Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе по теме "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коновалова Мария Сергеевна

        Космическое путешествие всегда вызывало у человечества неподдельный интерес и восхищение. С древних времён люди смотрели на звёзды, задаваясь вопросами о том, что находится за пределами нашей планеты. В последние десятилетия, с развитием астрономии и космонавтики, мы получили возможность не только наблюдать за космосом, но и исследовать его. В этом контексте тема космического путешествия становится особенно актуальной для образовательной деятельности, направленной на детей. В частности, в старшей группе детского сада, где формируются основы знаний о мире, важно знакомить детей с такими масштабными и увлекательными темами, как солнечная система и её планеты.

         Актуальность данного занятия заключается в необходимости расширения кругозора детей, формирования у них интереса к науке и познанию окружающего мира. Занятия на тему космоса способствуют развитию у детей критического мышления, воображения и творческих способностей. В рамках образовательной деятельности, посвящённой космическому путешествию, дети смогут не только узнать о планетах солнечной системы, но и научиться определять их порядок расположения, что является важным элементом в формировании базовых математических навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmicheskoe_puteshestvie_konovalova.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест»

        

        Номинация по поддержке интереса к профессиям авиа- и ракетно-космической промышленности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в старшей   группе.

по теме: «Космическое путешествие»

Воспитатель:

Коновалова Мария Сергеевна

Сызрань

Вводная часть

        Космическое путешествие всегда вызывало у человечества неподдельный интерес и восхищение. С древних времён люди смотрели на звёзды, задаваясь вопросами о том, что находится за пределами нашей планеты. В последние десятилетия, с развитием астрономии и космонавтики, мы получили возможность не только наблюдать за космосом, но и исследовать его. В этом контексте тема космического путешествия становится особенно актуальной для образовательной деятельности, направленной на детей. В частности, в старшей группе детского сада, где формируются основы знаний о мире, важно знакомить детей с такими масштабными и увлекательными темами, как солнечная система и её планеты.

         Актуальность данного занятия заключается в необходимости расширения кругозора детей, формирования у них интереса к науке и познанию окружающего мира. Занятия на тему космоса способствуют развитию у детей критического мышления, воображения и творческих способностей. В рамках образовательной деятельности, посвящённой космическому путешествию, дети смогут не только узнать о планетах солнечной системы, но и научиться определять их порядок расположения, что является важным элементом в формировании базовых математических навыков.  

Цель занятия заключается в развитие у детей элементарных представлений о космосе, планетах и звездах, космонавтах, космических кораблях.

Задачи

 Образовательные:  

- Создать у детей представления о космосе как о пространстве, полном чудес и загадок.

- Формировании представление о профессии космонавта, его роли в обществе и значимости исследований космоса.

  Развивающие:

- Развить у детей интерес к науке и технике, а также способность работать в команде и проявлять творческое мышление.

-  Активизировать словарный запас детей по теме космос.

- Формировать у детей умение работать с информацией: использовать книги, интернет-ресурсы и иллюстрации для поиска ответов на интересующие вопросы.

Социально- коммуникатиные:

- способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;

- вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация, игровое упражнение, конструирование, динамическая пауза.

- наглядные: просмотр презентации, рассматривания журнала

- словесные: рассказ, беседа, вопросы, загадки  

Материал и оборудование: макет ракеты; мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация; наглядный плакат «Карта солнечной системы», картонные тюбики с изображением различной еды, схема составных частей ракеты(А3); фотографии планет; мольберт; музыкальная колонка; несколько видов конструктора (магнитные блоки, Лего, деревянный конструктор и др.).

Предварительная работа:

- чтение книг о космосе: Н. Носов «Незнайка на Луне»;

- беседы о космосе;

- изготовление макета солнечной системы;

- изготовление атрибутов к сюжетным играм;

- изготовление поделок совместно с детьми на тему «космос» и оформление выставки детских работ.

1. Организационный момент. Беседа о космосе.

     Педагог приглашает детей зайти в музыкальный зал. Зал можно оформить плакатами по теме космос, можно украсить бумажными звездами, планетами.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное космическое путешествие.

Педагог: Что такое космос? Расскажите, что вы знаете о нем?

Предполагаемые ответы детей: темное небо, огромный мир, и др.  

Педагог: Космос – это огромное пространство, в котором находятся звезды, планеты, спутники, кометы и астероиды.

2. Игровая ситуация с просмотром презентации. «Знакомство с Солнечной системой»

        Педагог: В центре нашей галактики находится звезда – Солнце. Вокруг Солнца вращаются планеты. Они образуют Солнечную систему. Показывает карту Солнечной системы. Дети рассматривают.

       Педагог предлагает занять свои места в «ракете». В центре зала стоит картонный макет ракеты, перед ним расставлены стульчики в 4 ряда по количеству детей. Воспитатель говорит детям отсчитать от 10 до 0.  Все хором считают.  

     Педагог рассказывает о планетах, сопровождая рассказ мультимедийной презентацией с изображениями каждой планеты.

Педагог: Первая планета от Солнца – Меркурий. Она самая маленькая. Вторая планета – Венера. Она похожа на нашу Землю, но очень жаркая. Третья планета – Земля. Это наш дом. На Земле есть все условия для жизни человека, животных и растений; есть воздух, вода, почва, песок, камни и многое другое.  Четвертая планета – Марс. Его называют Красной планетой. Пятая планета – Юпитер. Она самая большая планета в Солнечной системе. Шестая планета – Сатурн. У него есть красивые кольца. Седьмая планета – Уран. Это самая холодная из всех планет Солнечной системы.Восьмая планета – Нептун.Это планета-гигант, он делает один оборот вокруг Солнца почти за 165 земных лет.

      При смене слайдов ребятам предлагается выйти из «ракеты» подойти поближе к экрану и рассмотреть изображение.

3. Игра «Найди планету»

      Педагог: Я думаю ребята вы хорошо запомнили все планеты. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди планету». У меня фотографии с изображением планет. Обращает внимание на мольберт, где на магниты прикреплены карточки.  Ребята я буду назвать планеты, а вам нужно будет найти ее фотографию и показать карточку на мольберте.

      Воспитатель называет планеты вразброс, и вызывает ребят (по своему выбору). Ребята называют и показывают планеты на фотографиях.

4. Загадки «Загадочная планета»

   Педагог: Вот еще одна планета! А называется она Загадочная. Нам нужно отгадать загадки, и подкрепившись вернуться домой на Землю. Тем, кто отгадает загадку я буду давать тюбик космической еды. Демонстрирует вырезанные из картона тюбики с изображением еды (морковь, яблоко, борщ, картофельное пюре, геркулесовая каша, говядина, курица и т.д.)

Педагог: Простую еду космонавты едят в виде пюре в тюбике (которую они берут с собой в космос).

Педагог зачитывает со слайда загадки и отгадавшим детям выдает вырезанные из картона тюбики с изображением на нем еды.

Загадки:

Пространство темноты,

Пространство красоты

И множества планет,

Где манит лунный свет.

Где миллиарды звёзд,

Блестит кометы хвост.

Там яркие огни,

Там тайны, и мечты.

(Вселенная)

Круглая, белая,

Жемчуга цвета.

Смотрит на нас

И висит до рассвета.

(Луна)

Освещает нам дорогу

Тёмной ночью до порога.

Где б ты не был

Всем видна в небе яркая.

(Луна)

Жёлтый шар

Так ярко светит,

Ему рады все на свете.

Землю нашу согревает,

Ночью в домик убегает.

(Солнце)

А вот огромная звезда,

На небе жаркая она.

Лучами весело играет,

Теплом своим весь мир питает.

(Солнце)

Небесное тело

Спешит продвигаться.

Оно вокруг солнца

Умеет вращаться.

(Планета)

На этой планете

Мы с вами живём.

Мы любим её

И всегда бережём.

(Земля)

Корабль космический

В небо стремится,

На Землю нескоро

Он приземлится.

(Ракета)

Он скафандр надевает

И уверенно шагает,

И в ракете он летит,

Космос скоро покорит.

(Космонавт)

Фигуры разные

На небе образуются

Из ярких звёзд,

И ими все любуются.

(Созвездие)

Кто планеты изучает,

Звёзды в небе все считает?

И в трубу подзорную

Смотрит ночью звёздною.

(Астроном)

Были в Космосе собаки,

Две весёлые дворняги.

Люди их туда послали,

Ну–ка, вспомни, как их звали?

(Белка, Стрелка)

Он первым в Космос полетел

На корабле «Восток».

И там он совершить сумел

Вокруг Земли виток.

(Гагарин Ю.А.)

И в самолёте, и в ракете

Есть обязательно окно.

Давайте вместе вспомним, дети,

Как называется оно?

(Иллюминатор)

По Луне машина едет,

Никого она не встретит.

Всю поверхность изучает,

Человек ей управляет.

(Луноход)

Летит стрелою в небосвод,

С пылающим хвостом.

Пронзает звёздный хоровод

И падает потом.

(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Тюбики можно раздавать сразу нескольким ребятам, которые одновременно назвали ответ. Если загадки отгадывают одни и те же ребята, рекомендуется спрашивать остальных индивидуально, чтобы остальные дети не выкрывали и у всех была возможность ответить и получить вознаграждение. Если кто-то из ребят не отгадал ни одной загадки, можно повторить загадку или попросить, чтобы ребенок назвал любой запомнящийся ответ из отгаданных загадок. Таким образом каждый получает тюбик.

      После того как понарошку дети подкрепились космической едой, ребята складывают тюбики в коробку.

5. Динамическая пауза «Возвращение на Землю»

       Педагог говорит, что путь на Землю будет не простым, потому, что в космосе случаются различные непредвиденные ситуации (метеоритный дождь,  гравитационное поле, зона турбулентности). Предлагает выйти из «ракеты» и встать врассыпную в зале.  

       Когда педагог говорит фразы, ребятам нужно сделать определенные действия.

- «метеоритный дождь» - (на тебя может упасть метеорит) закрыть голову руками и присесть на корточки.

- «гравитационное поле» - (притягивает тебя как магнит к центру), всем подойти к воспитателю, который стоит в центре зала.

- «зона турбулентности» - (тебя трясет очень сильно), интенсивно качаются.

Фразы произносятся по нескольку раз вразброс. Физкультминутку можно сопровождать аудиозвуками из любого проигрывающего аудиоустройства (колонка, например)

6. Рассказ с обсуждением. «Космонавты»

       После физминутки педагог говорит: Ну вот мы и вернулись на нашу Землю (на экране появляется слайд– изображение планеты Земля).  Предлагает поставить стульчики полукругом напротив экрана.

Педагог: Ребята конечно же все мы знаем, что в космос летают космонавты. Скажите, как вы думаете, для чего они это делают?  

Предполагаемые ответы детей: Космонавты летают в космос, чтобы изучать планеты, космическое пространство, проводить эксперименты.

Педагог: Правильно. Космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях. Они изучают планеты, проводят эксперименты.

На экране появляется слайд с изображением Ю. А. Гагарина

Педагог: Ребята вы знаете кто это?

Предполагаемые ответы детей:космонавт, Юрий Гагарин, первый человек, который полетел в космос.

Педагог: Правильно ребята!

       Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, полетевший в космос. Он рос в обычной семье.Гагарин был умным, вежливым, скромным человеком. Он увлекался спортом, усердно готовился к занятиям и тренировкам.

Поначалу Юрий увлекся самолетами и решил стать летчиком. Всего в аэроклубе Юрий совершил около 200 полетов.

В 25 лет Гагарин попросил, чтобы его приняли в космонавты, а через 2 года 12 апреля, после долгой подготовки, Юрий Алексеевич на корабле «Восток» отправился в первый космический полет.

      Педагог: у нас много знаменитых космонавтов. Вот Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов. На следующих слайдах изображены известныероссийские космонавты.

      Педагог: Космос – это удивительное и загадочное место. Мы гордимся достижениями российских космонавтов.

7.  Рассматривание журнала «Космические корабли»

      Педагог: Как называется транспорт, на котором летают космонавты?

Предполагаемые ответы детей: ракета, космический корабль.

Педагог: Космические корабли – это транспортные средства, на которых космонавты отправляются в космос. Они бывают разных форм и размеров.

А откуда можно узнать, как выглядят космические корабли?

Предполагаемые ответы детей: посмотреть в интернете, по телевизору из передачи, из научного журнала, по фотографиям.

      Если дети затрудняются ответить педагог проговаривает источники. И предлагает ребятам посмотреть в научном журнале. 

       Воспитатель показывает журнал. Ребята рассматривают виды космических кораблей.

8.    Конструирование «Построй космический корабль»

    Педагог: Ребята, а вызнаете, что есть люди, которые тоже очень важны для космических открытий, без них ни один космонавт не смог бы полететь в космос. Как вы думаете кто эти люди?

Предполагаемые ответы детей: люди, которые делают чертежи ракет, человек, который собирает космический корабль

Педагог: совершено верно! Такая профессия называется Инженер-конструктор по ракетостроению.

Педагог: Давайте вместе еще раз повторим название

Педагог вместе с детьми еще раз проговаривает название Инженер-конструктор по ракетостроению. Можно еще индивидуально спросить нескольких ребят как они заполнили название профессии.  

Педагог: Ребята, а давайте побудем инженерами-конструкторами построим свой космические корабли.

Педагог: Но так как, построить космический корабль задача не из легких, то вам в помощь я вам даю вот такую схему строения ракеты (вешает на мольберт схему составных частей ракеты, размера А3).

Ребята подходят и рассматривают. Педагог поясняет: хочу обратить внимание на составные части космического корабля (1. Головная часть, 2. Приборный отсек, 3. Бак с топливом, 4. Солнечные батареи, 5. Насосы, 6. Камера сгорания, 7. Антенны и др.)

Дети делятся на команды (3 или 4 команды, в зависимости от количества детей) подходят к столам, на которых лежит конструктори из конструктора строят космические корабли. Можно взять несколько видов конструктора (магнитные блоки, Лего, деревянный конструктор и др.)

После того как дети закончат свои ракеты, они рассматривают работы высказываются кратко кому, что понравилась. Можно предложить ребятам придумать названия для своих комических кораблей.

Педагог фотографирует работы. (Фотографии в дальнейшем вывешиваются в групповой комнате, в уголке познания)

  1. Рефлексия

     Педагог: Ребята, наше космическое путешествие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

  1. Заключение

       Педагог: Ребята мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. А чтобы у вас осталось на память кусочек от нашего космического путешествия, я хочу подарить вам раскраски (1, 2 лист А 4 с изображениями космической темы). Надеюсь вы раскрасите их и повесите у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город".Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему "Путешествие в космос"

Данная образовательная деятельность расширит знания детей о космосе, активизирует познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос»....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в старшей группе на тему: «Путешествие в волшебную страну»

Нод с целью развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью логомозаики и мягкого конструктора....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: "Путешествие на остров сокровищ".

Программное содержание:Образовательные:познакомить детей с числовым рядом, правильно пользоваться  количественными  и порядковыми числительными, считать в пределах  10 и обратно;закрепл...