Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Наши верные друзья — зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах родного края и воспитание осознанно-бережного отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Наши верные друзья — зимующие птицы»

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Форма организации: Подгрупповая (10-12 детей).

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах родного края и воспитание осознанно-бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Закрепить и расширить знания о зимующих птицах (воробей, синица, снегирь, голубь, сорока, ворона).
  • Учить выделять характерные особенности внешнего вида и поведения птиц (клюв, окраска перьев, чем питаются, какие звуки издают).
  • Познакомить с понятием «зимующие птицы» и причинами, по которым они не улетают.
  • Актуализировать и обогатить словарь по теме (зимующие, корм, кормушка, стайка, щебечет, каркает, чирикает, пестрая, красногрудый).
  • Развивающие:
  • Развивать связную речь, умение составлять небольшой описательный рассказ с опорой на картинку-схему.
  • Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать).
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать заботливое, гуманное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарищей.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке детского сада, кормление.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах и альбомах «Птицы нашего края».
  • Чтение стихов и рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», загадки о птицах.
  • Изготовление кормушек совместно с родителями.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички».

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный: Презентация «Зимующие птицы» или набор крупных иллюстраций с изображением воробья, синицы, снегиря, голубя, сороки, вороны; аудиозапись с голосами птиц; картина «Птицы у кормушки»; кормушка-макет; мнемотаблица (схема для описания птицы).
  • Раздаточный: Карточки с изображением птиц (зимующих и перелётных) для игры, конверты с разрезными картинками (птицы из 4-6 частей), силуэты птиц для аппликации, подносы с крупой (пшено, семечки) для выкладывания «корма».

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент (2 мин.)

Создание мотивации. Воспитатель включает аудиозапись с щебетанием птиц.
- Ребята, слышите эти звуки? Кто это к нам в гости спешит? (Птицы). Давайте встанем в круг и поздороваемся с нашими друзьями. Сегодня мы с вами отправимся в мир птиц, но не простых, а самых смелых и выносливых. Хотите узнать, кто это?

Дети слушают, встают в круг. Отвечают на вопросы. Проявляют интерес.

2. Введение в тему (3 мин.)

Беседа с элементами проблемной ситуации.
- Ребята, а куда улетают многие птицы осенью? (На юг). Почему? (Холодно, нечего есть).
- Все ли птицы улетают? (Нет).
- А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
- Правильно! Зимующие птицы — это наши верные друзья, которые не покидают родной край даже в лютые морозы. Им очень тяжело зимой. Чем мы можем им помочь? (Сделать кормушки, подкармливать).

Дети активно участвуют в беседе, высказывают свои предположения. Вспоминают прошлый опыт.

3. Основная часть (15 мин.)

а) Просмотр презентации / беседа по иллюстрациям

Воспитатель показывает слайды/картинки, задаёт вопросы по каждой птице:
1. 
Воробей: Маленький, юркий, коричнево-серый, чирикает, питается крошками, семенами.
2. 
Синица: Яркая, желтогрудая, с чёрной шапочкой, звонко поёт «си-си-си», любит сало и семечки.
3. 
Снегирь: (Особое внимание). Красногрудый (только самец), спинка серая, размером с воробья, спокойный, питается ягодами, семенами.
4. 
Голубь: Крупный, серый, воркует, часто живёт в городе.
5. 
Сорока: Белобока, длинный хвост, чёрно-белая, стрекочет.
6. 
Ворона: Крупная, серая или чёрная, каркает, умная.

Дети рассматривают, слушают, отвечают на вопросы, сравнивают птиц (у кого клюв больше/меньше, какая окраска). Пытаются произнести, как птица «говорит».

б) Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает 4 картинки: три зимующие птицы (синица, снегирь, воробей) и одна перелётная (ласточка или грач).
- Найдите лишнюю птицу. Почему она лишняя? (Она улетает на юг).

Дети определяют лишний объект, аргументируют свой выбор.

в) Физкультминутка «Маленькая птичка»

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения:
Маленькая птичка прилетела к нам, (машут «крыльями»)
Птичке зёрнышек я дам. («Сыпят» зерно)
Маленькая птичка зёрнышки клюёт, (Наклоны головы)
Песенки нам птичка свою поёт. (Повороты туловищем)
Крыльями машет, улетает в дом. (Машут и «улетают» на места)

Дети с удовольствием выполняют движения, снимая мышечное напряжение.

г) Работа с мнемотаблицей. Описание птицы.

На доске схема-опора: 1. Размер (большая/маленькая). 2. Окраска (какого цвета перья). 3. Части тела (клюв, хвост — какие). 4. Чем питается. 5. Как поёт.
- Давайте вместе опишем снегиря (или другую птицу), глядя на эту схему-подсказку. Кто хочет попробовать описать другую птицу?

Дети с помощью воспитателя составляют описательный рассказ (2-3 предложения). Более подготовленные дети могут составить рассказ самостоятельно с опорой на таблицу.

4. Практическая часть (8 мин.)

Творческое задание по подгруппам (на выбор).
1 подгруппа: Собрать разрезную картинку «Птичка» и назвать её.
2 подгруппа: Выложить из крупы (пшена) на пластилиновой основе в кормушке «зёрнышки» для птиц.
3 подгруппа: Аппликация «Снегирь на ветке» (готовые силуэты).
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, хвалит за старание.

Дети выбирают или распределяются по видам деятельности. Выполняют задание, помогают друг другу. Работают аккуратно.

5. Рефлексия. Итог (2 мин.)

Воспитатель собирает детей вокруг макета кормушки.
- Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? (Зимующих).
- Почему они так называются?
- Какая птица вам больше всего запомнилась и почему?
- Чем мы с вами можем помочь птицам?
Вы молодцы! Вы сегодня были настоящими знатоками и друзьями птиц. Вы не только много узнали, но и приготовили для них угощение и красивые картинки. Давайте пообещаем, что всю зиму будем заботиться о наших пернатых друзьях!

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Рассматривают работы друг друга. Соглашаются с важностью помощи птицам.

Ссылка на образовательную программу ДОО: Занятие способствует реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря, развитие связной речи).

Методы оценки: Наблюдение за активностью детей в беседе, качеством выполнения практических заданий, умением использовать в речи новые слова, составлять рассказ по схеме.


Возможные варианты для индивидуальной работы:

  • Для более слабых детей: упрощённые схемы-опоры, карточки с подсказками.
  • Для опережающих детей: предложить придумать загадку о птице или рассказать, что они знают о дятле/свиристеле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Спасем зимующих птиц»...

Экологический проект «Наши верные друзья — зимующие птицы»

Экологический проект «Наши верные друзья — зимующие птицы»подготовительная группа...