Проект «Огород на подоконнике» по экологическому воспитанию детей средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект является продолжением уже начатой работы с детьми младшего дошкольного возраста. В ходе реализации проекта создадутся условия для дальнейшего развития у детей навыков поисково – исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Огород на подоконнике»
по экологическому воспитанию детей средней группы
Автор: Козлова Елена Викторовна
МБДОУ д/с № 486, город Новосибирск.
Продолжительность проекта: среднесрочный (10 недель).
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Возраст детей: средняя группа.
Аннотация
Проект является продолжением уже начатой работы с детьми младшего дошкольного возраста. В ходе реализации проекта создадутся условия для дальнейшего развития у детей навыков поисково – исследовательской деятельности, закрепятся умения дошкольников самостоятельно анализировать, делать выводы.
Проблема
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Актуальность
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать, мир вокруг себя они познают практически. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для подготовки ребенка в школе.
Цель проекта: Продолжать знакомить детей с зеленными и овощными культурами, которые можно выращивать в комнатных условиях. Формировать у детей интерес дошкольников к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить знания детей о зеленных и овощных культур.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, руккола, кресс – салат, укроп, огурец, помидор).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка от сорняков).
6. Способствовать развитию творческих способностей у детей, поощрять разнообразие и вариативность детских работ.
7. Продолжать развивать умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывающие:
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- определение цели и задач проекта, разработка плана реализации проекта;
-подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;
- разработка конспектов НОД, бесед, практической деятельности;
- подготовка посадочного материала, емкостей, грунта;
- оформление информационного стенда для родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс.
2 этап - познавательно – практический:
- проведение НОД, тематических бесед;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания зеленых и овощных культур: посадка, полив, рыхление растений, дегустация урожая, ведение календаря наблюдений;
- чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео и мультфильмов, отгадывание загадок, разучивание пословиц, лепка, рисование;
- предоставление родителям консультаций.
3 этап – итоговый:
- анализ полученных результатов;
- дегустация урожая;
- оформление выставок детских работ;
- презентация проекта для коллег.
Предполагаемые результаты:
1.Дети расширят свои знания о зеленных и овощных культурах.
2. С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием посевного материала.
3. У детей сформируется представление о необходимости для роста растений: света, тепла, влаги, почвы.
4. Дети научатся замечать изменения в развитии растений и заносить их в дневник наблюдений.
5. Сформируется умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. В групповой комнате появится огорода на подоконнике.
7.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
План реализации проекта
Период проведения | Мероприятия |
1 неделя | Беседа «Какие овощи можно вырастить на подоконнике?» Рассматривание альбома «Овощи» Дидактические игра «Узнай на ощупь» Отгадывание задок об овощах Чтение художественной литературы произведение А.Рау «Спор овощей» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Овощи на блюде» Практическая деятельность: Оформление индивидуальных посадочных емкостей и грунта для посадки лука. |
2 неделя | Беседа «Для чего растению семена?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино» Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Чиполлино и Сеньор помидор». Практическая деятельность: Посадка лука в индивидуальные емкости. Рассматривание семян овощных культур через лупу: лука, огурца, томата, моркови, свеклы, салата, укропа, кресс – салата, рукколы. |
3 неделя | Беседа «Какие условия необходимы для роста растений» Чтение художественной литературы: С.В. Михалкова «Овощи». Художественно – эстетическое развитие: пластилинография «Солнце, воздух и вода» Дидактические игры: «Варим суп и компот»», «Чье семечко?». Рассматривание схем посадки семян овощных культур. Практическая деятельность: Совместный посев семян томата. |
4 неделя | Беседа «Рост и развитие растений» Дидактическая игра «Что где растет?» Сюжетно–ролевая игра «Овощной магазин». Чтение художественной литературы: произведение Н.Головко «Овощи» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Натюрморт с овощами» Практическая деятельность: Посев зеленных культур (укропа, петрушки, рукколы, кресс – салата) в индивидуальные емкости. Наблюдение за всходами томатов. Регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов). |
5 неделя | Беседа «Как вода влияет на растения?» Дидактическая игра «Вершки и корешки». Словесная игра «Что можно приготовить из овощей?» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки». Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Солим огурцы и помиоры» Практическая деятельность: Совместный посев семян огурцов. Наблюдение и уход за всходами томатов, регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов). |
6 неделя | Беседа «Как свет влияет на растения?» Дидактическая игра «Сложи картинку» Чтение художественной литературы: произведение Ю.Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за всходами томатов, огурцов и зеленных культур, регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений». Сбор первого урожая и дегустация лука. |
7 неделя | Беседа «Для чего растениям корни?» Чтение художественной литературы: произведение С.В. Михалкова «Овощи». Художественно – эстетическое развитие: рисование «Что у нас в кастрюле?». Дидактическая игра «Четвертый лишний» Практическая деятельность: Пересадка томатов в большие емкости. Наблюдение и уход за всходами, ведение «Дневника наблюдений». |
8 неделя | Беседа «Для чего растениям листья?» Дидактические игра «Что с начала, что потом?». Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Лук». Чтение художественной литературы: произведение Г.Лактионовой «Кто главнее?» Подвижная игра «Соберем весь урожай» Сюжетно – ролевая игра «Готовим салат». Практическая деятельность: Пересадка огурцов в большие емкости. Наблюдение за первым цветком огурца и уход за всходами, ведение «Дневника наблюдений». Сбор первого урожая и дегустация зеленных культур. |
9 неделя | Беседа «Как появляются плоды на растениях?» Дидактическая игра «Найди по описанию» Чтение художественной литературы произведение В.Зенюхова «Сказка о том, как заяц овощи полюбил» Художественно – эстетическое развитие: лепка «Огурцы и помидоры» Практическая деятельность: Пересадка томатов в большие емкости. Наблюдение и уход за растениями, ведение «Дневника наблюдений». |
10 неделя | Беседа «Чем полезны овощи?». Чтение художественной литературы: произведения И.Борзых «Что растет у нас на грядке?», «Огурец». Художественно – эстетическое развитие: рисование «Мой любимый овощ» Словесная игра «Что лишнее?». Составление описательных рассказов «Как мы ухаживали за огородом на подоконнике». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за растениями. Сбор первого урожая и дегустация огурцов. |
Формы работы с родителями:
1. Беседа с родителями «Наш огород».
2. Привлечь родителей для приобретения инвентаря и посадочного материала.
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3. Привлечь родителей к созданию вместе с детьми книжек – малышек об овощах.
Результат:
Реализация данного проекта способствовала дальнейшему развитию умений дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети расширили и обогатили свой опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники закрепили навыки посадки и ухода за овощными и зеленными культурами, глубже познакомились с условиями их роста, отметили пользу для здоровья человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Используемая литература
1. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1983.
2.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 - 6 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.
3.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5 - 6 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 56 с., цв. вкл.
4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.
5. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – экологическому воспитанию детей средней группы «Мы морозною зимой, птиц согреем добротой»
ПроблемаДалеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. ...

Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Огород на подоконнике" (посадка лука)
\\...

Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Огород на подоконнике" (посадка лука)
\\...

Презентация проекта "Огород на подоконнике" по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
Проект позволил детям познакомиться с зеленными и овощными культурами, которые можно вырастить на подоконнике....

Проект «Огород на подоконнике» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
Работа над проектом поможет удовлетворить детскую любознательность, создаст условия для поисково-исследовательской деятельности детей, подтолкнет к самостоятельным выводам. ...
Презентация проекта : «Огород на подоконнике» Название «Волшебная грядка» в средней группе «Цветочек»
Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....
