Умей дружить, умей дружбой дорожить
методическая разработка по окружающему миру

Комник Ольга Владимировна

Воспитание дружеских чувств 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание дружеских чувств 47.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КИРОВСКОЕ»

694403, Тымовский район, с.Кировское,

ул. Центральная, 71. Тел.: 95-1-44

rikovskoe@yandex.ru

Паспорт социально-значимого проекта

«Умей дружить, умей дружбой дорожить»

Сроки реализации проекта: с 20.09. 2025г. по 20.11.2025г.

Тип проекта: социально значимый

Объект проектирования  воспитанники старшей группы, родители, педагоги группы.

Цель проекта:

Воспитание дружеских чувств - доверия, взаимовыручки, сопереживания, дружеских отношений. Формирование представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях, осознание ценности настоящей дружбы. Создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения .

Задачи:

  • расширять        и        систематизировать        знания        о        культуре        поведения        и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков и социально- коммуникативных качеств (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать конструктивный диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творческие способности при совместной художественно-продуктивной деятельности);
  • формировать умения замечать положительные качества другого человека и говорить о них, а также правильно оценивать свои поступки и своих друзей, сверстников;
  • побуждать детей к совместной деятельности; развивать познавательиую активность и любознательность;
  • воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

Актуальность.

Детство— это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками старшей

группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания воспитателей подготовительной группы. Именно в этих гpyппax углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности, устанавливаются дружеские отношения и сотрудничество.

Я обратилась к проблеме социального развития воспитанников старшей группы после того, как провела анализ их общения между собой. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением детей в процессе их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности в естественных

Проблема становления межличностного общения на основе гуманных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения.

Именно в дошкольном возрасте, когда у ребёнка формируются представления об окружающем мире в целом, важно сделать акцент и направить в должное русло понятия и представления о дружбе.

Детям старшей группы был прочитан цикл рассказов В. Осеевой о дружбе («Три товарища», «Синие листья», «Добрая хозяюшка»). После обсуждения прочитанных произведений детям были заданы следующие вопросы: «Что такое дружба?», «А умеете ли вы дружить?», «Давайте попробуем посмотреть, как у нас это с вами получается?», «Как узнать друг может быть один или много?». Ребята согласились. Так началась совместная работа над проектом

«Умей дружить, умей дружбой дорожить»

Тип проекта:

  • по виду проектной деятельности: социально- значимый;
  • по составу участников: групповой;

Проблема проекта:

Дети часто при общении друг с другом используют в речи понятия: дружба, друг, друзья, дружеские отношения. А что же обозначают эти понятия? Кто такие друзья? Как нужно дружить? Существуют ли секреты дружбы? В совместной деятельности возникают трудности, когда нужно уступить, или видя затруднения друга просто подойти и предложить помощь.

Предполагаемые результаты

  • формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме

«Дружба»;

  • систематизация знаний о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
  • приобретение навыков взаимопомощи при решении различных проблем, навыков работы в сотрудничестве;
  • формирование уважительного отношения мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам;
  • создание детского альбома рисунков «Неразлучные друзья»;
  • создание вместе с родителями книги «Дружбой надо дорожить»

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

І. Методическая работа:

  1. Изучение        методической        литературы        по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.
  2. Составление перспективного плана мероприятий.

II. Организация предметно-пространственной развивающей среды:

  1. Подборка        художественной        литературы,        дидактического        материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей.
  2. Разработка        картотеки        игр        на        развитие        навыков        общения        старших дошкольников.
  3. Карточки эмоций

III. Работа с родителями:

  1. Информатизация родителей по теме данной проектной деятельности;
  2. Разработка консультаций.
  3. Привлечь родителей к созданию книги «Дружбой надо дорожить»

Основной этап.

Реализация работы.

  1. Создание медиатеки материалов из жизни детей.
  2. Создание групповой эмблемы дружбы.
  3. Оказание помощи малышам «На прогулку мы идём».
  4. Проведение викторины «Друга ищи, а нашел береги» - команды 2-х старших групп

(умение уважать мнение друг друга»).

  1. Интервьюирование детей: «Как узнать друг может быть один или много?»,

«Настоящий друг. Какой он?». «Живет ли дружба среди вас? Почему?», «Ты считаешь себя настоящим другом? Почему?»

  1. Оформление выставки детских работ «Неразлучные друзья», создание детского альбома рисунков.
  2. Презентация «Если с другом выйти в путь».
  3. Инсценировка различных проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел».
  1. Коллективная работа «Дерево дружбы».
  2. Составление правил дружбы (для этого каждый берет сердечко, говорит свое правило, и опускает сердечко в волшебную копилочку:
  • Правило первое - дружно играть.
  • Правило второе уметь договариваться.
  • Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.
  • Правило четвертое делиться игрушками.
  • Правило пятое — уважать мнение другого человека и т.д.)
  1. Создание групповой эмблемы дружбы. Оформпение yголкa дружбы.

Совместное изготовление нетрадиционных игpoвых пособий  привлечением родителей): «Мирилочка», «Доброе сердце», «Зонтик доверия».

10.Органнзацпя игр со сказочным персонажем Шапокляк (с использованием нетрадиционных пособий).

  1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование на тему «Неразлучные друзья», оформление выставки детских работ, создание детского альбома рисунков).
  2. Оказание помощи воспитанникам младшей группы «На прогулку мы идём»
  3. Проведение викторины «Дружба творит чудеса» - команды 2-х старших групп (умение уважать мнение друг друга, действовать сообща). 14.Проведение акции «Неделя дружбы и друзей».

Завершающий этап.

Анализ и обобщение результатов работы по творческо- информационному проекту «Что такое дружба?».

  1. Оказание помощи детям младшей группы «На прогулку мы идём».

Проведение викторины «Друга ищи, а нашел береги» -        команды 2-х старших групп (умение уважать мнение друг друга».

  1. Коллективная работа «Дерево дружбы» для детей средней группы детского сада.
  2. Акция «Неделя дружбы и друзей» с участием родителей и учеников MБОУ СОШ с.Кировское

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Выводы:

Получить определенные представления ребенок может в процессе игровой деятельности, во время бесед со взрослыми, при ознакомлении с художественной литературой, когда ему данные представления предлагаются уже в «готовом виде». Но наиболее результативным, по моему мнению, социальное воспитание и формирование понятий и представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях происходит в процессе проектной деятельности.

В целом проект помог детям не только приобрести представления

о понятии «дружба», но и развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.

Отчет

о реализации социально-значимого проекта

«Умей дружить, умей дружбой дорожить»         воспитателя МБОУ СОШ с.Кировское Комник Ольги Владимировны

Работа над данным проектом реализовывалась с воспитанниками старшей группы не случайно. Детское взаимодействие постоянно находится в зоне внимания воспитателей старшей группы. Именно в этом возрасте углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности, устанавливаются дружеские отношения и сотрудничество.

В работе над проектом «Умей дружить, умей дружбой дорожить» я ставила перед собой задачи раскрыть понятия дружбы, дружеских взаимоотношений, дать представление детям о том, кто такие друзья, показать способы общения друзей, научить взаимопомощи и взаимовыручки. Дети с большим желанием участвовали во всех мероприятиях проекта и остались довольны результатом такой плодотворной совместной работы. Познавательные сведения, предлагаемые педагогами, воспринимались детьми с большим интересом, на их основе дети рисовали портреты своих друзей, создавали эмблему дружбы, составляли правила дружбы, охотно делились новыми сведениями с родителями.

В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. В игровой деятельности дети стали чаще использовать такие социальные роли как друг, подружка и выстраивать ролевое поведение в игре в соответствии с полученными представлениями.

Проведение акции «Неделя дружбы и друзей» с привлечением родителей и учеников MБОУ СОШ с.Кировское сплотила и охватила всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В результате мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта дети приобрели не только представления о понятии «дружба», но и развили навыки совместной деятельности, комуникативные способности. Проект способствовал становлению разных способов знакомства и поддержания дружеских отношений.

Директор МБОУ СОШ с.Кировское                                                 Кильдюшкина Ю.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД Умей дружить, умей дружбой дорожить

Умей дружить, умей дружбой дорожить...

Конспект занятия в средней группе тема: «Умей дружить, умей дружбой дорожить»

Цель: формирование представлений о дружбе и друзьях...

Конспект развлечения в средней группе "умей дружить, умей дружбой дорожить"

Интегрированное занятие для детей средней группы. Занятие дает детям представление о дружбе, друзьях, о взаимопонимании. В процессии этого занятия у детей воспитываются такие чувства как ответственнос...

Проект «УМЕЙ ДРУЖИТЬ, УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание пообщатся с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразнве формы взаимодействия.  В детском саду, чаще всего, ему п...

ПРОЕКТ «УМЕЙ ДРУЖИТЬ, УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

Формировать социально-ценностные представления о дружеских взаимоотношениях через игровую и продуктивную деятельность....

Проект: «Умей дружить, умей дружбой дорожить».

Проект: «Умей дружить, умей дружбой дорожить»....

Занятие в старшей группе "Умей дружить, умей дружбой дорожить"

Цель: формирование представлений о дружбе и друзьях....