Проект Зимующие птицы Санкт-Петербурга и ЛО
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект для воспитанников подготовительной группы "Зимующие птицы Санкт-Петербурга и ЛО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга

Проект

Тема: «Зимующие птицы Санкт-Петербурга и ЛО»

для детей подготовительной группы №1 «Пчёлки»

Выполнили воспитатели:

Олехова Виктория Викторовна

г. Санкт - Петербург, 2025

Срок реализации проекта: 10 ноября 2025 г. – 14 ноября 2025 г.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Возраст детей: подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Пояснительная записка

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.

В настоящее время всё большее значение приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества. Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребёнок имел определённые знания о живой и неживой природе.

Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определёнными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

Данный проект «Зимующие птицы Санкт-Петербурга и ЛО» первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учётом региональных особенностей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников.

Проблема проекта

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках и питании зимующих птиц. Дети путают зимующих и перелётных птиц.

Актуальность

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. У них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Тема проекта «Зимующие птицы Санкт-Петербурга и ЛО» выбрана мною не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Цель: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Закрепить знания о зимующих птицах.
  2. Расширить знания об условиях жизни в зимний период.
  3. Продолжить учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду.
  4. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
  • Развивающие:
  1. Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин.
  2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  • Воспитательные:
  1. Вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
  2. Воспитывать любовь к родной природе.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  1. Подборка художественной литературы о птицах.
  2. Подборка иллюстраций зимующих птиц нашего края.
  3. Подборка аудиозаписей с голосами птиц.
  4. Изготовление шапочек-масок с изображениями птиц для подвижных игр

Механизмы реализации проекта:

  1. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы).
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Взаимодействие с родителями.

Планируемый результат: Реализация данного проекта предполагает:

  • Для дошкольников:
  1. Формирование системы знаний о зимующих птицах нашего края.
  2. Получение детьми интересной и полезной информации о зимующих птицах родного края посредством художественной литературы.
  3. Создание необходимых условий в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края.
  4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  5. Активное участие детей и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.
  6. Обогащение словарного запаса детей.

  • Для родителей:
  1. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
  2. Вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы.

  • Для педагогов:
  1. Повышение уровня сотрудничества с семьёй.
  2. Использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.
  3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
  4. Использование различных форм работы по экологическому воспитанию детей.
  5. Распространение и обобщение опыта работы по экологическому воспитанию.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

  1. Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми.
  2. Формулировка цели и определение задач проекта.
  3. Подбор методической литературы, детской художественной литературы.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
  5. Разработка циклов занятий, бесед.
  6. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  7. Наблюдение за птицами на прогулке.
  8. Информирование родителей

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».
  2. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

II этап - основной

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

  • Беседы:
  1. «Что ты знаешь о птицах?»
  2. «Трудно птицам зимовать»
  3. «Чем накормим птиц зимой?»
  • Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
  • Конструирование «Кормушка для птиц»
  • Просмотр презентации:«Зимующие птицы нашего города»«Покормите птиц зимой»
  • Образовательная деятельность:
  1. «Птицы – наши друзья»«Птицы зимой»
  2. Экспериментирование «Исследование птичьего пера».
  • Наблюдения на прогулке: за синицей, за снегирём, за воробьём, за сорокой
  • Исследовательская деятельность на участке «Где чей след»
  • Просмотр мультфильмов:
  1. «Воробьишко»
  2. «Серая шейка»
  3. «Высокая горка»

Речевое развитие

  • Беседы с детьми
  1. «Птичья столовая»
  2. Рассматривание альбома «Зимующие птицы», рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  3. Рассказ по картине «Птицы на кормушке»
  • Образовательная деятельность:
  1. «Составление сравнительного рассказа» (зимующие птицы).
  2. «Зимние гости».
  • Чтение художественной литературы:
  1. И. Тургенев «Воробей»
  2. М. Горький «Воробьишко»
  3. Н.Рубцова « Воробей» и «Ворона»
  4. Сухамлинский «О чем плачет синичка»
  5. В.Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках»)
  6. Г.Скребицкий «Крылатые соседи»
  7. С.Алексеев «Снегирь»
  8. Н.Павлова «Зимние гости»
  9. Заучивание стихотворения Н. Рубцов«Воробей»
  10. Просмотр мультфильмов

Социально – коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Птичий питомник», «Больница птиц»
  • Дидактические игры: «Птичья столовая», «Летает – не летает», «Узнай птицу по описанию», «Скажи ласково» (птицы), «Один – много» (птицы), «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Отгадывание загадок», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь», «Прилетели птицы», «Меню для птиц».
  • Настольно-печатные игры: «Лото», «Зимующие птицы», «Чей клюв»
  • Игра – драматизация: «Где обедал воробей?», Инсценировка сказки М.Горького«Воробьишко», Экологическая инсценировка «Доживём до весны».
  • Трудовая деятельность: Кормление птиц на прогулке, чистка кормушек

Художественно - эстетическое развитие

  • Аппликация «Синичка - зимующая птичка»
  • Рисование «Синичка - зимующая птичка»
  • Лепка «Птицы нашего края»
  • Прослушивание записей пения птиц
  • Слушание песни «Песенка друзей» муз. Герчик
  • Игра «Птичий концерт»
  • Хороводные игры:«Снегири»«Воробей»

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот»
  • Физкультминутки: «Птицы в кормушке», «В зимнем лесу», «Снегири», «Скачет шустрая синица»,
  • Дыхательная гимнастика: «Воробей», «Улетают птицы», «Ворона», «Филин».
  • Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы», «Кормушка», «Десять птичек - стайка», «Птички», «Я зимой кормлю всех птиц».
  • Зрительная гимнастика: «Сова», «Птички».
  • Артикуляционная гимнастика: «Улетают птицы», «Голодные птенчики», «Птенчики ждут пищу».

III этап – заключительный.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.

  1. Викторина «Кто больше знает о птицах?».
  2. Выставка рисунков «Зимующие птицы»
  3. Коллективная работа «Кто к нам на кормушку прилетел?»
  4. Выставка «Лучшая кормушка»

Итоги проекта:

Была организована встреча с родителями, где мы подвели итоги. Родители отметили, что дети проявили большую заинтересованность этим проектом.

Благодаря ему они получили новые знания о жизни домашних питомцев. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых ухаживать за своими питомцами.

Практическая значимость проекта «Зимующие птицы нашего края» очевидна. Он помог решить ряд важных взаимосвязанных задач, направленных на образование ребёнка, сотрудничество с родителями.

У детей повысился уровень знаний о зимующих птицах. Ребята стали более отзывчивы и внимательны к зимующим птицам, возникло желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа (накормить). Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители приняли активное участие в выставке кормушек.

Список литературы

  1. Венкова З. Л. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Сборник статей под редакцией Венковой З.Л., Казанцевой Н. Пермь 2007
  2. Веракса Н. Е. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»старшая группа. Волгоград. Издательство «Учитель» 2012
  3. Кобзева Т.Г., Холодова И. А. «Организация деятельности детей на прогулке». Старшая группа. Волгоград. Учитель 2011
  4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
  5. Лыкова И. А «Художественный труд в детском саду». Москва 2008
  6. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010
  7. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада». Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Перелетные птицы Санкт-Петербурга

Конпект НОД на тему "Перелетные птицы Санкт-Петербурга"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»

Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...

"Поддержка исследовательского поведения детей. Изучение редких птиц Санкт-Петербурга с использованием программного обеспечения mozabook»

Материал представляет собой методические рекомандации по изучению редких птиц Санкт-Петербурга с использованием программного обеспечения mozabook...

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе "Зима в Санкт-Петербурге. Каникулы"

Программное содержание: 1. Расширять  элементарные представления о зиме, знакомить с зимними видами спорта. 2. Воспитывать бережное отношение к природе расширять представления о сезонных изменени...

Презентация "Зимующие птицы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" для младшей группы

Цели: Сформировать общие представления детей о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках, роли человека в жизни птиц.Формировать бережное отношение и желание помогать птиц...

Презентация зимующие птицы Санкт-Петербурга

Презентация зимующие птицы Санкт-Петербурга ...