучиками, составить композицию.  

- Теперь у нас должны начаться чудеса – я же волшебница! У вас есть акварельные краски, смотрите, вата у нас хорошо впитывает воду, прямо как снег. Я беру кисточку, набираю много краски и этой кисточкой в краске провожу по ватным жгутикам. Можно брать синий, фиолетовый, жёлтый, розовый. Наша снежная картина обретает цвет. Она становится теплее.

- Вот такие крокусы необычные у нас получились. В инее. Снежные, прямо как я, ведь меня зовут Снежана! Я была рада с вами познакомиться. До новых встреч.

Вот такие занятий по экологии способствуют всестороннему развитию детей. Они воспитывают в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Участники таких мастер-классов получают информацию с помощью всех возможных форм, методов и приемов.

Так же, такие мастер классы имеют психологический аспект. Детям-ведущим они помогают почувствовать себя успешными, лидерами, преодолеть неуверенность в себе, понять всю ответственность мероприятия. Детям-ученикам намного легче воспринимать информацию от детей-ведущих, процесс обучения они воспринимают как ролевую игру. Взрослые же, наоборот, становятся на одном уровне с ребенком и получают сплошной релакс и удовольствие от работы. Ведь мы – взрослые- такие же дети.

Как говорил Иоганн Вольфганг Гёте: «Растет то, что мы взращиваем в душе, - таков вечный закон природы», так давайте растить в наших детях разумное, доброе, вечное, с помощью экологии, ведь эко - это дом.                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Детские мастер-классы – ступень к успеху».

Благая природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь чему учиться.

(Леонардо да Винчи)

Наш детский сад уделяют огромное внимание экологическому воспитанию дошкольников. Этому способствует не только место расположения детского сада (красивейший поселок Ленинградской области), но и время (всемирная борьба за экологию). Экология имеет большое значение для развития детей, затрагивает все области развития: и познавательная (хочу все знать), и речевая (обо всем рассказать), физическая и социально-коммуникативная (все потрогать и с друзьями обыграть) и, конечно же, художественно-эстетическая - (всю красоту нарисовать). Получается - с помощью одной РОМАШКИ мы можем воспитать Академика или Президента!

Далее я хочу поделиться своим опытом работы по экологическому воспитанию, но не обычной формы, а в форме мастер-классов. Участниками педагогического процесса (занятия) были и взрослые и дети.  Руководили всем этим – дети старшей группы, которые все рассказывали - объясняли, показывали - учили, хвалили и мотивировали на создание шедевров. Обучаемые в этот момент были приятно удивлены (их учит ребенок), они внимательно слушали, отвечали на вопросы и выполняли задания, наравне со взрослыми. Никто из детей не боялся, что что-то не получится. А мы с вами знаем, что это играет огромную роль для развития успешности у детей.

Первый мастер-класс, о котором я хотела бы рассказать – «Красивые и полезные чepнoбpывцы». Он проходил в привычной для детей обстановке, в своей группе.

Конспект мастер-класса

          Предварительная работа: раскраски бархатцев, разучивание стихов.

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с лекарственным растением чepнoбpывцы.
  • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.
  • Развивать творческое воображение, коммуникативное общение в процессе игры и работы, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
  • Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

 Материалы: кукла «Лесовечек», альбом «Лекарственные растения», стихи, презентация «Бархатцы», ванночка для рук, теплая вода, семена, горшочки с землей, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций. 

Исследовательская деятельность: изучение семян, рассказ «врача» о способах лечения травами; игра «Узнай бархатцы».

Ход мастеркласса:

Дети играют в настольно-печатную игру «лото растения».

 В группу входит девочка в костюме врача.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу с вами поиграть. Я буду врачом, а вы мои пациенты. Будете со мной играть? (Ответы детей).

- Я вам принесла одно лекарство, вернее одну лекарственную траву. Я вам о ней расскажу, дам потрогать, и мы с вами полечимся этой лекарственными цветами! Хорошо? (Ответы детей).

- Смотрите, ребята. К нам в группу пришел Лесовечек. Он тоже хочет узнать про лекарственное растение. (Обращает внимание детей на куклу - Лесовечка). Правда, Лесовечек?

Ну, тогда садитесь все поудобнее, смотрите и слушайте.

Воспитатель показывает презентацию.

- Это растение называется Чepнoбpывцы, но мы привыкли называть эти цветы Бархатцы. Они очень обильно цветут и в садах, и в парках, на каждой даче. Бывают высокие и низкие, от желтого до коричного цвета.

- Ребята, как вы думаете, вы теперь узнаете Бархатцы среди других цветов? (Ответы детей) Давайте поиграем в игру «Узнай бархатцы». Я вам буду показывать картинки с цветами, а вы, как только увидите бархатцы – чepнoбpывцы, будете хлопать в ладоши. Хорошо? (Воспитатель меняет слайды на презентации).

- Молодцы ребята, справились. Бархатцы очень любят бабочки и пчелы. Эти цветы обеззараживают, то есть лечат землю в садах, где растут. И отпугивают вредителей. Они очень полезные для растений.

- Лесовечек, что ты спрашиваешь? Как такие красивые цветы лечат, из этих цветов делают масла для косметики, а отвары этих цветов помогают при простуде. Настои семян бархатцев заживляют все царапинки. Хотите заживим ваши все царапинки на ручках? (Ответы детей).

- Для этого нужно взять семена бархатцев. Ой, а у меня их нет. Лесовечек, что ты говоришь? У тебя есть? (Девочка подходит к Лесовечку и берет у него сумочку с семенами). Спасибо, Лесовечек.

- Берем семена бархатцев, насыпаем их в большую миску и залить теплой водой. (Девочка опускает семена в миску, а воспитатель наливает воду). Нужно, чтобы они настоялись.
Это называется настой. А если лепестки сухих цветов залить маслом, то получится косметическое масло.

- Теперь нашим настоем можно делать компрессы на болезненные места, у кого проблемы с кожей. Принимать ванны с этим настоем.

- Мы с вами теперь можем сделать ванночки для рук. Давайте все опустим руки в этот лечебный настой, а вы пока прочитаете стихи про эти замечательные стихи. Я знаю, вы учили.

 1 ребенок:  Чернобривцы, Чернобривцы…
Милый, простенький цветок.
Запах терпкий и душистый…
Ярко-желтый лепесток…
Мама так цветы любила —
много было их в саду,
виды разные садила.
В мыслях по нему бреду…
Но всего милей и ярче
в памяти моей живет
(и все краше, чем я старше)
этот скромненький цветок.
Чернобривцы, чернобривцы…
Ярко-желтый лепесток…
И стрекоз, и пчел кормильцы…
Милый, простенький цветок.

2 ребенок: А бархатцы — из бархата,
Из жёлтого, из красного.
Совсем не прихотливы,
Не требуют полива.

3 ребенок: В бархатцах есть что-то братское,
апельсиново-вкусное,
бархатцам лишь разрастаться бы
вдаль — это в жизни нужное!

Бархатцы — об опасности
легкость предупреждения,
в бархатцах нет огня красного,
только тепла ощущение!

Кружево шелка и бархата
в радости постижения…
Яркое тельце бархатцев —
лета головокружение!

- Теперь осторожно вынимаем руки из лекарственного настоя, вытираем их полотенцем. Такие ванночки для рук нужно делать несколько раз. Теперь кожа на руках будет здоровая.

- Ребята, у нас еще остались семена бархатцев. Чтобы нам с ними сделать? Я спрошу у Лесовечка. (Девочка наклоняется к Лесовечку).

- Лесовечек говорит, что нужно посадить семена, чтобы летом у нас в саду зацвело еще больше этих полезных цветов.  Смотрите, у него уже есть подготовленные горшочки с землей. Берите семена и посыпайте в горшочки.  Теперь нужно присыпать их землей и полить. Давайте это сделаем. (Воспитатель помогает детям).

- А горшочки мы украсим вашими раскрасками. Смотрите, как красиво получается! (приклеивают раскраски к горшочкам).

- Ребята, вам понравилось? Что вы узнали нового? Интересного? Что запомнилось? (Ответы детей). И мне было интересно с вами. До новых встреч.

Втором мастер-класс, которым я хочу поделиться, называется «Золотистая календула». Он проходил в сенсорном саду нашего детского сада. Участники: воспитанники старей группы; дети с родителями из других детских садов.

Цель: Организация деятельности детей по передаче своего опыта и восприятия опыта сверстников посредством проведения мастер-классов.

Задачи: - обучающие –уточнять представления о предметах и явлениях природы, о лекарственных растениях и их свойствах; расширять кругозор;

- развивающие –развивать творческую инициативу; знакомить с новой техникой рисования (Штампирование) и объемной аппликации (гербарий) -формировать разные способы взаимодействия ребёнка с окружающими   людьми;

- воспитательные: развивать коммуникативную и социальную компетентность детей; формировать навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, желание вступать в контакт с окружающими; формировать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию.

Материал и оборудование: головной убор (корона с цветком) для Календулы, акустическая колонка для игры – эмоции; корзинка с календулой и стаканчики с семенами календулы, рамочки из картона с фоном.

Раздаточный материал: заготовки- цилиндры из цветного картона разного диаметра для выполнения штампа, клей ПВА, кисти для клея и для рисования, клеёнка, влажные салфетки.

Этапы мастер-класса

Деятельность

 мастера

Деятельность  

детей, гостей

Методы, формы

(Демонстрация образца, наводящие вопросы, словесное поощрение, инициирующие вопросы, беседа, объяснение, показ, поощрение.

Время

Вводная часть

 (мотивация, сюрпризный момент, привлечение внимания к деятельности)

Девочки, здороваются с участниками, рассказывают про сенсорную площадку, про то, что в сенсорном саду растут лекарственные растения и про одно из них они хотят рассказать более подробно. Это календула. Говорят про ее лечебные свойства. Так же ведущие рассказывают о технике «Штампирование». Они представляют участникам Мастер-класса посмотреть на заготовки- цилиндры из цветного картона разного диаметра.

Участники стоят возле столов, около образцов и слушают объяснение  по изготовлению изделия.

Демонстрация инструмента для выполнения работы, наводящие вопросы. Беседа.

(5 мин)

Основная часть

 (планирование,

 реализация,

физминутка,

пальчиковая гимнастика)

1)Ведущие приглашает всех участников занять свои места за столом

2) Объясняет последовательность выполнения работы

3) Выполняет первый этап- нанесение краски на цилиндр, штамп цилиндром, проглаживание «лепестков»

Игра – эмоция Календула и гостей (раздача семян для гербария).

4)Второй этап – приклеивание семян в центр цветка.

5)Третий этап – украшают рамку (по желанию)

Участники стоят за рабочими местами, внимательно слушают объяснение ведущих и повторяют работу самостоятельно.

Словесное поощрение, инициирующие вопросы. Показ.

(20 мин)

Заключительная часть

 (рефлексия, подведение итогов)

Ведущие оценивают работы участников. Идёт обсуждение мастер-класса.

-Что получилось, какие трудности вызвала у вас данная работа. Как вы оцените свою работу.

Участники  оценивают свою работу, работу своих товарищей.

Беседа, поощрение.

(5 мин)

Третий – заключительный мастер-класс, о котором, я считаю – необходимо рассказать, называется «Волшебная мелисса»». Он проходил на территории нашего детского сада. Участники: воспитанники старей группы; дети с родителями из других детских садов. В этом случае от желающих быть ведущими – не было отбоя! Многие хотели себя проявить! Пришлось придумывать дополнительные роли.

Цели и задачи: обучающие, воспитательные и развивающие не изменились; только добавилось знакомство с новой техникой рисования (ниткография и набрызгивание)

Материал и оборудование: костюм Волка, Лисы и Феи, акустическая колонка для воспроизведения музыки; корзинка с мелиссой, рамочки из картона с фоном.

Раздаточный материал: шерстяные нитки, 2 кисти для рисования, акварельные краски, стаканчики клеёнка, влажные салфетки.

Этапы мастер-класса

Деятельность

 мастера

Деятельность  

детей, гостей

Методы, формы

(Демонстрация образца, наводящие вопросы, словесное поощрение, инициирующие вопросы, беседа, объяснение, показ, поощрение.

Время

Вводная часть

 (мотивация, сюрпризный момент, привлечение внимания к деятельности)

Девочка, здоровается с участниками, предлагает участникам оказаться в сказке.

Появляется второй ведущий, Волк. Он рассказывает, что у него плохое настроение и ему очень грустно.

Появляется Лиса ((третья ведущая), говорит, что может успокоить Волка, с помощью одного растения. Это мелисса. Показывает корзинку с ним, дает почувствовать аромат. Говорит про ее лечебные свойства. Предлагает ее нарисовать в технике «Ниткография» и «Набрызги».

Участники стоят возле столов, около образцов и слушают ведущих

Демонстрация инструмента для выполнения работы, наводящие вопросы. Беседа.

(5 мин)

Основная часть

 (планирование,

 реализация,

физминутка,

пальчиковая гимнастика)

1)Лиса приглашает всех участников занять свои места за столом

2) Объясняет последовательность выполнения работы

3) Выполняет первый этап - нанесение краски на нить, рисование стебельков и лепестков.

4)Второй этап – прорисовка цветков.

5)Третий этап – набрызги.

Участники стоят за рабочими местами, внимательно слушают объяснение и повторяют работу самостоятельно.

Словесное поощрение, инициирующие вопросы. Показ.

(20 мин)

Заключительная часть

 (рефлексия, подведение итогов)

Появление феи.  Игра – эмоция» Раздача волшебного порошка на исполнения желания.

Ведущие оценивают работы участников. Идёт обсуждение мастер-класса.

-Что получилось, какие трудности вызвала у вас данная работа. Как вы оцените свою работу.

Участники  оценивают свою работу, работу своих товарищей.

Беседа, поощрение.

(5 мин)

Вот такие занятий по экологии способствуют всестороннему развитию детей. Они воспитывают в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Участники таких мастер-классов получают информацию с помощью всех возможных форм, методов и приемов.

Так же, такие мастер классы имеют психологический аспект. Детям-ведущим они помогают почувствовать себя успешными, лидерами, преодолеть неуверенность в себе, понять всю ответственность мероприятия. Детям-ученикам намного легче воспринимать информацию от детей-ведущих, процесс обучения они воспринимают как ролевую игру. Взрослые же, наоборот, становятся на одном уровне с ребенком и получают сплошное удовольствие от работы. Ведь мы – взрослые - такие же дети.

Как говорил Иоганн Вольфганг Гёте: «Растет то, что мы взращиваем в душе, - таков вечный закон природы», так давайте растить в наших детях разумное, доброе, вечное, с помощью экологии, ведь эко - это дом.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс оригами для детей и взрослых.

Уже на протяжении многих веков оригами по праву считается одним из удивительных и оригинальных видов искусства. Причем со временем, по мере развития этого древнего искусства техника выполнения и разно...

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...

Детско-взрослый проект «Детский мастер – класс»

Участие в Выставка-ярмарка педагогических идей» для дошкольных образовательных организаций в рамках XVII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. К...