Знакомство с комнатными растениями
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

  • Познавательное развитие: формирование представлений о комнатных растениях как живых организмах.
  • Речевое развитие: обогащение словаря, развитие диалогической речи.
  • Социально-коммуникативное развитие: воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков ухода.
  • Художественно-эстетическое развитие: восприятие красоты растений.
  • Физическое развитие: двигательная активность во время физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_komnatnymi_rasteniyami.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с комнатными растениями

  • Познавательное развитие: формирование представлений о комнатных растениях как живых организмах.
  • Речевое развитие: обогащение словаря, развитие диалогической речи.
  • Социально-коммуникативное развитие: воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков ухода.
  • Художественно-эстетическое развитие: восприятие красоты растений.
  • Физическое развитие: двигательная активность во время физкультминутки.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с 3-4 комнатными растениями (например, герань, фикус, фиалка, хлорофитум). Закрепить знания об их строении (корень, стебель, лист, цветок) и о том, что они — живые существа.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, зрительное восприятие, связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с заботой.

Материалы и оборудование:

  • Живые комнатные растения (3-4 вида).
  • Инвентарь для ухода: лейка с водой, палочки для рыхления, кисточки, влажные салфетки, пульверизатор, фартуки.
  • Дидактические картинки со схемой строения растения.
  • Игрушка-гость (например, кукла или сказочный персонаж).
  • Аудиозапись спокойной музыки (например, «Вальс цветов» Чайковского).

Предварительная работа: наблюдение за растениями в уголке природы, беседы о их пользе.

📝 Ход занятия (примерная длительность 20-25 минут)

1. Организационный момент (2-3 минуты)

  • Воспитатель собирает детей вокруг себя. Звучит спокойная музыка.
  • Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный уголок, где живут наши зеленые друзья. А кто они, вы узнаете, отгадав загадку: "Воздух очищают, создают уют, на окнах зеленеют и круглый год цветут" (комнатные растения)».

2. Основная часть (15-17 минут)

  • Беседа и знакомство с растениями.
    Воспитатель подводит детей к столу с растениями.
  • «Почему их называют комнатными?» (Потому что растут в комнате, в помещении).
  • «Как вы думаете, для чего они нужны?» (Для красоты, создают уют, очищают воздух).
  • Знакомство с названиями: воспитатель показывает и называет растения, обращая внимание на отличительные признаки (форма, цвет и фактура листьев). Можно использовать для наглядности таблицу.

Название растения

Отличительные признаки (для рассказа детям)

Герань (пеларгония)

Листья округлые, с характерной каймой. Цветы яркие, собраны в зонтики. Любит солнце.

Фикус

Крупные, плотные, глянцевые листья. Похож на маленькое деревце. Очищает воздух.

Фиалка (сенполия)

Небольшие, бархатистые листья, собранные в розетку. Цветы нежные, разных оттенков. Листья нельзя мочить.

Хлорофитум

Длинные, узкие, изогнутые листья с белой полосой. «Детки» растут на длинных стрелках. Очень хорошо очищает воздух.

  • Рассматривание строения растения.
    Воспитатель показывает на схеме или на реальном растении его основные части: корень (в земле), стебель, лист, цветок. Объясняет, что корень пьет воду, а листья помогают дышать.
  • Воспитатель: «Растения, как и мы, живые. Им нужны наша забота и уход. Что же нужно, чтобы растение росло?» (Земля, вода, свет, тепло).
  • Физкультминутка «Цветы» (2-3 минуты).
    Выросли в саду цветы, (Дети медленно встают из сидячего положения)
    К солнцу потянулись ты. (Потягиваются, поднимая руки вверх)
    Ветерок, подуй слегка, (Качают руками над головой)
    Покачай-ка лепестки. (Плавные наклоны в стороны)
    Вот проснулся утром сад, (Поворачиваются вокруг себя)
    Каждый цветочку очень рад! (Улыбаются друг другу)
  • Игровая ситуация «Поможем гостю» (или «Волшебная коробочка»).
    В гости приходит игрушка (например, кукла Маша), которая не знает, как ухаживать за растениями. Дети вместе с воспитателем рассматривают инструменты для ухода (лейка, кисточка и т.д.) и объясняют, для чего каждый нужен. Можно предложить детям надеть фартуки и под наблюдением взрослого выполнить простые действия: аккуратно протереть лист фикуса или смахнуть пыль с фиалки кисточкой.

3. Заключительная часть (3-5 минут)

  • Итог занятия.
    Воспитатель задает вопросы для закрепления: «Кто был у нас в гостях?», «О ком мы сегодня говорили?», «Какие растения запомнили?», «Как нужно ухаживать за цветами?».
  • Рефлексия.
    «Что вам понравилось больше всего?», «Как вы думаете, наши зеленые друзья теперь будут чувствовать себя?».
  • Воспитатель хвалит детей: «Вы сегодня были настоящими помощниками! Теперь наши растения будут чистыми, здоровыми и еще красивее!».

🎯 Рекомендации по проведению

Для закрепления темы в последующие дни вы можете провести дидактические игры, например, «Найди растение по описанию» или «Что изменилось?».

Если вас интересуют конкретные дидактические игры или конспекты занятий по уходу за определенным растением (например, только за фиалкой), уточните, и я помогу найти дополнительную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями»

Конспект НОД, направленной на  развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию и экспериментированию ...

ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ. «Комнатный виноград»

Педагогические задачи:Образовательные: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и уходом за ними. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида о...

учебно-методическое пособие "Знакомство с комнатными растениями" (презентация)

В презентации содержится красочный иллюстративный материал, стихи о растениях, а так же  интересные факты из жизни растений.Материал может использоваться воспитателями для занятий....

знакомство с комнатным растением бальзамином

конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста по окружающему миру...

Комплексное занятие. Тема: «Знакомство с комнатными растениями».

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром  в первой младшей группе....

Конспект занятия по ФКЦМ "Знакомство с комнатными растениями"

В  данном конспекте дети знакомятся в растениями,которые находятся в группе. Учатся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить почву, опрыскивать листики...