Конспект коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия учителя - дефектолога с детьми в старшей группе Тема «Посуда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Ольга Анатольевна

Задачи и материал занятия соответствует ФАОП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_posuda.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия учителя - дефектолога с детьми  в старшей группе

 Тема «Посуда»  

ЦЕЛЬ: Развитие зрительного восприятия и зрительных функций через закрепление знаний детей о посуде. 

Коррекционно- развивающие задачи: Расширять и углублять знания детей о посуде, ее назначении и представления о материале (деревянная, глиняная, металлическая, керамическая), учить называть предметы по видам (посуда чайная, столовая, кухонная).

 Учить различение и узнавание контурных изображений на зашумленном фоне.

Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности.

Обогащать опыт рассматривания предмета по плану: целостное самостоятельное восприятие объекта, определение цветовой гаммы,  по форме; выделять основные части объекта, как опознавательный признак. 

Обогащение опыта слухового восприятия с развитием дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности.

Обогащать пространственный праксис при обведение контурных линий.

Развивать внимание, память.

Форма организации работы: групповая.

Оборудование: Стакан стеклянный, кружка, вилка, деревянная ложка, керамическая тарелка, зашумлённые картинки, картинка с контурным изображением посуды с отсутствием элементов, на каждого контурное изображение чашки с блюдцем под калькой и фломастеры.

Ход занятия:

Задание «Посуда с отсутствующим фрагментом»

Дефектолог: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, мы должны понять, что изображено на мольберте.  Рассмотрите внимательно изображения.

Дети: На мольберте изображены чайник, сковорода, кастрюля, чашка с блюдцем.

Дефектолог: В каком углу изображен чайник?

Ребёнок: Чайник изображён в левом верхнем углу.

 Дефектолог: В каком углу изображена сковорода?

Ребёнок: Чайник изображён в правом верхнем углу.

Дефектолог: В каком углу изображена кастрюля?

Ребёнок: Чайник изображён в левом нижнем углу.

Дефектолог: В каком углу изображена чашка с блюдцем?

Ребёнок: Чайник изображён в правом нижнем углу.

Дефектолог:  Назовите, одним словом все эти предметы.

Дети: Посуда.

Дефектолог:  Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о посуде.

Рассматривание и сравнение стакана, кружки и чашки с блюдцем

Дети вместе с педагогом садятся в круг на коврик. Педагог показывает детям стакан.

Дефектолог: Ребята, вы знаете, как называется этот предмет?

Дети: Это стакан.

Дефектолог:  Как вы это поняли? Опишите его?

Дети: Стакан по форме похож на цилиндр. Он прозрачный, сделан из стекла. У него есть стенки, край и дно.

Дефектолог: Для чего нужен стакан?

Дети: Стакан нужен для того, чтобы пить сок, морс, воду, молоко.

Педагог показывает детям кружку.

Дефектолог: Как называется этот предмет? Опишите его?

Дети: Это кружка. Она тоже похоже на цилиндр. Она сиреневая, с цветочками. У неё есть стенки, дно и ручка.

 Дефектолог: Для чего нужна кружка?

Дети: Кружка нужна для того, чтобы пить чай, какао.  

Дефектолог: Чем кружка отличается от стакана?

Дети: Кружка отличается от стакана тем, что у неё есть ручка, а у стакана нет.

Дефектолог: Почему из стакана нельзя пить горячи напитки. Потому что, можно обжечь руки об стенки.

Зрительная гимнастика

Инструкция: очки снимаем, взяли все тренажер в правую руку, работают только глаза.

Начинаем выполнять, вправо, прямо (4-5 раз)

Поменяли руку, начинаем выполнять влево, прямо (4-5 раз)

Следующее упражнение, начинаем вверх, вниз (4-5 раз)

Поменяли руку, подняли вверх, отвели вправо. Начинаем выполнять зигзаг по диагонали вниз, прямая линия вверх (4-5 раз)

Поменяли руку, подняли вверх, отвели влево. Начинаем выполнять зигзаг вниз, прямая линия вверх (4-5 раз)

Теперь давай широко откроем глаза, теперь зажмурим (3-4 раз)

Теперь поморгаем (2-3 раза)

Метка на стекле. Посмотри, что находится далеко, а теперь найди глазками метку на стекле (2-3 раза)

Дидактическое упражнение “Назови, что изображено на запутанном рисунке”

Дефектолог: Посмотрите, какой беспорядок на рисунке (на доске выставлена демонстрационная картинка с запутанными контурными изображениями посуды). Назовите, какую посуду вы видите? К какой посуде она относится, напоминаю посуда есть кухонная, столовая, чайная. (Дети перечисляют)

Физминутка «Посуда» (на развитие координации речи с движением)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.                              

Вот фарфоровые чашки,

Они хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

(Присели, одна рука на поясе)

(Кружатся, рисуя руками круг)

(Потянулись, руки вверх, сомкнуть над  головой)

(развести вытянутые руки в стороны)

Мы с вами отдохнули. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру сюрприз – пакет. Дидактическое упражнение “Чудо пакет”

Дефектолог: Посмотрите, какой интересный пакет, как вы думаете, что в нём? (Посуда). Посуда не простая, а сделанная из разных материалов, а каких вы мне сейчас расскажите. (Педагог достает деревянную ложку, керамическую тарелку, стеклянный стакан, металлическую вилку).  Спрашивает у детей какие части у посуды. Например: Вилка - она металлическая,  у неё есть ручка и зубцы; ложка – черпало, ручка; тарелка керамическая– стенки называются кромка, дно и т.д. Молодцы назвали всю посуду.

Дидактическое упражнение «Узнай звук» Педагог предлагает детям узнать на слух что, за посуда звучит,  за ширмой стучит по посуде деревянной палочкой, дети угадывают на слух звук стеклянной, деревянной посуды и т.д.

Дефектолог: Вот мы с вами и узнали, как звучит посуда. Молодцы, хорошо поиграли! Давайте подготовим наши руки к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.

 «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли 

Чайник, чашку, ковшик,

Ложку, и большую поварешку 

Мы посуду перемыли, 

Только чашку мы разбили, 

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали. 

Вот как маме помогали. 

Попеременно ритмично ударяют кулачком об кулачок и хлопают в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальцы, по одному, на каждое

название.

Одна ладонь скользит по другой.

Снова загибают пальчики.

Попеременно ритмично ударяют

кулачком об кулачок и хлопают в ладоши.

 Дефектолог: А теперь возьмите фломастеры и обведите по посуду по контуру и увидите что у вас получиться.

Дефектолог: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового узнали? Какая посуда бывает? (Чайная, кухонная и столовая). Что особенно понравилось? Я довольна вашей работой. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...

Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Деревья"

В данном конспекте представлено занятие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Конспект коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия с детьми младшей группе Тема «Мой город»

Корекционно-развивающая работа с детьми имеющие нарушение зрения по развитию зрительного воспрития...

Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у ребёнка с ТМНР старшего дошкольного возраста «Строим дом»

Занятие разработано для ребёнка с ТМНР (синдром Дауна, функциональные расстройства зрения (в частн. сходящееся косоглазие), неговорящий). Направлено на уточнение представлений о сенсорн...