Конспект занятия "Осенний листочек"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Саяхова Елена Владимировна

Конспект занятия ФКЦМ интегрированное «Осенний листочек» старшая группа

Цель: включить детей в исследовательскую деятельность, вызывать интерес, дать возможность проявить самостоятельность мышления.

Задачи: - формирование начальных предпосылок познавательной деятельности при ознакомлении со строением листа посредством специально организованной исследовательской деятельности;

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, способности сравнивать, высказывать свои мысли, суждения;

- воспитание познавательного интереса, умения видеть удивительное в окружающем мире.

Ход занятия

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и скрестить)

Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)

Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)

Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)

Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)

Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)

Воспитатель: -А теперь отгадайте загадку?

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Воспит. В какое время года бывает листопад? (Осенью).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.

Воспит. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспит.  Знаете ли вы приметы осени? (Дружный листопад-к суровой зиме; Выпавший рано снег-к ранней весне; Низкий полет птиц-к холодам; Поздний отлет птиц-к мягкой зиме и поздней осени; Появление комаров поздней осенью-к теплой зиме; Много паутины-к суровой зиме).

Воспит. У меня на столе разложены картинки, каждый из вас возьмёт одну, назовет признак осени и приклеит картинку на доску. (становится холоднее; дни короче, солнце светит не так ярко; листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают; птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме).

Воспит. Ребята, мы не только все вместе вспомнили приметы осени, но и изобразили осеннюю картину. Нравится вам картина?(Да)

Воспит. Ой, смотрите какая то интересная коробочка. Давайте заглянем?

Воспитатель: Он с весны висел на ветке,

Был зеленый-пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел.

Дети: Это листок.

Воспит. Угадали!

Воспит. А с какого дерева листочек, кто знает?

Воспит. Давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок? (прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес).

Воспит. Я тоже думаю, что это ветерок принес нам осенний подарок и прошелестел: «листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного».

Воспит. Ребята, здесь еще что-то есть, посмотрите. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к лодке, к перышку, разбитому яйцу)

Воспит. Что бы это значило? Загадка? Отгадаем?

Воспит. В этом нам поможет наша не скучная лаборатория.

Воспит. Давайте наденем белые халаты и подойдем к столу. Возьмите палочку с сухими листиками высоко поднимите над головой, а затем и подуйте на нее.

Воспит. Что делают ваши листочки? кружатся, летят.

Воспит. Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Воспит. Возьмите лист и положите в лоток с водой, а затем и камушек опустите в воду. Что произошло? (Лист остался на поверхности, а камушек утонул).

Воспит. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

Воспит. Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло? (разрушится, превратится в мелкие частицы и пыль).

Воспит. Ну, а теперь отгадаем загадку и получим разгадку.

- И так наш листок как птица, что делает? летит

- Наш листок как лодка, что делает? плывет

- Наш листок как перо, какой он? легкий

-Наш листок как яйцо, какой он? хрупкий

- Молодцы! Отгадали загадку.

Воспитатель: Правда листочек наш не так прост, как казалось.

- А кто знает, где живут осенние листочки? На земле

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: - А вам интересно узнать, как устроен лист?

Воспит. Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительными приборами – лупой. Лист, состоит из пластинки и черешка.

Воспит. Рассмотрим через лупу сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Воспит. Теперь верхнюю поверхность пластинки листа. Видите, жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Воспит. Что мы с вами увидели? (Тонкие трубочки, жилки)

Воспит. Что есть у листа? (Пластинка и черешок).

Воспит.  А кто знает почему осенью листья изменяют цвет?

Воспит. Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Воспитатель: - Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

Воспит. Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет, а вырабатывать его листочкам помогает солнышко.

Воспит.  Когда наступает осень и дни становятся короче и прохладнее, меньше солнечного света попадает на листочки. Зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

- Поэтому на деревьях осенью листья какие? (Желтые, красные).

Воспитатель: - Скоро наступит зима и яркие листочки засыплет снегом, жалко.

- Хотите их оставить на память об осени? (Да)

 Я предлагаю вам их нарисовать. Нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж». Нужно взять листок, положить его под чистый лист бумаги, и восковым мелком (без обертки) будем совершать штрихующие движения по всей поверхности, путем натирания, пока не проступит рисунок.

- На что похожи листочки? На деревья.

- У нас с вам получился целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья. И в этом нам помог обыкновенный листочек, случайно залетевший к нам в группу.

Итог

Что вам понравилось больше всего?

Что мы с вами делали с листочком? (Дули, опускали в воду, легкий, находили зеленное вещество-хлорофилл)

А как мы с вами рисовали? (путем натирания листьев)

Что у нас получилось в конце? (Осенний лес из листьев)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в группе раннего возраста "Осенние листочки""

Конспкт занятия для детей  1-2 лет по физической культуре с использованием нетрадиционного материала....

Конспекты Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе по теме «Желтые листочки».

Задачи приоритетной образовательной области: ·       «Художественно-эстетическое развитие»: развитие интереса к рисованию пальчиками и ручками;·...

Выставка-конкурс поделок из бумаги «Раз листочек, два листочек – будет дерево» в рамках работы мини-музея «Бумажные истории»

С 1 сентября по 15 октября 2018 года в рамках деятельности мини-музея «Бумажные истории» в нашем детском саду проводился конкурс поделок из бумаги «Раз листочек, два листочек &ndash...

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х лет

Занятие по восприятию художественной литературы «Чтение потешки «Листочки, листочки по ветру летят» для детей 2–3 х летПодготовила и провела воспитатель Агафонова Нат...

Конспект «Осенний листочек»

Конспект «Осенний листочек»Интеграция  образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитиеПрограммное содержание:- закреплять...

Во время прогулки «Клён» пригласил детей к себе на именины. «Дорогие ребята! Я рад, что вы ко мне пришли. Я вас так ждал, так ветками качал, листочками шелестел, чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои

Дети сидят на стульчиках.Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить про безопасность. Как следует вести себя, когда дома остаешься один?Воспитатель показывает картинки про безопасность.Восп...