Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей полотенца «Рушники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Знакомство с обрядовой и бытовой функцией рушника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
по ознакомлению детей с историей полотенца «Рушники»
Цель: Знакомство с обрядовой и бытовой функцией рушника.
Задачи:
- Познакомить детей с традициями приема гостей в русской культуре, бытом и творчеством крестьян.
- Обогатить и активизировать речь детей старинными словами.
- Продолжать знакомство с декоративно – прикладным творчеством русского народа.
- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Предварительная работа: рассматривание рушника, который находится в мини-музей «Русская старина», беседа на тему «Как жили на Руси»
Материалы и оборудование: сундук из коробки, рушники, запись, кусочки белой ткани, каравай, самовар, книжка с загадками.
Словарная работа: рушник, сундук, печь, старина, каравай.
Ход занятия
Воспитатель: Давным-давно на Руси жили крестьяне. Жена, да, муж, да ребятишки. Мужья в поле трудились, а жены была такими славными хозяйками - дома трудились. Вот и наше время есть такие поселения, где живут добрые и хорошие хозяйки у которых все ладится и спорится. И к нам сегодня пришла в гости Марфа Васильевна! Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Здравствуйте!
Марфа Васильевна: Здравствуйте, ребята!
Хлеб да соль к вашему столу!
Я пришла к вам с
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Посидим рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Спасибо, Марфа Васильевна.
Марфа Васильевна: Ребята, а что такое белоснежный рушник? Вы знаете? Для чего раньше в крестьянском быту использовали рушник?
Ответы детей.
Марфа Васильевна: Да, вы совершенно правы рушником раньше руки и лицо вытирали, но не каждым. Есть такие рушники, которые очень берегли и только использовали для праздничного убранства избы. Вывешивали на зеркала, иконы к большим праздникам, как Пасха, Рождество Христово. А так же рушниками украшали избу во время свадьбы, рождения ребенка. А еще каждая хозяйка старалась рушник повесить над люлькой своего ребенка, здесь рушник служил, как оберег.
Марфа Васильевна: Ребята, послушайте загадку
В комнате у бабушки словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит.
Там одежда, сладости …Куча ценного добра
Для ребячьей радости
Достают из… сундука.
Марфа Васильевна: да, всё правильно, отгадали загадку. Молодцы! А кто догадался, для чего нам нужен сундук?
Ответы детей.
Марфа Васильевна: Да, всё правильно! Чтобы вещи хранить. Раньше не было шкафов. Все вещи и даже сладости хранили все в сундуке.
Марфа Васильевна: Вот и у меня есть сундук (достает сундук), сейчас я вам покажу, что я там храню. А храню я в сундуке рушники. Вот, посмотрите, какие красивые рушники у меня есть (достает рушники из сундука). Обратите внимание, что каждый рушник отличается друг от друга и не только узорами, но и техникой вышивания. И каждый вышитый рушник несет свою историю. Например, вот этот рушник достался мне от прабабушки и по ее рассказам, она его вышивала прадедушке, когда он был на войне, а вот в этом рушнике крестили мою маму, а вот этот рушник, когда – то давным-давно использовали в банный день.
Рассматривание рушников, обсуждение.
Марфа Васильевна: Ребята, А как же русские мастерицы раньше украшали рушники?
Ответы детей.
Марфа Васильевна: Давайте посмотрим, что вышивали на полотенцах мастерицы?
Дети: Птиц, животных, растения, человека.
Марфа Васильевна: Ребята, как вы считаете, а трудная работа вышивать рушники?
Ответы детей.
Марфа Васильевна: Да, я тоже так считаю, что это очень трудное занятие. Ведь работа ручная: ткань ткали сами. И потом получается вот такое длинное полотно (показывает), его отбеливают, сушат и вышивают узоры. Это очень кропотливая работа, нужно быть ловким, очень аккуратным, терпеливым и соблюдать правила. В каждый рушник мастерица вкладывает свою любовь, тепло и заботу о близких.
А еще, ребята я знаю, что с рушником девицы – красавицы, да ребята молодые затевали разные игры. Одна из них называется «Полотенце расписное».
Предлагаю вам сейчас в нее поиграть.
Игра: Дети стоят в кругу. В центр выходит ребенок с полотенцем в руках. Все дети идут по кругу и произносят слова:
Выйди, Ваня (говорится имя ведущего), покажись.
Полотенцем похвались.
Ты подружке поклонись, (если девочка, то «Другу низко поклонись»).
Полотенцем поделись (дети выходят в круг и танцуют, все хлопают).
Марфа Васильевна: Ребята, вы мне так понравились. Вы такие хорошие, воспитанные и мне очень хочется подарить вам подарок (достает из сундука рушник и кусочки ткани белого и цвета).
Я хочу вам подарить этот красивый рушник, который вышивала специально для вас и вот такие кусочки ткани белого цвета, вам останется только их украсить.
Марфа Васильевна: Прошу к столу. Самовар и каравай поджидают.
Пойдемте чаевничать. У меня и пироги с яблоком есть с пылу с жару, только что из русской печи.
В свободной деятельности дети украшают кусочки ткани – рушники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода». Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"
В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ознакомление с предметным социальным миром" тема: "Красная книга Оренбургской области"
Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.Уточнение представлений детей о единстве и взаим...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...

