Конспект занятия по экспериментированию "Удивительные превращения воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_prevrashcheniya_vody.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию «Удивительные превращения воды»

Цель: расширять представления детей о необычных физических свойствах и возможностях воды через практические опыты.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с новыми свойствами воды: поверхностное натяжение (водяная пленка), плотность (несмешиваемость жидкостей), капиллярный эффект;

- закреплять умение выдвигать гипотезы, фиксировать наблюдения и делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать;

- активизировать словарь: поверхностное натяжение, плотность, капиллярный эффект.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, умение работать в команде;

- поощрять самостоятельность в поиске ответов.

Материалы: игрушка-помощник, карточки-схемы, монетки, пипетки, стаканы с водой, жидкое мыло, бумажные цветы, карандаши, сосуд, сахарный сироп, краситель, растительное масло, мелкие предметы, бумажное полотенце, скотч, клеенка, фартуки.

Ход занятия:

Вводная часть

(на столе лежит игрушка Зайка-Знайка. Он плачет: рядом лежат пустые колбы и пробирки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это наш друг Зайка-Знайка. Он готовился к открытию своей лаборатории, но все его волшебные рецепты и опыты перепутались. Он просит нас помочь разобраться. Поможем? Для этого нам нужно самим стать учеными-исследователями. Надеваем спецодежду и занимаем места в нашей научной лаборатории.

Основная часть

Воспитатель: Зайка приготовил для вас несколько загадочных конвертов с заданиями. Давайте откроем первый.

Опыт №1. «Сколько капель удержит монета?» (поверхностное натяжение)

Воспитатель: Как вы думаете, сколько капель воды может поместиться на поверхности монетки, чтобы не пролиться?

Ход: дети по очереди с помощью пипетки аккуратно капают воду на сухую монетку, считая капли, пока водяной «купол» не прорвется. Затем в одну из капель добавляют каплю жидкого мыла.

Наблюдение: вода собирается в бугорок благодаря невидимой кожице. Мыло разрушает эту кожицу, и купол лопается.

Вывод: у воды есть невидимая упругая пленка (поверхностное натяжение). Мыло ее разрушает.

Опыт №2. «Распускающиеся цветы» (капиллярный эффект)

Воспитатель: Может ли бумажный цветок раскрыться без наших рук?

Ход: дети вырезают из цветной бумаги цветок, загибают лепестки к центру. Опускают цветок в тарелку с водой.

Наблюдение: через некоторое время цветок распускается.

Вывод: Вода умеет подниматься по тонким трубочкам-каналам в бумаге. Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки расправляются.

Воспитатель: Давайте отдохнем и превратимся в капелек.

Физминутка

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились наши лица

Мы их вытирали,

Ну а туфли – посмотрите -  

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим, под кусточком посидим.

Опыт №3. «Домик для бусинки» (плотность жидкостей)

Воспитатель: можно ли сделать так, чтобы предмет плавал не на поверхности и не на дне, а посередине воды?

Ход: в стакан аккуратно наливается сахарный сироп, затем по стенке – подкрашенная вода, и сверху – масло. Предлагается опустить разные мелкие предметы.

Наблюдение: предметы останавливаются на границе слоев: тяжелые (бусинка) – между сиропом и водой, легкие (пластмасса) – между водой и маслом.

Вывод: жидкости имеют разную тяжесть (плотность). Самые тяжелые – внизу, легкие – наверху. Предмет ищет свой слой.

Опыт №4. «Водяной мостик» (переливанию по фитилю)

Воспитатель: Как перелить воду из одного стакана в другой, не трогая их?

Ход: дети ставят два стакана рядом (один с водой, другой – пустой). Опускают в них концы бумажного полотенца, фиксируя скотчем.

Наблюдение: вода понемногу перебегает по бумажному полотенцу во второй стакан, выравнивая уровень.

Вывод: вода снова использует капиллярный эффект – поднимается по волокнам бумаги и стекает в пустой стакан.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Помогли Зайке-Знайке. Давайте расскажем ему, какие чудеса мы узнали о воде. Какой опыт вам показался самым волшебным? А что было самым трудным в работе? Зайка-Знайка благодарит вас за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность . Конспект занятия "Что такое превращение?"

Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Форм...

Конспект занятия - инсценировки "Удивительные превращения пирожка" по сдоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста

Цель:      расширить представление детей о правильном и здоровом питании.Задачи: - закрепить знания детей о количестве приемов пищи для человека...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Доброе превращение» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3».

Цели:  1.Образовательные:-Помочь детям понять смысл сказки и пословиц: добро побеждает зло, « Доброе сотворишь — себя увеселишь»,  «Делая зло, на добро не надейся&raq...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные:1.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.2.Способ...

Конспект занятия по рисованию "Превращение кляксы" старшая группа

Нетрадиционная техника рисования - кляксография - старшая группа...

Конспект занятия по конструированию «Превращение башни в поезд» для детей 2-3 лет

Цель: способствовать развитию умения сооружать постройки по образцу.Задачи:1. Образовательная:продолжать учить сооружать постройки по образцу;2. Развивающая:различать и называть основные формы строите...