Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Путешествие в песочную страна»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Судникова Юлия Александровна

На занятии дети в увлекательной форме, приобретают знания о свойствах песка. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах и простейших опытах. Педагог помогает детям обобщить представления о свойствах песка в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eksperementirovanie.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Путешествие в песочную страна»

Младший дошкольный возраст

Подготовила: Судникова Ю.А.,

воспитатель

  МКДОУ Сортавальского МО РК

ДС №23

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком.

Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;

- развивать у детей навыки самостоятельности и сотрудничества в процессе совместной исследовательской деятельности.

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать умение фантазировать при создании различных поделок из песка. - развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:
- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Приоритетная образовательная область: Познание.

Предварительная работа. Игры с песком. Наблюдения на прогулке за песком. Беседы о назначении и применении песка. Памятка «Меры осторожности во время игр с песком». Чтение стихотворений и загадывание загадок о песке.
Материалы и оборудование:
• Для воспитателя: персонаж Волшебник, музыкальное сопровождение, «Волшебный мешочек».
• Для детей: контейнер с сухим песком и игрушками, песочный стол, песок, вода, сито, влажные салфетки, ложки или лопатки, формочки для куличей, мешочек с песком, сахарный песок, стаканчики с водой.
Словарная работа: сыпучий, песчинки, опыты, плотный-сырой (влажный).

Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.

Ход НОД:

1.Привлечение внимания детей.

Слышен шум ветра. (аудиозапись). Дети обращают на него внимание.

2.Сюрпризный момент. Педагог вносит «волшебный мешочек».

3. Постановка проблемно - игровой ситуации.

- Ребята, это ветерок. Посмотрите, он принес «волшебный мешочек».

Вы хотите узнать, что в этом волшебном мешочке? А чтобы узнать, что там, вы должны отгадать загадку.

Педагог загадывает загадку:

-В нем дети любят все играть,
Любят строить и копать,
И в ведерко насыпать,
И в куличики играть.
                               (песок).

Давайте проверим. Педагог предлагает детям опустить в мешочек руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются

предположения детей: (сахар, мука, песок, соль и т.д.).

Педагог: а теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.

Дети: в мешочке песок.

Педагог: правильно! Это песок.

А что такое песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём.

Педагог:  Я предлагаю вам отправится в Песочную страну. Там мы узнаем, что же такое песок, каковы его свойства.
Хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
4. Правила обращения с песком.
Педагог: Ребята, в любой стране есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране? (ответы детей сопровождаются картинками «Правила обращения с песком»)
- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Педагог: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. А волшебный ветер покажет нам дорогу. А отправимся мы в путешествие на ковре-самолете. Давайте сядем на ковер и закроем глазки.
- На ковре-самолете мы полетим и в песочную страну попадем.

               (Звук ветра, в этот момент появляется Волшебник).
5. Волшебник: Здравствуйте ребята, вы попали в песочную страну, а я Волшебник Песочной страны.

Хочу вас познакомить с песком и немного с ним поиграть. Вы готовы?

Давайте подойдем к столу. (Подошли к тарелкам с песком)
Волшебник: давайте подойдем к столу. Ну что, вы готовы к знакомству с песком?
Волшебник: Дотроньтесь ладошками до песка, отдадим песку частичку нашего тепла.

Педагог: Ребята, а вы мне скажите какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
Волшебник: А теперь наберите в руки песок и потрите его между ладонями.

Педагог: Что вы чувствуете? Вам приятно? Вы чувствую тепло песка и маленькие крупинки?

Волшебник:  Ой, ручки детей радуются песку!
Волшебник: В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Волшебник из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)

Волшебник: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Педагог: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)
Педагог:  Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.

6. Проведение экспериментов с песком
Волшебник: А сейчас ребята, я хочу чтобы вы с Юлией Александровной,  провели эксперименты с песком. Ну что готовы?

Волшебник: 1 эксперимент. Свойства сухого песка.

Дети насыпают сухой песок через сито. Педагог подводит детей к выводу, песок сыпучий. Насыпают его в форму (формочки), переворачивают: он не сохраняет форму.

Вывод: Сухой песок сыпучий и не может принимать форму.

Волшебник:  2 эксперимент. Свойства мокрого песка.

Льют в сухой песок воду, мешают, пробуют сыпать. Почему не сыпется? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони (сито). А теперь попробуем придать форму мокрому песку.

Вывод: Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выяснили с детьми, что из мокрого песка можно сделать фигурки.

Волшебник: 3 эксперимент. «Разный песок»
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол что вы видите? (Ответы детей). У нас на столе сахарный песок и обычный песок, с которым мы играем на улице.
Я предлагаю насыпать сахарный песок и песок обычный песок в воду и помешать.
Что у нас получилось? (
Ответы детей).
Вывод: сахарный песок растворился в воде, а обычный песок не растворился.

Волшебник: А теперь сделаем выводы.

-Когда песок сухой, он сыпется и не сохраняет форму, песок может быть мокрым, он становится липким и принимает любую форму. Сахарный песок растворяется в воде, а обычный не растворяется.

8. Динамическая пауза
Педагог: Ребята, давайте представим, что мы с вами - песчинки.
Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны .

Волшебник: «Дунул сильный ветерок, натворил переполох,
                     Все песчинки разлетелись,
 
Педагог: Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»

Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды собрались все в кучку.

Молодцы ребята, а теперь -Вокруг себя мы обернемся и в детишек превратимся»

9. Волшебник: Ребята, а я для вас спрятал в песке что-то. Давайте попробуем найти, что спряталось в песке. 

Игра с песком «Найди, что спряталось»
Волшебник и Педагог: Ребята, а что вы нашли в песке?
Ответы детей.
Волшебник и Педагог:  Правильно, молодцы ребята.
А теперь я предлагаю превратиться в художников и на память оставить рисунки о себе.

            Вокруг себя ты обернись и в художника ты превратись.


10. Дидактическая игра «Мы художники» -рисование на песке.

Педагог: Ребята, теперь мы художники и попали в Творческую Мастерскую Волшебника, мы сейчас с вами будем рисовать на песке. Предлагаю с вами нарисуем солнце, ведь осенью его так мало, оно прячется за тучками.

12. Рефлексия.
Педагог: Ребята, посмотрите, какие замечательные рисунки мы сделали своими руками для Волшебника Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо, Волшебнику, что пригласил нас в такую удивительную страну.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком!

Повторяйте все за мной: «Спасибо, милый наш песок, ты нам умнее стать помог. До свидания, Волшебник! До свидания, Песочная страны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОИС по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Путешествие в песочный город».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка №7 г. Курганинска Краснодарского края КонспектОИС по познавательно-исследовательской деятельностиТема: "Путеше...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну» (Речевое развитие)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»

Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми  опытно - зкспериментальной деятельностью....

КОНСПЕКТ занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»

КОНСПЕКТзанятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна» Воспитатели: Залиханова Гулнара Масхутовна          ...