Конспект непосредственно образовательной деятельности "Балалайка -как символ русской культуры."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с русским инструментом Балалайка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
"Балалайка - символ русской культуры"
Образовательная область: ознакомление с окружающим миром.
Разработала и провела : Ямпольская Галина Владимировна.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
п.Восход
2025
Приоритетная образовательная область : ознакомление с окружающим миром.
Возрастная группа: средняя(дети 4-5 лет.)
Цель. Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли
Развивающие задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству
любовь к Родине и чувство уважения к русскому народу.
Методические приемы: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ, показ, рассматривание, объяснение, напоминание, подвижная игра, прослушивание аудиозаписи
Словарная работа: "Балакать", резонаторное отверстие, народный промысел.
Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, беседы с детьми, просмотр презентации «Музыкальные инструменты», рассматривание альбома сюжетных иллюстраций по теме «Русские народные музыкальные инструменты», дидактические игры.
Материалы, оборудование: Музыкальный инструмент балалайка аудиозаписи игра на балалайке.
Ход занятия
1.Вводная часть
Воспитатель:
Отгадайте загадку
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень"да "брень" (Балалайка)
2.Основная часть.
Воспитатель: Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка - русский народный музыкальный инструмент. В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. Давайте его рассмотрим, (показ инструмента)
Балалайка сделана из дерева. Изготавливают ее чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем. Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети: На треугольник
Воспитатель: Значит корпус какой?
Дети: Треугольный
У балалайки треугольный деревянный корпус. На корпусе имеется гриф, на котором располагаются три струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Воспитатель: - А хотите узнать ,чем интересна балалайка? Тогда слушайте
Давным-давно жили бедные люди, их называли крестьяне, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… балалайкой.
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Секреты игры игры на балалайке передавались от отца к сыну. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
(Слушание отрывка игры на балалайке)
Воспитатель: - Понравилась вам музыка? Какая она? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно: веселая, озорная. Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно, это плясовая музыка. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вам немного отдохнем.
Подвижная игра «Весёлая балалайка».
Дети передают балалайку по кругу и говорят слова: «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в весёлый пляс». У кого в руках окажется балалайка после того, как проговорены слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы а теперь, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Какое у вас сейчас настроение? Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет "Насекомые"
Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет. Тема "Насекомые". Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»
конмпект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»
конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности (области «Познание», «Физическая культура и здоровье») в старшей группе
ТЕМА: «Состав числа 7 из двух меньших чисел. Порядковый счет в пределах 10. Дни недели. Форма предметов»по мотивам сказки Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон»...

конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Теремок" ( по математике)
конспект занятия по сюжету русской народной сказки" Теремок" (старшая группа)...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

