Проект «Огород на подоконнике» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)
Работа над проектом поможет удовлетворить детскую любознательность, создаст условия для поисково-исследовательской деятельности детей, подтолкнет к самостоятельным выводам. Познакомит младших дошкольников с ростом и развитием растений. Можно осуществлять и в зимнее - весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Огород на подоконнике»
по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
Автор: Козлова Елена Викторовна
МБДОУ д/с № 486, город Новосибирск.
Продолжительность проекта: среднесрочный (8 недель).
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Возраст детей: вторая младшая группа.
Аннотация
Работа над проектом поможет удовлетворить детскую любознательность, создаст условия для поисково-исследовательской деятельности детей, подтолкнет к самостоятельным выводам. Познакомит младших дошкольников с ростом и развитием растений. Можно осуществлять и в зимнее - весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Проблема
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где и как они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Актуальность
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Цель проекта: Знакомить детей с зеленными и овощными культурами, которые можно выращивать на подоконнике. Способствовать повышению интереса младших
дошкольников к наблюдению и исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- дать детям представления о зеленных и овощных культурах, особенностях их строения (корень, ствол, стебель, лист, перо, усик, макушка, цвет, завязь, плод);
- дать детям представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать представление детей о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным);
- развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки;
- учить детей умение делать словесные выводы, фиксировать их журнале наблюдений;
- развивать навыки работы с бытовым оборудованием.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей интерес к труду взрослых;
- поддерживать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).
- воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создавать условия для исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- определение цели и задач проекта, разработка плана реализации проекта;
-подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;
- разработка конспектов НОД, бесед, практической деятельности;
- подготовка посадочного материала, емкостей, грунта;
- оформление информационного стенда для родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс.
2 этап - познавательно – практический:
- проведение НОД, тематических бесед;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания зеленых и овощных культур: посадка, полив, рыхление растений, дегустация урожая, ведение календаря наблюдений;
- чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео и мультфильмов, отгадывание загадок, разучивание пословиц, лепка, рисование;
- предоставление родителям консультаций.
3 этап – итоговый:
- анализ полученных результатов;
- оформление выставок детских работ;
- презентация проекта для коллег.
Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
План реализации проекта
Период проведения | Мероприятия |
1 неделя | Беседа: «Что такое огород на подоконнике?» Рассматривание альбома «Овощи» Дидактические игры: «Узнай на ощупь», домино «Овощи». Пальчиковая гимнастика «Овощи» Отгадывание задок об овощах Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка». Практическая деятельность: подготовка емкостей и грунта для посадки огурцов. |
2 неделя | Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике» Подвижная игра «Огуречик, огуречик…». Практическая деятельность: Рассматривание семян овощных культур: лука, огурцов, моркови, свеклы, салата, укропа. |
3 неделя | Беседа «Условия необходимые для роста растений» Чтение художественной литературы: С.В. Михалкова «Овощи». Дидактические игры: лото «Ягоды, овощи и фрукты», «Подбери по цвету». Рассматривание схемы посадки семян овощных культур. Практическая деятельность: Совместный посев семян и полив. |
4 неделя | Беседа «Рост и развитие растений» Лук с чесноком — родные братья. Без капусты щи не густы. Лук от семи недуг. Огород – для семьи доход. Дидактическая игра «Варим суп и компот». Сюжетно–ролевая игра «Магазин овощей». Практическая деятельность: Наблюдение за всходами. Регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов). |
5 неделя | Беседа «Как вода влияет на растения?» Дидактическая игра «Вершки и корешки». Словесная игра «Что можно приготовить из овощей?» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за всходами. Рассматривание и сравнение строения саженцев лука и огурца. |
6 неделя | Беседа «Как свет влияет на растения?» Дидактическая игра «Парные картинки», «Подбери по форме». Чтение художественной литературы: произведение Ю.Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за всходами. Рассматривание с детьми всходов укропа и салата, ведение «Дневника наблюдений». Сбор урожая и дегустация лука. |
7 неделя | Беседа «Для чего растениям корни?» Чтение художественной литературы: произведение С.В. Михалкова «Овощи». Сюжетно – ролевая игра «Готовим салат». Художественно - творческая деятельность: рисование «Варим суп». Дидактическая игра: «С какой ветки детки». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за всходами. Рассматривание с детьми первого цветка у огурца, ведение «Дневника наблюдений». Сбор урожая и дегустация укропа. |
8 неделя | Беседа «Как я помогал в огороде». Чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Пых». Словесная игра «Что лишнее?». Составление описательных рассказов «Как мы огурчики вырастили». Практическая деятельность: Наблюдение и уход за всходами. Сбор первого урожая и дегустация огурцов. |
Работа с родителями:
1. Привлечь родителей для приобретения инвентаря и посадочного материала.
2.Консультации в родителей «Как приучить детей есть овощи и фрукты», «Лук от семи недуг», «Помощь ребенка на огороде».
Результат:
Реализация данного проекта способствовала развитию у младших дошкольников умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники научились сажать овощи, зеленные культуры и ухаживать за ними, познакомились с условиями их роста, отметили пользу для здоровья человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Используемая литература
1.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3 - 4 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.
2.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 - 4 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 56 с., цв. вкл.
3.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.
4. Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2022. – 88 с.
5.Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие / Под. Ред. Л.Н. Прохоровой. М.: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей второй младшей группы. Тема: «КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ».
Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.Развивать у детей интерес к живой природе....

Экологическое воспитание детей второй младшей группы
В работе представлен перспективный план по экологическому воспитанию в работе с детьми младшего возраста....

Диагностика по экологическому воспитанию детей вторая младшая группа.
Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и ра...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию детей второй младшей группы.
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей второй младшей группы....

Огород на подоконнике "Веселая ферма" для детей второй младшей группы.
Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в селе, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. А она такая разная: у одной тоненькие стебелечки, у ...

Проект «Как малыши огурцы вырастили» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточно представлений о том, откуда берутся огурцы на нашем столе, как они растут, как за ними необходимо ухаживать. Этот детский исследо...

Презентация проекта "Огород на подоконнике" по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
Проект позволил детям познакомиться с зеленными и овощными культурами, которые можно вырастить на подоконнике....
