"Школа безопасности Аркадия Паровозова"
проект по обж

Данный проект позволяет разносторонне в комплексе развивать знания и умения дошкольников в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивая создание основы по преемственности уровней дошкольного и общего начального образования по впросам ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_parovozov_2022-23.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 1 г. Светогорска"

ПРОЕКТ

«Школа безопасности Аркадия Паровозова»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_566abb3b1662f/dolghosrochnyiproiektdliasriednieighruppyosnovybiezopasnosti_1.jpeg

Заместитель заведующего: Вазина Галина Васильевна

2023-2024 учебный год

Сроки реализации: 1 год (2023-2024 уч.г.)

Вид проекта: социально-познавательно-игровой

Тип проекта: долгосрочный

Руководители проекта: заместитель заведующего Вазина Г.В.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, воспитатели, воспитанники, музыкальные руководители, родители

Актуальность.

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным и закреплен в ФОП ДО. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность, желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться и беречь свое здоровье.

 Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагогов и специалистов детского сада, которые подбирая правильные методы и приемы, вводят ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Участники проекта: заместитель заведующего, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели, младшие воспитатели, работники пищеблока, родители, воспитанники

Гипотеза: Представления детей о безопасности жизнедеятельности сформируются при условии, если работа будет осуществляться систематически, последовательно, дозированно, доступно и с применением различных форм и методов, всем педагогическим коллективом в тесном сотрудничестве с родителями.

Цель данного проекта: формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе, в Интернете, а так же чрезвычайных ситуациях

Задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;

- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, в Интернете, в чрезвычайных ситуациях);

- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;

- активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;

- воспитывать стремление уважать свои права и права других людей, на безопасные условия жизни

  1. Тема «Азбука дорожного движения»

Сроки: сентябрь - ноябрь

Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Совместными усилиями педагогов, специалистов, родителей и всего социума, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог.  

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).

3.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».

4. Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Полиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.

5. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).

7. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

8. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих.

9. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

10. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Предполагаемые результаты:

  • Осознанное отношение детей к выполнению ПДД
  • Воспитание грамотного пешехода
  • Умение детей ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них
  • Снижение процента ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей

Этапы реализации:

  1. Подготовительный: подготовка дидактического наглядного и информационного материала
  2. Основной:

сроки

возраст

мероприятие

Сентябрь (1-4 неделя)

Средний, гр.11,12

Беседа с презентацией : «Улица города», Консультация родителей в сети Интернет о безопасной перевозке детей в автомобиле

Октябрь (1-4 неделя)

Старший, гр.7,9

Прогулка по городу «Правила для пешеходов», Консультация родителей в сети Интернет о безопасной перевозке детей в автомобиле

Ноябрь (1-4 неделя)

Подготовительный, гр.8,10

Спортивная игра на прогулке «Автошкола», Консультация родителей в сети Интернет о безопасной перевозке детей в автомобиле

3.  Заключительный: итоговое мероприятие

Итоговое мероприятие: спортивно-развлекательное мероприятие «Школа безопасности Аркадия Паровозова/ПДД» (группа по выбору)

II. Тема «Уроки пожарной безопасности»

Сроки: декабрь -февраль

Актуальность:

Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе.

 Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения огня.
  2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  3. . Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
  4. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций
  5. Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  6. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  7. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  8. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Предполагаемые результаты:

• Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью.

• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.

• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» («112») и дать все необходимые сведения о себе.

• Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.

• Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.

• Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.

Этапы реализации:

1.Подготовительный: подготовка дидактического наглядного и информационного материала

2.Основной:

сроки

возраст

мероприятие

Декабрь (1-4 неделя)

Средний, гр.11,12

Беседа по мультфильму : «Кошкин дом», консультация для родителей в сети Интернет: «Безопасность наших детей- в наших руках»

Беседа с презентацией «Безопасный Новый год» во всех группах

Январь (1-4 неделя)

Старший, гр.7,9

Сюжетно-ролевая игра «Звонок в службу спасения», консультация для родителей в сети Интернет: «Безопасность наших детей- в наших руках»

Февраль (1-4 неделя)

1 неделя- неделя транспорта согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

Подготовительный, гр.8,10

Экскурсия по детскому саду (знаки системы эвакуации при угрозе пожара ), консультация для родителей в сети Интернет: «Безопасность наших детей- в наших руках»

3.  Заключительный: итоговое мероприятие

Итоговое мероприятие: спортивно-развлекательное мероприятие «Школа безопасности Аркадия Паровозова/Пожарная безопасность»

III. Тема «Когда я один »

Сроки: март-май

Актуальность:

К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.

Задачи:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения в условиях, когда ребенок дома один в рамках темы ребенок и другие люди.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

6. Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту; дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;

7. Формировать связную речь, делать собственные умозаключения; Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

8. Научить каждого ребенка в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес и месторасположение дома.

Предполагаемые результаты:

  • Дети расширяют свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице, в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
  • Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода
  • Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь

Этапы реализации: 

1. Подготовительный: подготовка дидактического наглядного и информационного материала

2. Основной:

сроки

возраст

мероприятие

Март (1-4 неделя)

Средний, гр.11,12

Беседа «Один дома», «Электричество», выступления на родительских собраниях «Чтобы не попасть в беду»

Консультация для родителей в Интернет мэссенджере «Азбука кибербезопасности для детей»

Апрель (1-4 неделя)

Старший, гр.7,9

Беседа «Один дома», выступления на родительских собраниях «Чтобы не попасть в беду»

1 неделя- неделя здоровья согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

Май (1-4 неделя)

1 неделя- неделя безопасности согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

Подготовительный, гр.8,10

Беседа «Интернет – это безопасно!», выступления на родительских собраниях «Чтобы не попасть в беду»

  1. Заключительный: итоговое мероприятие

Итоговое мероприятие: спортивно-развлекательное мероприятие «Школа безопасности Аркадия Паровозова/Моя безопасность»

IV. Тема «Вкусно и полезно»

Сроки: июнь-август

Актуальность:

 С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни, научить выбирать полезные продукты. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Задачи:

  • развитие гигиенических навыков, связанных с приемом пищи;
  • воспитание культуры поведения за столом
  • формирование представлений о правильном питании

Ожидаемые результаты:

  • Обогатить и систематизировать знания о разнообразии еды в мире, познакомить с традиционными русскими блюдами, блюдами народов. Проживающих на территории России  ;
  • Иметь представления об особенностях культуры поведения за столом;
  • Знать о пользе и вреде еды.
  • Иметь представление о влиянии здорового питания на самочуствие и здоровье.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный: подготовка дидактического наглядного и информационного материала
  2. Основной:

сроки

возраст

мероприятие

Июнь (1-4 неделя)

Средний, гр.11,12

Беседа «Традиционные русские блюда», прогулка поход с подвижными играми «Дары леса»

4 неделя – неделя здоровья согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

Июль (1-4 неделя)

Старший, гр.7,9

Беседа «Традиционные русские блюда», мультфильм «Муха»

3 неделя – неделя здоровья согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

август (1-4 неделя)

2 неделя- неделя дорожной безопасности согласно тематическому планированию по ФОП ДО 2023/24 уч.год

Подготовительный, гр.8,10

Беседа «Кухни мира. Россия», развлечение (совместная практическая деятельность) «Накрываем стол для гостей»

  1. Заключительный: итоговое мероприятие

Итоговое мероприятие: «Школа безопасности Аркадия Паровозова/Съедобное-несъедобное»

Диагностика качества усвоенных навыков ОБЖ

Способ диагностики: экспресс-беседа, дающую общее представление об ориентировке ребенка во всех видах опасностей и поведения в них.

Форма диагностики: диагностическая карта по результатам собеседования

№ группы

Количество детей высокого уровня усвоения норм и правил безопасности

Количество детей среднего уровня усвоения норм и правил безопасности

Количество детей низкого уровня усвоения норм и правил безопасности

1.Как тебя зовут (ФИО)? Где ты живешь (домашний адрес)? Как зовут твоих родителей (ФИО)?

2.К кому и по каким телефонам обращаться при пожаре, при травме, дорожном происшествии?

3.С какими домашними предметами нельзя играть?

4.Из-за чего бывают пожары?

5.Расскажи, как ты переходишь через дорогу?

6.Какие продукты ты выберешь в магазине на завтрак?

Что будешь делать в следующих ситуациях:

  1. Ты потерялся в торговом центре.
  2. Незнакомая женщина угощает тебя конфетой и зовет покататься на машине. (с иллюстрацией)
  3. Ты один дома, а в дверь позвонили. Это мужчина, говорит, что он почтальон. (с иллюстрацией)
  4. Расскажешь ли ты об этих случаях маме, папе, бабушке, дедушке?

В процессе беседы возможно задавать наводящие вопросы по ситуации, чтобы помочь ребенку сформулировать ответ и точнее выявить уровень понимания и умения вести себя в опасной ситуации.

Обработка результатов обследования должна проводиться путем оценки знаний правил безопасного поведения по следующим критериям:

 объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;

 точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения.

На основе данных критериев выделяются 3 уровня усвоения детьми правил безопасного поведения.

  1. К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения (ответы детей правильные и полные).
  2. На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюде­ния отдельных мер предосторожности (в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов).
  3. Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать на вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности.

Диагностика проводится в группах старшего и подготовительного возраста в начале и в конце учебного года. По результатам оформляется аналитическая справка, доводится до сведения на итоговом Педагогическом совете.

Выводы: П процессе реализации проекта происходит успешное формирование знаний и устойчивых навыков по безопасной организации жизнедеятельности каждого участника проекта. Дети знают и могут рассказать, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, осознанно выполняют большинство правил безопасного поведения в быту, на улице, дороге, транспорте. Осознанно относятся к вопросам личной безопасности, здоровью и безопасности окружающих. Имеют представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями. Умеют предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее. Повысились: познавательная активности, коммуникативные навыки; творческие способности. Развились волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, проявлять дисциплинированность, выдержку,  навыки самоконтроля.  У родителей появился интерес к содержанию безопасности организации образовательного процесса с детьми в ДОУ,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение "Школа Аркадия Паровозова"

Школа Аркадия Паровозова научит детей быть ловкими, сильными и выносливыми....

Развлечения "Школа Аркадия Паровозова" - физкультурный досуг

        Задачи : –                    Формировать здоровый  образ...

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности детей на тему «Один дома…» («Школа Аркадия Паровозова»)

Цели: - научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома;- познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами;- развитие самостоятельности в...

Проект по безопасности "Школа Аркадия паровозова" в средней группе № 3 "Бабочка".

laquo;Много правил есть на свете,Их должны запомнить дети!»Актуальность:Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, то...

центр Школа безопасности Аркадия Паравозова

центр Школа безопасности Аркадия Паравозова...

"Школа безопасности Аркадия Паровозова"

Краткосрочный проект по вопросам формирования  основы безопасности жизнедеятельности у детей второй младшей группы в ДОУ...