Экологический проект «Наши верные друзья — зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологический проект «Наши верные друзья — зимующие птицы»подготовительная группа 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_13.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Наши верные друзья — зимующие птицы»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность: 2-3 недели (декабрь — январь — февраль).

Участники: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Цель:

Формирование у детей системы знаний об особенностях жизни и поведения зимующих птиц, воспитание активной жизненной позиции через практическую помощь пернатым.

Задачи:

· Образовательные: Расширить и систематизировать знания о зимующих птицах родного края (внешний вид, повадки, питание). Познакомить с понятиями «зимующие», «перелетные», «кочующие».

· Развивающие: Развивать наблюдательность, связную речь, умение сравнивать и анализировать (сравнение воробья и синицы, дятла и сороки). Развивать творческие и конструктивные способности.

· Воспитательные: Воспитывать заботливое и ответственное отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Формировать экологическую культуру.

Этапы реализации проекта:

Этап 1. Подготовительный (Проблематизация)

· Мотивация: Во время прогулки воспитатель обращает внимание на тишину: «Ребята, почему так тихо? Куда делись птицы?» Дети высказывают предположения. Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь» или Г. Скребицкого «В зимней стуже».

· Создание проблемной ситуации: Находим на участке «письмо от птиц» с просьбой о помощи: холодно и голодно.

· «Мозговой штурм»: Что мы знаем о птицах зимой? Что хотим узнать? (Чем питаются? Почему не улетают? Как им помочь?). Все идеи фиксируем на «Паутинке проекта».

· Планирование: Совместно с детьми намечаем план действий: будем наблюдать, изучать, мастерить кормушки, подкармливать, рисовать птиц.

Этап 2. Основной (Исследовательско-практический)

Это самый насыщенный этап. Рекомендуется выбрать 4-5 основных видов птиц для изучения: воробей, синица, снегирь, голубь, сорока, ворона, свиристель.

Направление развития Мероприятия и формы работы

Познавательное развитие: «Кто зимует с нами?»: Беседа с использованием презентации, плакатов, звукозаписей голосов птиц.Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Чей клюв, чьи лапы?», «Птичья столовая» (подбор корма для разных птиц).Наблюдения на прогулке: За поведением птиц у кормушки. Ведение «Календаря наблюдений»: кто прилетал, сколько, что клевал.Опыты: «Почему птицам зимой холодно?» (опустить перышко в воду — намокает, значит, может замерзнуть). «Какой корм птицам нравится больше?» (эксперимент на кормушке: положить разный корм и понаблюдать).

Речевое развитие. Чтение: В. Бианки «Лесные домишки», Н. Сладков «Покормите птиц», загадки, стихи, пословицы о птицах. Составление рассказов-описаний по картине или игрушке («Снегирь на ветке рябины»). Сочинение сказки о приключениях синички-невелички. Словесная игра «Закончи предложение»: «У воробья клюв маленький, а у вороны…», «Снегирь питается ягодами, а синица…».

Художественно-эстетическое развитие .Лепка/Аппликация: «Стайка снегирей на ветке», «Веселый воробей».Рисование: «Птицы у нашей кормушки» (коллективная работа), «Сказочная птица-зимовик».Конструирование: Из бумаги в технике оригами (птичка), из бросового материала (кормушки из коробок, бутылок).Музыка: Прослушивание и разучивание песни «Птичий двор» (муз. Ю. Слонова, сл. М. Долинова), «Снегири» (А. Ярмоленко).

Социально-коммуникативное развитие .Сюжетно-ролевая игра: «Орнитологи» (ученые наблюдают за птицами, ведут дневники).Труд: «Птичья столовая» — ежедневная дежурство по наполнению кормушек. «Мастерская добрых дел» — изготовление и развешивание кормушек. Беседа: «Правила поведения у кормушки» (не шуметь, не махать руками, не оставлять мусор).

Физическое развитие. Подвижные игры: «Перелет птиц», «Воробушки и кот», «Совушка». Пальчиковая гимнастика: «Птички», «Скворечник». Физкультминутки: «Синички».

Этап 3. Заключительный (Презентация и рефлексия)

· Презентация продуктов проекта:

  · Выставка детских творческих работ «Птичий калейдоскоп».

  · Презентация «Книги зимующих птиц» (альбом с фотографиями, рисунками, стихами и рассказами детей).

  · Защита кормушек: дети рассказывают, какую кормушку они сделали с родителями, для каких птиц.

  · Выпуск экологического плаката «Покормите птиц зимой!» для родителей.

· Итоговое мероприятие: Экологический праздник или викторина «Знатоки птиц» (с участием родителей или детей старшей группы).

· Рефлексия: Беседа «Что мы узнали? Чему научились? Какую пользу принесли?». Вручение медалей «Защитник зимующих птиц».

Работа с родителями (ОЧЕНЬ важна!):

· Информационный стенд: Консультации «Чем и как правильно кормить птиц зимой», «Птицы – наши друзья».

· Конкурс семейных творческих работ: «Лучшая кормушка для птиц» (из природного или бросового материала).

· Акция «Покормите птиц!»: Совместный с родителями выезд в парк с кормом для птиц.

· Совместный труд: Привлечение пап для надежного крепления кормушек на территории сада.

· Домашнее задание: Наблюдение за птицами у домашнего окна (на балконе), подбор фотографий для группового альбома.

Примерный план кормления (для беседы с детьми и родителями):

Создаем плакат «Птичье меню»:

· Синицы: несоленое сало, мясо, нежареные семечки подсолнуха, тыквы.

· Воробьи: пшено, овес, пшеница, крошки белого хлеба.

· Снегири, свиристели: сушеные ягоды рябины, боярышника, семена клена и ясеня.

· НЕЛЬЗЯ: черный хлеб, соленое, жареное, кислое, испорченную пищу.

Итог проекта: Дети не просто узнают о птицах, а становятся их настоящими защитниками. У них формируется активная жизненная позиция, чувство ответственности за живых существ, что является важнейшим результатом на пороге школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Верные друзья – зимующие птицы» в подготовительной к школе группе

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...

Экологический проект в старшей группе " Зимующие птицы-наши верные друзья"

Цель: Формировать у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природеЗадачи:- формировать умение различать и называть зимующих птиц- расширять кругозор о зи...

Экологический проект в средней группе "Зимующие птицы - наши друзья!"

Формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним....

Проект " Наши пернатые друзья - зимующие птицы "

Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Наши верные друзья — зимующие птицы»

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах родного края и воспитание осознанно-бережного отношения к ним....