Проект "Азбука безопасности"
проект по обж (старшая группа)

Проект "Азбука безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_bezopasn._st_gr_1.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Василек»

Проект «Азбука безопасности».

Старшая группа.

                                                   Выполнила: воспитатель

                                                            Николаева Ольга Геннадьевна

2022 год

https://1.bp.blogspot.com/-Hxg9j8cOLkE/XaLXS5ziy9I/AAAAAAAAA1E/Ruc4xX1xmSQ2NMKwph482gBQ6LY8lcR2QCLcBGAsYHQ/s1600/Page2-315x172.jpg

                                                                             

Пояснительная записка.

     Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

   Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность.

      Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности.      Проблема  безопасности жизни детей очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Гипотеза.

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному

поведению на улице, во время пожара, оказавшимся одним дома, в лесу, на

солнце и воде, изучили специальную методическую литературу. Мы считаем, что познавательный  проект «Азбука безопасности» поможет системно и последовательно повысить результативность обучения детей правилам безопасности. Безопасность напрямую зависит от тех игр , в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Проблема.

       Современная жизнь связана с необходимостью обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

       Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный.

По времени проведения (срок реализации): краткосрочный (сентябрь 2022г.)

Участники: дети, родители,  педагоги.

Планируемые результаты реализации проекта: 

- Сформированы представления о способах безопасного поведения в бытуна улице, в природе.

- Дети знают номера телефонов экстренных служб.

Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.

- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.

- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.

Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.

У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

Цель:

- Углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

-Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

-Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;

- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.

- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.

-Познакомить с телефонами экстренных служб.

Развивающие: 

- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

- Развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации.

- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.

- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

 - Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.

- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.

Методы реализации проекта:

-Познавательное развитие (ознакомление с правилами  ПДД, при пожаре и

других опасных ситуациях),

-речевое развитие,

-социально-коммуникативное развитие(социализация окружающего пространства),

-художественно-эстетическое развитие ( ручной труд, изо),

-физическое развитие.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Уголок « Безопасности»;

-Спортивный уголок в группе;

-Дидактические игры, настольно-печатные игры;

-Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр  «Больница», «Шофёр», «Пожарный»

-Центр литературы: произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей.

-Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

Работа с родителями

-Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка безопасности в группе.

-Составление детьми с родителями безопасного маршрута от дома до

детского сада.

-Изготовление книжек малышек по безопасности.

-Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр

-Участие в мероприятиях проводимых в группе по

безопасности детей в различных ситуациях.

Этапы работы  над проектом и содержание

I этап.  Подготовительный

 Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.

Разработка проекта.

- Заинтересовать участников изучением данной темы;

- Изучить методическую и научно-популярную литературу;

- Составить план работы (занятий, мероприятий);

- Создать  условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.

-Подбор материала по правилам дорожного движения, правилам поведения

при пожаре, один дома, на солнце, воде, лесу.

-Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, во время

пожаров, на солнце, воде, лесу.

- Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор»,

«Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три

чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой... »,

«Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы... », Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения»,"Кошкин дом", "Пожарный"

и т. д.

-Составление презентаций, интерактивных игр, изготовление дидактических

игр по ПДД, при пожаре, на солнце и воде: «Дорожные знаки», «Светофор»,

"Мы пожарные", "Спасатель".

-Использование игр: Дидактических: «Подумай –отгадай», «Красный –

зеленый», «Какой это знак? », «Кто больше знает? », «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни» и т. д.

Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили»,

 «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» , "Внимание пожар", "Помоги

утопающему", "Окажи первую медицинскую помощь"и т. д.

- Разбор дорожно-транспортных ситуаций, ситуаций при пожаре, в лесу, на

солнце, воде, в общении с незнакомыми людьми

II этап.  Практический (основной) 

Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Первая неделя.

Тема: «Безопасность в быту».

- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева и другие. 

Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.

- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности». 

Задачи: введение детей в тему проекта.

- Пальчиковая гимнастика «Ножницы». 

Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят».

- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»

Вторая неделя.

Тема: «Пожарная безопасность».

-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница» ,Б. Жидков «Пожар» Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»

-Беседа «Как происходят пожары»«Спички - не игра, огонь - не забава»

- Пальчиковая гимнастика « Если же стряслась беда…»«На дворе растет трава» «Свеча». Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»,

«Доскажи словечко» (Буриме). Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.

- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»

- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».

- Самостоятельные сюжетные игры

- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других). Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.

- Рисование «Отважные пожарные». Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.

- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».

- Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Задачи: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.

Третья неделя.

Тема: «Безопасность в природе».

- Беседа «Где в природе прячутся опасности?». 

Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»

 Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И.А. Лыковой и др.

- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко».

 Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.

- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу». 

Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.

- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке».

Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.

- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».

 Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.

- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.

- Выполнение поделок из пластилина и бросового материала дома с родителями «Пластилиновая осень».

Четвертая неделя.

Тема: « Безопасность на улице».

- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».

- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».

- Пальчиковая гимнастика « У собачки острый носик…».

 Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Рисование «Уличные опасности».

- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».

-Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

-Беседа «Внешность человека может быть обманчива», «Люди знакомые и незнакомые»

-Игровое упражнение «Что делать, если ты потерялся»

-«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

-Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о глупом мышонке»

-Игра для закрепления понятий «Свой, чужой, знакомый».

 Пятая неделя.

Тема: «Дорожная безопасность».

- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».

Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…»«Я построю самолет», «У него два колеса…» .  

Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Чтение. С.Михалков «Дядя Степа», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо».

 Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речь детей.

- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».

 Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.

- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт). 

Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.

- Подвижная игра

«Красный, желтый, зеленый" , «Светофор». 

Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.

 «Будь внимателен!» 

Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.

- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».

-Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад». 

Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.

- Дидактическая игра «Подбери знак».

 Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».

-Встреча с инспектором ГИБДД Липовой Еленой Викторовной

-Участие в городском конкурсе рисунков «Лаборатория ПДД»

III этап.  Заключительный

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта. Подведение итогов и презентация проекта.

ВЫВОД :

Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...