Конспект непосредственно образовательной деятельности "Балалайка -как символ русской культуры."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ямпольская Галина Владимировна

Знакомство детей с русским инструментом Балалайка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  

 "Балалайка - символ русской культуры"

Образовательная область: ознакомление с окружающим миром.

Разработала и провела : Ямпольская Галина Владимировна.

Воспитатель высшей квалификационной категории.

п.Восход

2025

 

 Приоритетная образовательная область : ознакомление с окружающим миром.

Возрастная группа: средняя(дети 4-5 лет.) 

Цель.  Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам  русской народной культуры.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.

 

  • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли

 Развивающие задачи:

  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству

любовь к Родине и чувство уважения к русскому народу.

Методические приемы: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ, показ, рассматривание, объяснение, напоминание, подвижная игра, прослушивание аудиозаписи

 Словарная работа: "Балакать", резонаторное отверстие, народный промысел.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, беседы с детьми, просмотр презентации «Музыкальные инструменты», рассматривание альбома сюжетных иллюстраций по теме «Русские народные музыкальные инструменты», дидактические игры.

Материалы, оборудование: Музыкальный инструмент балалайка аудиозаписи игра на балалайке.

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель:

Отгадайте загадку

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень"да "брень" (Балалайка)

2.Основная часть.

Воспитатель: Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка - русский народный музыкальный инструмент. В современном виде  балалайка стала  музыкальным символом нашей России. Давайте его  рассмотрим, (показ инструмента)

Балалайка сделана из дерева. Изготавливают ее чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют  специальным клеем. Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?

Дети: На треугольник

Воспитатель: Значит корпус какой?

Дети: Треугольный

У балалайки треугольный деревянный корпус. На корпусе имеется гриф, на котором располагаются  три струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Воспитатель: - А хотите узнать ,чем интересна балалайка? Тогда слушайте

Давным-давно жили бедные люди, их называли  крестьяне, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… балалайкой.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Секреты игры игры на балалайке передавались от отца к сыну. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.

(Слушание  отрывка  игры на балалайке)

Воспитатель: -  Понравилась вам музыка? Какая она? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно: веселая, озорная. Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)

Воспитатель: - Верно, это плясовая музыка. Под балалайку люди плясали и  пели. Давайте и мы с вам немного отдохнем.

Подвижная игра «Весёлая балалайка».

 Дети передают балалайку по кругу и говорят слова: «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в весёлый пляс». У кого в руках окажется балалайка после того, как проговорены слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы а теперь, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Какое у вас сейчас настроение? Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет "Насекомые"

Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет. Тема "Насекомые". Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»

конмпект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»

конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности (области «Познание», «Физическая культура и здоровье») в старшей группе

ТЕМА: «Состав числа 7 из двух меньших чисел. Порядковый счет в пределах 10. Дни недели. Форма предметов»по мотивам сказки Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон»...

конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Теремок" ( по математике)

конспект занятия по сюжету русской народной сказки" Теремок" (старшая группа)...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...