Проект «Огород на подоконнике» по экологическому воспитанию детей средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Елена Викторовна Козлова

Проект является продолжением уже начатой работы с детьми младшего дошкольного  возраста. В ходе реализации проекта создадутся условия для дальнейшего развития у детей навыков  поисково – исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_podokonnike_srednyaya_gruppa.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огород на подоконнике»

по экологическому воспитанию детей средней группы

Автор: Козлова Елена Викторовна

МБДОУ д/с № 486, город Новосибирск.

Продолжительность проекта: среднесрочный (10 недель).

Тип проекта:  познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Возраст детей: средняя группа.

Аннотация

Проект является продолжением уже начатой работы с детьми младшего дошкольного  возраста. В ходе реализации проекта создадутся условия для дальнейшего развития у детей навыков  поисково – исследовательской деятельности, закрепятся умения дошкольников самостоятельно анализировать, делать выводы.

Проблема

     Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Актуальность

     Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать, мир вокруг себя они познают практически. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для подготовки ребенка в школе.

Цель проекта:   Продолжать знакомить детей с зеленными и овощными культурами, которые можно выращивать в комнатных условиях. Формировать  у детей интерес дошкольников  к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширить знания детей о зеленных и овощных  культур.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, руккола, кресс – салат, укроп, огурец, помидор).

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

 5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив,  рыхление, прополка от сорняков).

6. Способствовать развитию творческих способностей у детей, поощрять разнообразие и вариативность детских работ.

7. Продолжать развивать умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитывающие:

 8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

- определение цели и задач проекта, разработка плана реализации проекта;

-подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;

- разработка конспектов НОД, бесед, практической деятельности;

- подготовка посадочного материала, емкостей, грунта;

- оформление информационного стенда для родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс.

2 этап - познавательно – практический:

- проведение НОД, тематических бесед;

- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания зеленых и овощных культур: посадка, полив, рыхление растений, дегустация урожая, ведение календаря наблюдений;

- чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео и мультфильмов, отгадывание загадок, разучивание пословиц, лепка, рисование;

-  предоставление родителям консультаций.

3 этап – итоговый:

- анализ полученных результатов;

- дегустация урожая;

- оформление выставок детских работ;

- презентация проекта для коллег.

Предполагаемые  результаты:

1.Дети расширят свои знания о зеленных и овощных  культурах.

2. С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием  посевного материала.

3. У детей сформируется  представление  о необходимости для роста растений:  света, тепла, влаги, почвы.

4. Дети научатся замечать изменения в развитии растений и заносить их в дневник наблюдений.

5. Сформируется умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. В групповой комнате появится  огорода на подоконнике.

7.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

План реализации проекта

Период проведения

Мероприятия

1 неделя

Беседа «Какие овощи можно вырастить на подоконнике?»

Рассматривание альбома «Овощи»

Дидактические игра  «Узнай на ощупь»

Отгадывание задок об овощах

Чтение художественной литературы произведение А.Рау  «Спор овощей»

 Художественно – эстетическое развитие: рисование «Овощи на блюде»

Практическая деятельность: Оформление индивидуальных посадочных емкостей и грунта для посадки лука.

2 неделя

Беседа «Для чего растению семена?»

 Просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино»
Дидактическая игра -  домино «Овощи»

Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Чиполлино и Сеньор помидор».

Практическая деятельность: Посадка лука в индивидуальные емкости. Рассматривание семян овощных культур через лупу: лука, огурца, томата, моркови, свеклы, салата, укропа, кресс – салата, рукколы.

3 неделя

Беседа  «Какие условия необходимы для роста растений»

Чтение художественной литературы:  С.В. Михалкова «Овощи».

Художественно – эстетическое развитие: пластилинография «Солнце, воздух и вода»

Дидактические игры: «Варим суп и компот»», «Чье семечко?». Рассматривание схем посадки семян овощных культур.        

Практическая  деятельность: Совместный посев семян томата.

4 неделя

Беседа «Рост и развитие растений»
Заучивание пословиц о огороде, овощах, урожае.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Сюжетно–ролевая игра  «Овощной магазин».

Чтение художественной  литературы: произведение Н.Головко «Овощи»

Художественно – эстетическое развитие: рисование «Натюрморт с овощами»

Практическая  деятельность: Посев зеленных культур (укропа, петрушки, рукколы, кресс – салата)  в индивидуальные емкости. Наблюдение за всходами томатов. Регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов).

5 неделя

Беседа «Как вода влияет на растения?»

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Словесная игра «Что  можно приготовить  из овощей?»

Чтение художественной  литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки».

Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Солим огурцы и помиоры»

Практическая  деятельность: Совместный посев семян огурцов. Наблюдение и уход за всходами томатов, регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов).

6 неделя

Беседа «Как свет влияет на растения?»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Чтение художественной литературы:  произведение Ю.Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла».
Художественно – эстетическое развитие: лепка «Горох»

Практическая  деятельность: Наблюдение и уход за всходами томатов, огурцов и зеленных культур, регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений». Сбор первого урожая и дегустация лука.

7 неделя

Беседа  «Для чего растениям корни?»

Чтение художественной  литературы:  произведение  С.В. Михалкова «Овощи».

Художественно – эстетическое развитие: рисование «Что у нас в кастрюле?».

Дидактическая игра  «Четвертый лишний»

Практическая  деятельность: Пересадка томатов в большие емкости. Наблюдение и уход за всходами, ведение «Дневника наблюдений».

8 неделя

Беседа «Для чего растениям листья?»

Дидактические игра «Что с начала, что потом?».

Художественно – эстетическое развитие:  аппликация «Лук».

Чтение художественной литературы: произведение Г.Лактионовой «Кто главнее?»

Подвижная игра «Соберем весь урожай»

Сюжетно – ролевая игра «Готовим салат».

Практическая  деятельность: Пересадка огурцов  в большие емкости. Наблюдение за первым цветком огурца и уход за всходами, ведение «Дневника наблюдений». Сбор первого  урожая и дегустация зеленных культур.

9 неделя

Беседа «Как появляются плоды на растениях?»

Дидактическая игра  «Найди по описанию»

Чтение художественной  литературы  произведение В.Зенюхова  

«Сказка о том, как заяц овощи полюбил»

Художественно – эстетическое развитие: лепка «Огурцы и помидоры»

 Практическая  деятельность: Пересадка томатов в большие емкости. Наблюдение и уход за растениями, ведение «Дневника наблюдений».

10 неделя

Беседа  «Чем полезны овощи?».

Чтение художественной  литературы: произведения И.Борзых «Что  растет у нас на грядке?», «Огурец».

Художественно – эстетическое развитие: рисование «Мой любимый овощ»

Словесная игра «Что лишнее?».

Составление описательных рассказов «Как мы ухаживали за огородом на подоконнике».

Практическая  деятельность: Наблюдение и уход за растениями. Сбор первого урожая и дегустация огурцов.

Формы работы с родителями:

1. Беседа с родителями «Наш огород».

     2. Привлечь родителей для приобретения  инвентаря и посадочного материала.

3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

3. Привлечь родителей к созданию вместе с детьми  книжек – малышек об овощах.

Результат:

Реализация данного проекта способствовала дальнейшему развитию умений  дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети расширили и обогатили свой опыт поисково-исследовательской  деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники закрепили навыки посадки и ухода за овощными и зеленными культурами, глубже познакомились с условиями их роста, отметили пользу для здоровья человека.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

                                           Используемая литература

1.     Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада./сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. М.: Просвещение, 1983.

2.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 - 6 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.

3.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5 - 6 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 56 с., цв. вкл.

4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.

5. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание.//Дошкольное воспитание, № 12, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – экологическому воспитанию детей средней группы «Мы морозною зимой, птиц согреем добротой»

ПроблемаДалеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. ...

Презентация проекта "Огород на подоконнике" по экологическому воспитанию детей второй младшей группы

Проект позволил детям познакомиться с зеленными и овощными культурами, которые можно вырастить на подоконнике....

Проект «Огород на подоконнике» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы

     Работа над проектом поможет удовлетворить детскую любознательность, создаст условия для поисково-исследовательской деятельности детей, подтолкнет к самостоятельным выводам. ...

Презентация проекта : «Огород на подоконнике» Название «Волшебная грядка» в средней группе «Цветочек»

Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....