Методические рекомендации «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с родителями»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В материале представлены методические рекомендации для формирования у старших дошкольников основ экологической культуры посредством нетрадиционных форм
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти _________________________________________________________________ Гидротехническая, 8, г. Тольятти, Самарская область, Россия, 445041 тел: 8(8482) 97-40-86, 45-18-08; e-mail: chgard199@edu.tgl.ru
Методические рекомендации
«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с родителями»
Выполнил: Захарова Наталья Сергеевна
2021г.
Методические рекомендации
«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с родителями».
В современном мире проблема формирования экологического сознания и культуры стоит как никогда остро. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для заложения основ бережного и осознанного отношения к природе. Ребенок-дошкольник эмоционален, любознателен, открыт для нового, и именно в этом возрасте закладываются основы его будущего мировоззрения.
Семья является первым и главным институтом социализации ребенка. Ценности, модели поведения, принятые в семье, усваиваются ребенком на глубинном уровне. Без поддержки и единых требований семьи усилия дошкольного учреждения по формированию экологической культуры могут быть недостаточно эффективными.
Традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации) зачастую не вызывают достаточного интереса и активного отклика. Возникает необходимость во внедрении нетрадиционных, интерактивных форм взаимодействия, которые превратят родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательного процесса.
Цель рекомендаций: повысить эффективность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста путем вовлечения родителей в совместную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия.
Формирование экологической культуры основывается на следующих принципах:
Принцип интеграции: Связь экологического воспитания с различными видами детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, двигательной).
Принцип научности и доступности: Формирование у детей первоначальных, но научно достоверных представлений о природе.
Принцип «позитивного центризма»: Отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний (например, жизнь животных и растений, сезонные изменения, взаимосвязи в природе).
Принцип деятельности и краеведческий: Изучение природы родного края через практическую деятельность.
Принцип сотрудничества: Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».
Нетрадиционные формы работы с родителями
Предлагаемые формы условно можно разделить на несколько блоков:
Блок 1: Информационно-аналитические и дистанционные формы
Экологический блог/группа в мессенджере: Создание закрытой группы для родителей, где воспитатель делится краткими советами, фотографиями с занятий, интересными фактами, анонсами мероприятий. Можно запускать челленджи (#НеделяБезПластика, #ВырастиСвоюЗелень).
Интерактивные анкеты и опросы: Использование онлайн-сервисов (Google Forms) для быстрого выявления интересов родителей, их запросов и предложений по экологическому направлению.
Видеоподкасты (экологические минутки): Короткие (3-5 минут) видео от воспитателя или приглашенного эксперта (например, родителя-эколога) на темы: «Как сортировать мусор с детьми?», «Куда сдать батарейки?».
Блок 2: Досуговые и интерактивные формы
Экологический квест для семейных команд: Например, «Спасение Чистой планеты». Команды выполняют задания на разных станциях: «Сортировочная» (раздельный сбор мусора), «Лесные тайны» (определить деревья по листьям), «Волшебница-Вода» (опыты с водой).
Совместные акции и проекты:
Акция «Добрые крышечки»: Совместный сбор пластиковых крышечек для благотворительных целей.
Проект «Огород на подоконнике»: Каждая семья отвечает за свой «мини-огород», ведет дневник наблюдений, делится успехами.
Акция «Подари книгу природе»: Сбор макулатуры, с последующим приобретением на вырученные средства новых книг о природе для группы.
Творческая мастерская «Вторая жизнь вещей»: Совместный мастер-класс для родителей и детей, где они создают поделки из бросового материала (поделки из пластиковых бутылок, кормушки из тетрапаков, игрушки из картона).
Экологический театр: Постановка небольшого спектакля на экологическую тематику (например, по мотивам сказок) силами детей и родителей.
Блок 3: Познавательные и практико-ориентированные формы
Семейная экологическая тропа (виртуальная или реальная): Разработка маршрута по близлежащему парку. Родители с детьми, используя карту-путеводитель, созданную в детском саду, выполняют задания: найти и сфотографировать определенное растение, послушать птиц, определить следы.
«День самоуправления» с экологическим уклоном: Родители проводят для детей мастер-класс (например, по посадке растений, изготовлению эко-кормушек, рисованию природными материалами).
Встречи с «экспертами»-родителями: Привлечение родителей, чья профессия связана с природой (ветеринар, лесник, биолог, ландшафтный дизайнер) для проведения беседы или экскурсии.
Этапы реализации работы:
- Подготовительный (диагностический) этап:
- Анкетирование родителей «Экология и наша семья».
- Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей.
- Создание инициативной группы из числа активных родителей.
- Разработка плана совместных мероприятий.
- Основной (практический) этап:
- Реализация запланированных нетрадиционных форм работы (акции, квесты, мастер-классы и т.д.).
- Информационное сопровождение (ведение блога, фотоотчеты).
- Создание совместных продуктов деятельности (альбомы, выставки поделок, коллажи).
- Итоговый (аналитический) этап:
- Проведение итогового мероприятия (например, фестиваль «Эко-семья»).
- Повторная диагностика детей и анкетирование родителей для оценки эффективности работы.
- Обобщение и распространение опыта (статья, выступление на педсовете).
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Сформированы первоначальные основы экологической культуры (знания о природе, бережное отношение, навыки ухода за живыми существами).
- Развиты познавательный интерес, коммуникативные навыки и стремление к практической деятельности.
Для родителей:
- Повысилась педагогическая компетентность в вопросах экологического воспитания.
- Активность и вовлеченность в жизнь ДОУ возросла.
- Установились партнерские, доверительные отношения с педагогами.
- Совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Для педагогов:
- Обогатилась и модернизировалась развивающая предметно-пространственная среда.
- Повысился профессиональный уровень через поиск и внедрение инновационных форм работы.
6. Заключение
Использование нетрадиционных форм работы с родителями в формировании экологической культуры детей – это не просто мода, а необходимость современного образования. Такой подход позволяет создать живое, динамичное образовательное пространство, где ребенок, родитель и педагог становятся союзниками в важном деле – воспитании человека, ответственно и с любовью относящегося к своему дому – планете Земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Методическая разработка по теме: "Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка по теме:Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Реализация федерального государственногообразовательного стандарта дошколь...

