ПРОЕКТ «Безопасность детей в природе»
проект по обж (старшая группа)

Неверова Светлана Павловна
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, воспитатели, родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnost_v_prirode_-_kopiya.docx52.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «Безопасность детей в природе»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  Неверова Светлана Павловна.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, воспитатели, родители

ВРЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети  5-6 лет

ТИП ПРОЕКТА: познавательно - информационный, творческий, групповой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный, сентябрь-май (2020-2021)

Актуальность проекта:

        Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

        Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы помочь детям сознательно и ответственно подойти к отношению личной безопасности в природе.    Рассматривая с детьми иллюстрации о красоте природы, мы невольно затронули вопросы о том, как сохранить эту красоту? Как мы ведем себя в природе? Умеем ли мы природу защищать? Знаем ли мы правила по основам безопасного поведения в природе? И поступаем так, как требуют обстоятельства?

        Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки.  О которых, они сами и поведали нам при беседе, поэтому,  мы решили вспомнить все те правила, которые помогут нам, и детям и взрослым, правильно и бережно относится к природе. Ведь даже взрослые, отдыхая на природе без зазрения чаще всего при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем и надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа.

          Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Цель проекта:  Создание условий для формирования у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения посредством различных видов деятельности.

Задачи проекта:

Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, бережному отношению ко всему живому).

-Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;

- Развивать познавательный интерес к миру природы;

- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;

- Воспитывать экологическую культуру,

  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения

за окружающей природой;

  • Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать

на вопросы, вести диалог.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: викторина: «Мы - друзья природы».

Ожидаемый результат: 

У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.

Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности.

Дошкольники научатся бережно относиться к природе.

Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.

Проект  включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Диагностический.

Задачи:

  •  Выявить уровень знаний детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения  в природе.
  • Формировать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
  • Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе

Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

Разработка циклов ООД.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

Подготовка консультаций, бесед.

Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2 этап Основной

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Безопасность в природе» 

Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей в природе.

Рассматривание «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе); демонстрационных картинок «Правила безопасности для детей»;

рассматривание плакатов, карточек  «Природа родного края».

Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Кого мы можем встретить в лесу», «Зачем знать правила поведения в природе», «Правила поведения в общении с животными», «Для чего нужны растения», «Опасные насекомые», «Не играй с бродячими животными»,  «Как

вести себя в жару на участке?»,  «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»,  «Насекомые - польза и вред», «Ядовитые грибы и ягоды».

Цикл наблюдений:

- Наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы.

-за красотой и богатством природы родного края;

-за цветником в детском саду;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:  К речке, «Улицы нашего поселка» , «Деревья, кустарники и цветы нашего детского сада».

Цель: Создание условий для развития у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа: «Природа – наш друг?»; «Почему радуются и грустят растения, животные, насекомые и птицы?»; «Почему благодарит и сердится природа?».

Цель: Создание условия для систематизации представлений у детей правил безопасного поведения в природе.

Речевое развитие

ООД «Эти удивительные насекомые» 

Цель: Создание условий для систематизации знания детей о насекомых, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Заучивание стихотворений:

«Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес»

С. Погорельского.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»; «Как мы отдыхали летом на реке»,

«Что я видел в лесу?», «Растения лекари – какие они?».

Рассматривание иллюстраций по безопасности, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

«Можно – нельзя»,

«Мы в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Будь внимательным»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Н. Сладков «Белкин мухомор»,

Е. Чарушин «Волчишко»;

Сладков И. «По грибы»,

Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка», «Волшебный ворон»,

Т.А. Шорыгина  «Зеленые сказки» - Родник, Дождевой червяк, Крылатые помощники и др.

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»,

Л.Толстой «Два товарища».

Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»;

сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»

Белых С. «Спор деревьев»;

Сказки Т.Шорыгиной  «Советы лесной мышки». 

Пословицы и поговорки о природе

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Лекарственные и ядовитые растения» 

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний об ядовитых и лекарственных растениях, их пользе и вреде.

Сюжетно-ролевые игры:  «Семейная прогулка в лес», «Первая помощь при отравлениях», «Прогулка в осенний лес», «Будем дружно жить!».

Игровые ситуации:  «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «В гостях у Лесовичка»

Дидактические игры:

«Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери грибы в корзину», «Верно - не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», « Назови ягоды», «Отбери съедобные грибы в корзинку», «Объясни, что здесь не так…», «Лекарственные травы», «Правильно - неправильно поступают дети».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм; выявление уровня отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.

Игры-драматизации:  «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», «зоологическое лото», «Времена года», «Классификация предметов»

Художественно -эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Ветка яблони»

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.

ООД (Лепка) «Грибы» 

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о грибах, развитие умения передавать более точную форму ножки и шляпки.

Рассматривание:

Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой».

Иллюстрации по теме: «Безопасность в природе».

Раскраски на тему «Природа» и «Безопасность детей в природе».

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь».

Музыкальные игры:

«Ворон», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Физическое развитие

Подвижные игры:«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Садовник»;

«Птички в гнёздышках»;

«У медведя во бору».

Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:«Медведь», «Вместе по лесу идём», «Грибы», «Вышел дождик погулять».

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом», «Лягушки», «Хитрый ёжик»,

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Трудовая деятельность: «Чистый участок»

Цель: Создать условия для привлечения внимания детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории.

Трудовая деятельность: «Растут цветы для красоты».

Цель: Создать условия для привлечения детей и взрослых к проблеме ухаживания за цветниками.

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы.

«Уход за растениями»,

Цель: Создание условий для выявления умений у детей осуществления ухода за объектами живой природы и навыков созидательного отношения к ней.

Беседа: «Экологическая азбука»;

«В мире насекомых и животных».

Цель: Создание условий для формирования у детей творческо – поисковой деятельности. Приобщение к совместной деятельности детей и взрослых.

Работа с родителями:

Папка передвижка «Безопасности в природных условиях»,  «Солнечный удар»

 «Безопасность около водоёма», «Опасные насекомые»

Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе»  

 Участие в выставке поделок из природного материала «Волшебный сундучок».

3  этап Заключительный - проведение викторины «Мы - друзья природы»

- анализ результатов проекта.

Список литературы:

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.» - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2005.

Шорыгина Т.А. « Беседы об основах безопасности с детьми 5-7 лет», - Творческий центр « Сфера», Москва, 2008

Шорыгина Т.А., «Зеленые сказки» экология для малышей. Москва, Прометей; Книголюб, 2002.

Художественная литература

к проекту «Безопасность дошкольников в природе»

«Советы лесной мышки»       Т.Шорыгина

       Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.

— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.

  • Какой совет вы могли бы дать девочке?

Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, — услышала Настя чей-то тонкий голосок.

-Ой, кто это? — удивилась Настенька.

      Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.

       Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными, розовыми ушками.

Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! — обрадовалась Настя.

Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.

Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.

Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.

-Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить. Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка.

-Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.

-Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.

-Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них. Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.

-Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.

Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.

-Что это за ягоды? — спросила Настя у мышки. Это семена ландыша.

-Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики... Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!

      Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню. А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.

    Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.

Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.

А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви! Хорошо, не буду.

А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?

Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.

Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.

Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.

Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.

Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?

Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.

Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

  • Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?

    А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.

Мне бабушка рассказывали, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.

    Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.

    Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка. Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

  • ВОПРОСЫГде Настя гостила летом?, Куда пошла Настя?, Кого встретила девочка по дороге в лес?, О чем рассказала ей лесная мышка?, Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша вороньего глаза? Как они выглядят?, Какие съедобные ягоды вы знаете?, Расскажите, как он выглядят. Какие ядовитые грибы вы знаете? ,Расскажите, как он выглядят. Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

«Зеленая бумага»       Т.Шорыгина

Жил-был на свете мальчик — Вова Переделкин. Однажды в солнечный летний день Вове нечего было делать, и он сидел на скамейке в парке, покачивая ногами и глядя по сторонам. Ярко светило солнце, и мальчик достал лупу и стал выжигать на дереве надпись «Здесь был Вова». Дуб, на котором Вова решил увековечить свое имя, был высоким и могучим. Когда мальчик старательно выводил слово «был»; мимо проходил волшебник. Он выглядел как обычный человек, только на голове у него была шляпа с пером, а в руках — необычная, с металлическим отливом, трость. Волшебник посмотрел на Вову, покачал головой, глубоко и грустно вздохнул и взмахнул тростью. Та описала в воздухе дугу, разбрасывая вокруг себя маленькие звездочки, на секунду застыла, осветилась волшебным светом. И... пропала вместе с волшебником.

Вова вывел последнюю букву «а» и отошел, чтобы полюбоваться своей работой. И вдруг!.. Дерево прямо на глазах стало оживать. Сначала закачалась крона и листики начали перешептываться между собой. Потом у них появились маленькие глаза, которые изумленно смотрели на Вову. И Вова смотрел на них и не верил сам себе. Он похлопал глазами, огляделся вокруг — никого не было, все как будто застыло. Потом у дерева появился рот, выросли руки — дуб на глазах превращался в человека!

Вова опешил и медленно-медленно опустился на скамейку, стоявшую неподалеку. Почти механически он достал жевательную резинку, положил ее в рот, скомкал обертку и бросил ее на землю, потом пожевал и выплюнул жвачку. За это время дуб полностью превратился в человека. Человек был в зеленом костюме, и на груди надпись: «Здесь был Вова». Человек посмотрел себе на грудь и грустно сказал: «Вот видишь, ты испортил мне одежду. Что я теперь буду делать? За что ты меня так обидел?» Вове стало стыдно, и он дал себе слово, что никогда больше не будет портить деревья.

Мальчик подошел к человеку и сказал: «Прости меня, я больше так никогда не буду». Человек обрадовался: «Я верю тебе. Давай познакомимся — меня зовут Зеленый. Я заметил, что ты бросил бумажку из-под жвачки прямо на землю, мимо урны, а ты знаешь, что любая бумага делается из таких же деревьев, как и я?»

«Нет, — ответил Вова. — Расскажи мне об этом, пожалуйста».

Зеленый хлопнул два раза в ладоши, три раза топнул, и они перенеслись в дремучий лес, где стояло много могучих елей, сосен и задумчивых берез.

«Вот, смотри: это лес. Здесь растут деревья, они растут много лет, прежде чем стать такими большими, с раскидистой кроной и могучим стволом. Из них делают бревна — это те же деревья, только без кроны. Смотри, что будет дальше...».

Зеленый хлопнул в ладоши, топнул ногой, и они очутились на фабрике, где делают бумагу. Фабрика работала: крутились огромные цилиндры, в воздухе стоял запах древесины, было очень шумно. Зеленому пришлось говорить Вове прямо в ухо, чтобы тот услышал: «Смотри, бревна поступают сюда, на фабрику, здесь их перерабатывают в стружку, потом подвергают химической обработке, а затем делают огромные рулоны бумаги. Бумага нужна везде. Из нее получаются и обертки для жевательных резинок, и стаканчики для мороженого, и альбомы, в которых ты рисуешь, и тетради, в которых ты пишешь, и книги, которые ты читаешь».

Зеленый хлопнул, топнул, и шум сразу умолк — они очутились в старом парке, около той самой скамейки, где Вова бросил бумажку. Мальчик увидел ее, быстро подбежал, поднял и бросил в урну.

«Вот! — радостно сказал Зеленый. — Теперь я знаю, что ты понял, как долог путь от дерева к бумаге, сколько нужно времени и труда многих людей для этого, а еще ты понял, что нельзя сорить. Использованную бумагу надо бросать в урну или складывать и сдавать в макулатуру, из которой делают новые тетради и книги. А теперь прощай, мне пора возвращаться».

«А что делать с этим?» — Вова показал на надпись «Здесь был Вова».

«Добрый волшебник залечит эту рану, — сказал Зеленый. — Но знай, что делать так нельзя, потому что мне очень больно. Прощай!».

«До свидания!», — ответил Вова и радостно побежал домой.

Во дворе он собрал все бумажки, которые были на газонах и улице, и выбросил их в урну. Стало не только чисто на улице, но и радостно на душе, оттого что будет срублено меньше деревьев, и в лесу станет веселее из-за весеннего шума деревьев, и много- много птиц совьют себе в них гнезда, будут радовать своим пением.

Дома Вова нарисовал весь путь листа бумаги — от дерева до книги. И вы нарисуйте дома такую же картинку и запомните этот путь.

Расскажите родителям, что, по-вашему, хорошего и что плохого сделал Вова Переделкин. Можно ли вырезать надписи на деревьях, разбрасывать бумажки на улице. Вова это понял, а вы?

«Прогулка в лес, или мамины уроки»       Т.Шорыгина

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

  • Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

  • Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник — живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!
  • Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может, сломать его!
  • Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?
  • Шмель цветок не сломает! — возразила Ангелина, — Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, — большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.
  • Ладно, — согласился Паша, — не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять. Пусть себе мед собирают!
  • Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! — воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. — Можно я нарву букет?
  • Можно ли рвать в лесу цветы?
  • Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.
  • Это тоже цветок? — спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.
  • Это летающий цветок! — удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.
  • Это не цветок, а бабочка! — объяснила мама.
  • Давай ее поймаем, — предложил Паша сестре.
  • Давай! — обрадовалась Даша.
  • Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

  • Не нужно обижать бабочек и стрекоз, — покачала головой Ангелина. — Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.
  • Что это за куча такая? — удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.
  • Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! — решительно заявил Паша.

Медвежонок поднял шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

  • Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи.
  • Вам хотелось бы, что бы кто-то сломал ваш дом? — спросила медвежат мама.
  • Конечно нет! — дружно закричали Даша и Патна.
  • Тогда и вы берегите чужие дома, — сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука- короеда.

  • Муравьи — очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жучков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, — объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывала малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

  • Запомните что лес — это родной дом. Он пас поит, кормит и приют нам дает!

    Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

«Золотая рыбка»       Т.Шорыгина

Вечером Ваня слышал, как старший брат учил стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:

Солнца луч по грядкам бродит

Между стебельков.

Накопаю в огороде

Утром червяков.

Я к реке сбегу с пригорка,

Удочку заброшу.

Рыбы наловлю ведерко,

Если клев хороший.

Дремлет в розовом тумане

Сонная река, и расходится кругами

Зыбь от поплавка.

  • Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в огороде червяков, позову Петю и Сережу, — раздумывал Ванюша.

   Он сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки, приготовил удочку и ведерко для рыбы.

   Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.

  • Погода подходящая. Клев будет хорошим, — решил мальчик и побежал к реке.

   Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов. Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные тяжелые капли застучали по воде, выбивая на ее поверхности круглые «блюдечки». Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся.

Мальчик схватился за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув золотой чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.

   Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! — восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу- рыбку. — А я и не знал, что такие рыбки водятся в нашей речушке, думал — они только в сказках бывают.

   Но самое удивительное было то, что голову рыбки украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками. Этоне просто рыбка, это настоящая речная Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, — решил мальчуган.В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:

  • Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!

   Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.

  • Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В трудную минуту и я тебе помогу, — сказала на прощание рыбка и скрылась в речной глубине.
  • Кря-кря-кря! — вдруг громко закрякала серая уточка, выплывая со своим выводком из густых зарослей зеленых трав.

   Она стала кивать Ване головой, будто кланялась ему. Мол, молодец, что отпустил на волю золотую рыбку.

  • Может быть, все это приснилось мне? — подумал мальчик и огляделся по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листиках и травинках, а в небе над рекой заиграла радуга.
  • Вань, много рыбы наловил? — услышал он голос Сережи.
  • А мы проспали, поэтому и опоздали, — стал оправдываться Петя.
  • Да нет, ни одной не поймал, — ответил друзьям Ваня. Рассказывать про золотую рыбку он не стал.
  • Как вы думаете, почему Ваня не рассказал друзьям о встрече с золотой рыбкой?

Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы.

     Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.

  • Ух, как жарко, — заметил Сережа, вытирая пот со лба.
  • Может, искупаемся? — спросил Петя.
  • Я согласен, — ответил Ваня. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. — Теплая водичка. Давайте разденемся и поплаваем.

Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой рыбки:

  • Ванюша, здесь дно плохое — вязкое, илистое, а на дне осколки острые и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться.
  • Спасибо, золотая рыбка, — прошептал Ваня и, обращаясь к ребятам, сказал: — Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для купания.

Друзья взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега и указывала мальчику дорогу.

Скоро ребята оказались на песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.

  • Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложил Сережа.

Ваня посмотрел на золотую рыбку. И услышал ее слова:

  • Здесь безопасно. Купайтесь, ребята. Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!

Ваня, Ванечка! — окликнул мальчика знакомый голос Он обернулся и увидел бабушку.

  • А я уже тревожиться стала и пошла тебя искать, — объяснила бабушка.
  • Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко!
  • Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, — сказала бабушка. — Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? — спросила она ребят.
  • Конечно, умеем, — хором ответили мальчики.
  • Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки, за ноги друг друга не хватайте!
  • Ладно, бабуль, не будем, —пообещал Ваня. И ребята побежали купаться.
  • ВОПРОСЫ

Куда отправился Ваня на рассвете?

Кого он поймал?

Что сказала мальчику золотая рыбка?

Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?

Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка?

Кто присматривал за ребятами во время купания?

Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?

Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, за руки?

Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

Как вы думаете, какие советы могла бы дать Ване золотая рыбка?

Стихи по обучению детей       безопасному поведению в природе      Бурдина С.В

 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ

Мы попросить хотим ребят

Не трогать маленьких зверят

И в руки никогда не брать —

Их мать примчится защищать.

Пока еще малы они,

Их мама стережет все дни.

                     * * *

Без взрослых с огнем развлекаться опасно —

Окончиться может забава ужасно:

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться...

Пожары лесные — большая беда:

Погибнут деревья и звери, и птицы...

* * *

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

На самодельном плоту по воде

Едут мальчишки вдогонку мечте.

Трое матросов, один капитан

Мчатся на поиски сказочных стран...

Только разъехались бревна в плоту —

И не догнали мальчишки мечту...

Очень опасно с рекою шутить

И на плоту за мечтою поплыть.

                      * * *

Весело качаться детям на волнах,

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Может прохудиться круг или матрас ...

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко-

Так что не советуем плавать далеко!

               

* * *

Пляж буйками окружен

От судов, коряг и волн.

Значит, можно здесь купаться,

Ничего не опасаться.

Веселитесь, как хотите,

Но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять,

За буйки не заплывать!

                   * * *

Зима! Скорее на коньки!

Какие славные деньки!

Но входить на лед нельзя,

Пока не прочен он, друзья,

Когда есть трещины на нем,

 Когда вдруг потеплело днем...

Провалишься — придет беда:

Зимой холодная вода...

                  * * *

РАЗГОВОР С ПЧЕЛКОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ:

«А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

 Ведь он мне был ужасно нужен!

Я берегла его на ужин!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Безопасность - глазами детей"

:В России гибнут ежегодно в ДТП около 2000 детей. С помощью нашего проекта сократим травматизм детей дошкольного возраста на дорогах....

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Проект "Безопасные дороги -детям завершён!

Итоговая статья по завершению проекта "Безопасные дороги -детям!"Подведение итогов....

Проект "Безопасность и дети"

Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей об осознанном и ответственном отношении к выполнению правил безопасности. Формирование представлений о действиях  в опасных ситуациях....

Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...

Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...