Конспект занятия по экспериментированию "Удивительные превращения воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию «Удивительные превращения воды»
Цель: расширять представления детей о необычных физических свойствах и возможностях воды через практические опыты.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новыми свойствами воды: поверхностное натяжение (водяная пленка), плотность (несмешиваемость жидкостей), капиллярный эффект;
- закреплять умение выдвигать гипотезы, фиксировать наблюдения и делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать;
- активизировать словарь: поверхностное натяжение, плотность, капиллярный эффект.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение работать в команде;
- поощрять самостоятельность в поиске ответов.
Материалы: игрушка-помощник, карточки-схемы, монетки, пипетки, стаканы с водой, жидкое мыло, бумажные цветы, карандаши, сосуд, сахарный сироп, краситель, растительное масло, мелкие предметы, бумажное полотенце, скотч, клеенка, фартуки.
Ход занятия:
Вводная часть
(на столе лежит игрушка Зайка-Знайка. Он плачет: рядом лежат пустые колбы и пробирки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это наш друг Зайка-Знайка. Он готовился к открытию своей лаборатории, но все его волшебные рецепты и опыты перепутались. Он просит нас помочь разобраться. Поможем? Для этого нам нужно самим стать учеными-исследователями. Надеваем спецодежду и занимаем места в нашей научной лаборатории.
Основная часть
Воспитатель: Зайка приготовил для вас несколько загадочных конвертов с заданиями. Давайте откроем первый.
Опыт №1. «Сколько капель удержит монета?» (поверхностное натяжение)
Воспитатель: Как вы думаете, сколько капель воды может поместиться на поверхности монетки, чтобы не пролиться?
Ход: дети по очереди с помощью пипетки аккуратно капают воду на сухую монетку, считая капли, пока водяной «купол» не прорвется. Затем в одну из капель добавляют каплю жидкого мыла.
Наблюдение: вода собирается в бугорок благодаря невидимой кожице. Мыло разрушает эту кожицу, и купол лопается.
Вывод: у воды есть невидимая упругая пленка (поверхностное натяжение). Мыло ее разрушает.
Опыт №2. «Распускающиеся цветы» (капиллярный эффект)
Воспитатель: Может ли бумажный цветок раскрыться без наших рук?
Ход: дети вырезают из цветной бумаги цветок, загибают лепестки к центру. Опускают цветок в тарелку с водой.
Наблюдение: через некоторое время цветок распускается.
Вывод: Вода умеет подниматься по тонким трубочкам-каналам в бумаге. Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки расправляются.
Воспитатель: Давайте отдохнем и превратимся в капелек.
Физминутка
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели,
Намочились наши лица
Мы их вытирали,
Ну а туфли – посмотрите -
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим, под кусточком посидим.
Опыт №3. «Домик для бусинки» (плотность жидкостей)
Воспитатель: можно ли сделать так, чтобы предмет плавал не на поверхности и не на дне, а посередине воды?
Ход: в стакан аккуратно наливается сахарный сироп, затем по стенке – подкрашенная вода, и сверху – масло. Предлагается опустить разные мелкие предметы.
Наблюдение: предметы останавливаются на границе слоев: тяжелые (бусинка) – между сиропом и водой, легкие (пластмасса) – между водой и маслом.
Вывод: жидкости имеют разную тяжесть (плотность). Самые тяжелые – внизу, легкие – наверху. Предмет ищет свой слой.
Опыт №4. «Водяной мостик» (переливанию по фитилю)
Воспитатель: Как перелить воду из одного стакана в другой, не трогая их?
Ход: дети ставят два стакана рядом (один с водой, другой – пустой). Опускают в них концы бумажного полотенца, фиксируя скотчем.
Наблюдение: вода понемногу перебегает по бумажному полотенцу во второй стакан, выравнивая уровень.
Вывод: вода снова использует капиллярный эффект – поднимается по волокнам бумаги и стекает в пустой стакан.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Помогли Зайке-Знайке. Давайте расскажем ему, какие чудеса мы узнали о воде. Какой опыт вам показался самым волшебным? А что было самым трудным в работе? Зайка-Знайка благодарит вас за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность . Конспект занятия "Что такое превращение?"
Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Форм...
Конспект занятия - инсценировки "Удивительные превращения пирожка" по сдоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширить представление детей о правильном и здоровом питании.Задачи: - закрепить знания детей о количестве приемов пищи для человека...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Доброе превращение» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3».
Цели: 1.Образовательные:-Помочь детям понять смысл сказки и пословиц: добро побеждает зло, « Доброе сотворишь — себя увеселишь», «Делая зло, на добро не надейся&raq...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные:1.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.2.Способ...

Конспект занятия по рисованию "Превращение кляксы" старшая группа
Нетрадиционная техника рисования - кляксография - старшая группа...

Конспект занятия по конструированию «Превращение башни в поезд» для детей 2-3 лет
Цель: способствовать развитию умения сооружать постройки по образцу.Задачи:1. Образовательная:продолжать учить сооружать постройки по образцу;2. Развивающая:различать и называть основные формы строите...

