Мастер-класс для родителей детей средней группы: «Экология и природа – учимся бережно относиться к окружающему миру»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Юрьевна Бойко

Цель: Повысить экологическую грамотность родителей и показать простые и доступные способы вовлечения детей в заботу о природе.

Продолжительность: 1,5–2 часа

План мастер-класса:

1. Введение (10 минут) 

  • Вступительное слово воспитателя, постановка цели мастер-класса 
  • Краткий рассказ о значении экологии и роли семьи в формировании экологического сознания у детей
  • Роль семьи в формировании экологического сознания у детей

2. Теоретическая часть (20 минут)

  • Что такое экология и почему она важна (презентация)
  • Основные экологические проблемы и как их объяснить детям доступным языком 
  • Примеры позитивного влияния каждого человека на окружающую среду

3. Практическая часть (45 минут) 

  • Мастер-класс по изготовлению «Кормушек для птиц» из подручных материалов
  • Совместное создание плаката «Как помочь природе» с изображениями привычных природных объектов и правил поведения в лесу, парке, на детской площадке 
  • Обсуждение простых экологических привычек, которые можно внедрить в семейной жизни (сортировка мусора, экономия воды, прогулки с наблюдением за природой и др.)

4. Вопросы и ответы (15 минут) 

  • Обсуждение возникающих вопросов 
  • Советы, рекомендации для домашних занятий с детьми

5. Итоги и заключение (5 минут) 

Подведение итогов, раздача памяток с рекомендациями и идеями для семейного экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_proektu_master-klass_dlya_roditeley_po_ekologii.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

К проекту «Природа Ставропольского края»

Мастер-класс для родителей детей средней группы: «Экология и природа – учимся бережно относиться к окружающему миру»

Автор: воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 20 «Ромашка»

ст. Урухской»

Бойко Ирина Юрьевна

ст. Урухская

декабрь 2025

Цель: Повысить экологическую грамотность родителей и показать простые и доступные способы вовлечения детей в заботу о природе.

Продолжительность: 1,5–2 часа

План мастер-класса:

1. Введение (10 минут) 

  • Вступительное слово воспитателя, постановка цели мастер-класса 
  • Краткий рассказ о значении экологии и роли семьи в формировании экологического сознания у детей
  • Роль семьи в формировании экологического сознания у детей

2. Теоретическая часть (20 минут)

  • Что такое экология и почему она важна (презентация)
  • Основные экологические проблемы и как их объяснить детям доступным языком 
  • Примеры позитивного влияния каждого человека на окружающую среду

3. Практическая часть (45 минут) 

  • Мастер-класс по изготовлению «Кормушек для птиц» из подручных материалов
  • Совместное создание плаката «Как помочь природе» с изображениями привычных природных объектов и правил поведения в лесу, парке, на детской площадке 
  • Обсуждение простых экологических привычек, которые можно внедрить в семейной жизни (сортировка мусора, экономия воды, прогулки с наблюдением за природой и др.)

4. Вопросы и ответы (15 минут) 

  • Обсуждение возникающих вопросов 
  • Советы, рекомендации для домашних занятий с детьми

5. Итоги и заключение (5 минут) 

Подведение итогов, раздача памяток с рекомендациями и идеями для семейного экологического воспитания

Материалы: 

  • Бумага, карандаши, фломастеры 
  • Подручные материалы для изготовления кормушки для птиц
  • Плакаты с изображениями природных объектов и правил экологического поведения

Данный мастер-класс поможет родителям почувствовать свою роль в воспитании бережного отношения к природе и даст практические инструменты для совместного времяпровождения с детьми в экологическом ключе.

1. Введение (10 минут)

Вступительное слово воспитателя, постановка цели мастер-класса

  • Начните с приветствия участников мастер-класса. Предложите каждому родителю кратко представиться: назвать имя и поделиться, почему им интересна тема экологии и заботы о природе в воспитании детей. Это поможет создать дружественную атмосферу и вовлечь родителей в дальнейшее обсуждение.
  • Объясните, что цель сегодняшнего занятия — повысить экологическую грамотность родителей и показать простые, доступные способы вовлечения детей в заботу о природе. Подчеркните важность семьи как первого и основного воспитательного окружения, в котором формируется отношение ребёнка к окружающей среде.
  • Краткий рассказ о значении экологии и роли семьи в формировании экологического сознания у детей. Дайте понятное и ёмкое определение экологии, объясните, почему важно заботиться об окружающем мире уже с раннего возраста. Расскажите, что экологическое сознание помогает детям лучше понимать взаимосвязь всех живых существ и природы, а также развивает чувство ответственности за сохранение планеты.
  • Роль семьи в формировании экологического сознания детей 
    Поясните, что семья – главный пример для ребёнка, и именно родители могут прививать детям уважение к природе через собственные поступки и привычки. Отметьте, что совместные занятия и общение на экологическую тему укрепляют эмоциональную связь и формируют у детей позитивное отношение к окружающей среде.

Таким образом, введение настроит родителей на активное участие и поможет осознать значимость их роли в экологическом воспитании детей.

2. Теоретическая часть (20 минут)

  • Что такое экология и почему она важна (презентация)

В этом разделе участникам объясняется, что экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой. Подчеркивается важность сохранения природного баланса для здоровья планеты и людей. Рассматривается, как повседневные действия каждого человека влияют на состояние окружающей среды.

  • Основные экологические проблемы и как их объяснить детям доступным языком.

Затрагиваются ключевые современные экологические проблемы: загрязнение воздуха и воды, вырубка лесов, глобальное потепление, исчезновение животных и растений. Для объяснения детям предлагается использовать простые метафоры и примеры, например, рассказывать о том, как мусор портит дом для животных или как растения и деревья помогают нам дышать свежим воздухом.

  • Примеры позитивного влияния каждого человека на окружающую среду. Показаны конкретные примеры того, что каждый может сделать для улучшения состояния природы: сортировать мусор, экономить воду и электроэнергию, ухаживать за растениями, использовать меньше пластика, участвовать в субботниках и экологических играх с детьми. Обсуждается, как эти маленькие действия помогают сохранить природу для будущих поколений и формируют у ребёнка осознанное отношение к окружающему миру.

3. Практическая часть (45 минут)

  • Мастер-класс по изготовлению «Кормушек для птиц» из подручных материалов
  • Совместное создание плаката «Как помочь природе» с изображениями привычных природных объектов и правил поведения в лесу, парке, на детской площадке
  • Обсуждение простых экологических привычек, которые можно внедрить в семейной жизни (сортировка мусора, экономия воды, прогулки с наблюдением за природой и др.)

Мастер-класс по изготовлению «Кормушек для птиц» из подручных материалов

Краткое объяснение назначения и важности «кормушек для птиц» для экосистемы. 

  • Демонстрация материалов.
  • Пошаговое руководство по сборке. 
  • Совместная работа родителей и детей, обмен идеями и творческими решениями.

Создание плаката «Как помочь природе» 

  • Обсуждение с участниками основных правил поведения в лесу, парке и на детской площадке: не ломать ветки, не мусорить, не разорять муравейники и гнезда. 
  • Разделение участников на группы для работы над отдельными частями плаката. 
  • Использование бумаги, карандашей и фломастеров для рисования привычных природных объектов (деревья, цветы, птицы, насекомые) и написания коротких правил экологического поведения. 

Обсуждение итогового результата и закрепление полученных знаний через визуальные образы.

  • Обсуждение простых экологических привычек для семейной жизни 
  • Привлечение внимания к доступным привычкам: сортировка мусора дома, экономия воды и электроэнергии, выбор прогулок с наблюдением за природой вместо пассивного времяпрепровождения. 
  • Предложения конкретных идей для совместных занятий с детьми: создание мини-огорода, чтение книг и просмотр мультфильмов на экологическую тематику, участие в субботниках и акциях по уборке территории. 
  • Обсуждение возможных трудностей и способов мотивации детей к экологическому поведению.

4. Вопросы и ответы (15 минут)

Обсуждение возникающих вопросов: 

В этой части мастер-класса родители могут задать любые вопросы, связанные с экологическим воспитанием детей, способами объяснения сложных экологических понятий простым языком, практическими методами формирования привычек заботы о природе.

Важно создать доверительную атмосферу, чтобы родители не стеснялись делиться своими сомнениями и опытом.

Советы и рекомендации для домашних занятий с детьми: здесь ведущий мастер-класса предлагает конкретные идеи и рекомендации, как поддерживать интерес детей к природе дома и на прогулках: 

  • организация совместных наблюдений за растениями и животными в доступных местах; 
  • поощрение участия детей в простых экологических делах – сортировке мусора, экономии воды, сборе природных материалов для творчества; 
  • использование сказок, игр и мультфильмов на экологическую тему для закрепления информации; 
  • введение семейных традиций, связанных с природой – например, посадка деревьев или уход за комнатными растениями; 
  • обсуждение с детьми новостей и событий, связанных с охраной природы, чтобы формировать понимание глобальных экологических процессов. 

Таким образом, эта часть мастер-класса служит поддержкой и мотивацией для родителей, помогает им адаптировать полученные знания в повседневную жизнь семьи и закреплять экологические ценности у детей.

5. Итоги и заключение (5 минут)

  • Подведение итогов мастер-класса: краткое повторение ключевых моментов, обсуждаемых в ходе занятия, включая значение экологии, роль семьи и доступные способы вовлечения детей в заботу о природе. 
  • Подчёркивание важности личного примера родителей в формировании у детей экологического сознания и поддержания экологических привычек. 
  • Раздача памяток с рекомендациями и идеями для семейного экологического воспитания, в которых собраны простые шаги для продолжения работы дома: сортировка мусора, экономия воды и электроэнергии, организация регулярных прогулок с наблюдениями за природой, использование повторно материалов для творчества и др. 
  • Поощрение родителей к обсуждению и совместному выполнению экологических задач с детьми, а также созданию семейных экологических традиций. 
  • Благодарность участникам за активное участие, предложение поддерживать связь и делиться успехами, а также приглашение на будущие мероприятия по экологическому воспитанию.

Заключение мастер-класса посвящено подведению итогов проделанной работы и закреплению полученных знаний и навыков у родителей.

В первые минуты заключительной части воспитатель обращается к участникам с благодарностью за активное участие и внимание. Подчёркивается важность совместных усилий семьи и образовательных учреждений в формировании у детей экологического сознания и ответственности за окружающий мир.

Далее кратко резюмируются основные темы, пройдённые на мастер-классе: понятие экологии и основные экологические проблемы, доступные методы вовлечения детей в заботу о природе, пример изготовления «кормушки для птиц» и создание коллективного плаката с простыми правилами экологического поведения.

Особое внимание уделяется тому, что даже небольшие ежедневные действия семьи – сортировка мусора, экономия воды, наблюдения за природой на прогулках – формируют у ребёнка устойчивые экологические привычки.

После этого каждому участнику выдаются памятки с рекомендациями и конкретными идеями для семейного экологического воспитания. В памятках содержатся простые советы, примеры игр и заданий, а также ссылки на полезные ресурсы для дальнейшего самостоятельного изучения темы.

В завершение воспитатель приглашает родителей задать последние вопросы и подчёркивает, что бережное отношение к природе – это не разовое мероприятие, а образ жизни, который формируется постепенно и требует поддержки со стороны всей семьи.

Такое обобщение помогает систематизировать полученную информацию, мотивирует к применению на практике и создаёт чувство ответственности за экологическое будущее своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Круги Луллия" для детей средней группы детского сада

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  внос...

Мастер-класс "Весенний топиарий" для детей средней группы.

Назначение: Украшение интерьера, изготовление подарка ко дню Матери.Описание: Мастер – класс рассчитан на детей старшего школьного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.Цел...

Конспект мастер-класса с участием родителей в средней группе

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством     изготовления аппликации из цветной бумаги                  ...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Как научить ребенка бережно относится к окружающему миру».

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе должна быть ...

Мастер класс по лепке для детей средней группы "Ангел"

Предлагаю вашему вниманию мастер класс по лепке для детей средней группы "Ангел"...

Мастер класс по лепке для детей средней группы "Утёнок"

Предлагаю вашему вниманию мастер класс по лепке для детей средней группы "Утёнок"...

Мастер класс по лепке для детей средней группы "Мышонок"

Предлагаю вашему вниманию мастер класс по лепке для детей средней группы "Мышонок"...