Методическая разработка Конспект занятия «Какие бывают дома?» в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Тема занятия: «Какие бывают дома?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Используемые образовательные технологии: развивающего обучения (исследовательского поведения), моделирование, проблемного обучения (поиск вариантов решения), игровые, здоровьесберегающие (физминутка).
Использованы следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Планируемые результаты: у детей сформированы представления о разных видах жилья в разных странах и причинах их разнообразия; имеют представление об истории возникновения жилища; узнают русскую избу, чум.
Конспект занятия рекомендовано использовать в других ДОУ в рамках тематической недели «Город», «Мой дом».
Цель: сформировать представления об истории возникновения жилища человека, многообразии их видов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.75 КБ | |
| 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Конспект занятия «Какие бывают дома?»
Автор: воспитатель старшей группы «Золотой ключик»
Ясюченя Анна Алексеевна
г. Санкт-Петербург
2023 г
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по Образовательной программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Занятие проводится в старшей группе, возрастная категория – дети 5-6 лет. В группе 25 человек, 8 девочек и 17 мальчиков.
Тема занятия: «Какие бывают дома?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Используемые образовательные технологии: развивающего обучения (исследовательского поведения), моделирование, проблемного обучения (поиск вариантов решения), игровые, здоровьесберегающие (физминутка).
Использованы следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Планируемые результаты: у детей сформированы представления о разных видах жилья в разных странах и причинах их разнообразия; имеют представление об истории возникновения жилища; узнают русскую избу, чум.
Конспект занятия рекомендовано использовать в других ДОУ в рамках тематической недели «Город», «Мой дом».
Цель: сформировать представления об истории возникновения жилища человека, многообразии их видов.
Задачи:
Обучающие:
Познавательное развитие: Продолжать учить детей применять простейшие причинно-следственные связи (понимать почему разные народы строят разные жилища - наличие материалов, природные условия); вызывать желание проверять информацию и предположения опытным путем.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать расширять представление о многообразии видов жилья в разных странах, развитие социальных представлений о мире людей; понимать важность коллективного труда для общего блага.
Развивающие:
Речевое развитие: Продолжать обогащать активный и пассивный словарь детей за счет введения новых слов: чум, печка-истопка, жилище, шатёр, первобытный и других.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать конструктивные навыки.
Познавательное развитие: Способствовать развитию интереса по теме.
Воспитательные:
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, слышать мнение каждого ребёнка. Воспитывать гордость от выполнения деятельности.
Оборудование для педагога: передвижная магнитная доска, иллюстрации к беседе (разные виды домов), инсталляция «Первобытные люди у костра», круглые деревянные палочки, деревянные столбики для основания шатра, веревка, плед, ковер, подушки, колонка с аудиозаписями.
Оборудование для детей: налобные маски.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам «Теремок», «Кошкин дом» и «Почтальон» С. Маршака. Рассматривание энциклопедии «Моя Россия», репродукций с изображением Санкт-Петербурга. Прослушивание музыкальной композиции О. Анофриева «Что нам стоит дом построить», композиции группы Земляне «Трава у дома».
Содержание занятия:
Дети и воспитатель сидят на стульях полукругом. На столе стоит инсталляция «Первобытные люди у костра». Воспитатель обращается к детям:
- Что-то ребята похолодало на улице, хорошо, что в группе так тепло! А представляете если бы мы целый день жили на улице, как первобытные люди! Как бы мы с вами грелись?
- Ответы детей.
- Да, люди научились добывать огонь и греться у костра, готовить на нем пищу. Как вы думаете, а почему первобытные люди стали жить в пещерах, когда научились добывать огонь?
- Ответы детей.
– Да, я тоже думаю, что им нужно было защищать костер от ветра и дождя. Пещера давала им крышу над головой, а от ветра они стали складывать стену из веток и кирпича, потом придумали завешивать вход в пещеру шкурой – так появилась дверь. Потом уже люди стали самостоятельно строить себе жилища – в том месте, где им было удобно. Как вы думаете, как выглядели эти дома? Из чего они строили?
- Ответы детей.
- Да, правильно, из подручного материала, из того, что можно было легко найти или добыть. Сначала из веток и травы строили шалаши, накрывали их шкурами животных. Потом догадались скреплять эту конструкцию глиной. Потом научились рубить деревья и складывать дома из бревен. Потом стали использовать камни, такой дом был уже прочнее.
В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времен строили из сосны, ели и других деревьев. Подскажите-ка мне название такого русского дома из бревен – конечно, изба! А появилось это название от древнерусского слова «ИСТЬБА» - печка-истопка. В избе два главных места – печь-кормилица и напротив нее красный (то есть красивый) угол, где висели иконы и стоял обеденный стол. В деревянном доме тепло и легко дышится.
А вот я вам загадку загадаю – дерево по сечению круглое, значит бревно тоже. Если положить бревна друг на друга – они что сделают? Даня, продемонстрируй ребятам. (Ребенок пробует положить друг на друга круглые палочки). Они раскатятся! А как вы думаете – чем скрепляли бревна между собой, чтобы они не раскатывались?
- Предположения детей.
- Гвоздями стали скреплять не так давно, потому что раньше они были очень дорогие. Из дорогого железа делали что-то очень важное - ножи, оружие, инструменты (топор). Давайте подумаем, вот вы когда конструктор соединяете, как детальки друг за друга зацепляются? Вот посмотрите у лего например. У них есть места, которые друг для друга подходят – выпуклая часть на одной детали и отверстие под него на другой. Соединили – и они уже не распадутся. Так и на бревнах вырубали полукруглые пазы, они ложились друг в друга и уже не раскатывались. Вот такой смекалистый народ - русские люди!
Что еще люди на Руси делали из дерева?
- Ответы детей.
- Правильно – посуду, мебель, игрушки. Какая у вас самая любимая деревянная игрушка? Ну конечно матрешка!
Проводится физминутка «Мы матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- А теперь давайте отправимся в путешествие по другим странам и посмотрим какие еще бывают дома. Попробуем выяснить – в каком доме жить лучше всего? (Звучит голос Гагарина «Поехали!»)
(Рассказ сопровождается показом иллюстраций).
Некоторые народы в Африке до сих пор строят дома из травы и глины. Как думаете почему? Потому что там много этого материала, очень тепло и много места, а людей совсем немного.
В Азии, например в Таиланде - главный материал для строительства – травянистое растение бамбук. Он быстро растет, легкий и очень прочный. Из него можно сделать все: стены, крышу, посуду, водопроводные трубы, мебель, даже ковры.
А в Японии раньше строили дома из…никогда не догадаетесь! Из рисовой бумаги! Помните мы про нее говорили. В нее заворачивают сладкие суши. Но, конечно, специальной, промасленной. Она легкая и непромокаемая. Из нее делали внутренние стены и одну спереди, и она была раздвижная! Захотелось на сад посмотреть – отодвинули стену и любуемся. Дело в том, что в Японии часто случаются землетрясения и такие дома просто легко колышутся, а даже если разрушатся – никого не придавят и их легко восстановить. Сейчас японцы перебрались в современные небоскребы, но если на месте строительства стоит такой старинный бумажный домик, то его бережно разберут и потом переставят на крышу небоскреба!
А есть народы-непоседы, которые не живут в одном месте. И дома у них такие же – переносные, они всегда с хозяином, как раковина с улиткой. Давайте подумаем каким должен быть этот дом? – предположения детей. – Да, он должен быть легким, чтобы его перевозить. Быстро собираться и разбираться, значит конструкция будет очень простая. Вот вы когда решаете построить себе в группе или дома в комнате домик – что используете? Стулья, плед, коврик… Накинули на основание плед – вот и крыша! Ученые считают, что так и появилось первое настоящее жилище, оно называется чум. Чтобы его построить нужно только установить длинные жерди в виде высокого круглого шалаша и чем-нибудь их покрыть: берестой, войлоком, шкурами. Есть даже загадка «Этого старика все уважают, и одевают, и раздевают». И такие дома строили многие народы в разных частях света – это и вигвам и типи у индейцев, яранга у северных народов – якутов, чукчей, юрта в степях.
Возможно, у вас тоже есть дом-непоседа. Догадались что это? Да, конечно, палатка – младшая сестра переносных жилищ.
А давайте мы с вами попробуем построить такой чум! Надевайте маски и превращайтесь в первобытных людей! (Дети одеваются под музыку).
Проводится игра-эксперимент со строительством чума. В процессе выясняем чем можно скрепить основу, что в нем должно быть (очаг, отверстие в куполе для дыма, покрытие на землю вместо пола, подушки вместо мебели).
- Хорошо поиграли! Понравилось вам строить чум? Как думает почему у нас получилось, ведь мы не древние люди и не профессиональные строители – да, потому что мы строили все вместе, друг другу помогали! Давайте придумаем на что чум похож? Ответы детей – Так, на шатер, на жилище индейцев, на треугольник, на ракету. Молодцы, вот сколько всего придумали. А еще он похож на передвижной цирк-шапито! Были в таком?
А теперь я предлагаю поиграть в игру. Я вам буду называть вид дома, а вы будете отгадывать – это настоящий дом или сказочный и объясните почему так думаете!
Последовательно предлагаются: избушка на курьих ножках, пряничный домик, иглу изо льда, теремок – рукавичка, дом на дереве, плавучий дом-лодка, музыкальный дом с настроением – внутри протянуты струны, дом-наоборот.
Вот молодцы, все правильно угадали! Может быть, вы сами знаете какие-нибудь необычные дома, расскажите?
-И последняя загадка! Что есть у каждого дома?
- Ответы детей.
Так, назвали крыша, стены, окна, лестница… а еще? Я вам подскажу, вот у вас у всех есть имена, а у домов. … Конечно, адрес! Адрес сообщает на какой улице стоит наш дом и какой у него номер.
Кто помнит свой домашний адрес? – ответы детей. Молодцы! А кто помнит адрес нашего садика? Запомните Кропоткинская улица, дом 10 Детский сад № 17. Вот вырастете, уедете жить в какой-нибудь далекий город с необычными домами и пришлете мне фотографию по этому адресу. А в других странах интересно какие бывают адреса? Как например в Африке пишут адреса? Дом справа от третьего баобаба!?... Интересно! Почитайте с мамочками вечером, я тоже поищу информацию и завтра об этом поговорим!
Вот мы с вами сколько сегодня успели обсудить! Запомнили из каких материалов раньше строили дома? -Ответы детей. Молодцы, а в старину на Руси как дома назывались? Правильно, бревенчатая изба. Потом стали использовать камни, потом стали делать кирпичи, панели, выливать целые дома из бетона, научились строить небоскребы.
Понравилось вам занятие? Что для вас стало самым интересным? Самым сложным? Самым простым? (Ответы детей).
Как ы думаете – выяснили мы с вами в каком доме лучше всего жить? Какой дом самый красивый, самый любимый, самый лучший на свете? Ну конечно тот, в котором живет твоя семья! Где тепло, уютно и тебя ждут и любят!
Используемая литература:
Ольга Колпакова «Дома мира», Москва, Издательство «Настя и Никита», 2022
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
С помощью сказкотерапии ребенок учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе.Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей, закрепить буквы «а», «о», «ё», «я»....

Методическая разработка занятия педагога-психолога с детьми старшей группы
Методические разработки по проведению коррекционно-развивающего занятия педагогом-психологом с детьми старшей группы, направленного на развитие эмоциональной сферы дошкольников ...

НОД. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Каким бывает хлеб» в старшей группе.
Программное содержание: Формировать представления детей о том как растет хлеб.Знакомить детей со злаковыми растениями: пшеницей и рожью. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения....

Конспект занятия "Какие игрушки необходимы детям" Старшая группа
Конспект занятия "Какие игрушки необходимы детям" Старшая группа...

Конспект занятия «Какие бывают книги» для старшей группы
Конспект «Какие бывают книги» для старшей группы Цель: Расширить знания детей о книгах и их назначении. Задачи: 1.Расширять знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении...
