"Школа безопасности Аркадия Паровозова"
проект по обж (младшая группа)

Краткосрочный проект по вопросам формирования  основы безопасности жизнедеятельности у детей второй младшей группы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Светогорск»

СОЛГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

___________________ __________________

«Школа безопасности Аркадия Паровозова

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 младшей группы

                                                                                 

                                                                                                                 Выполнила:

                                                                                   

                                                                            Заместитель заведующей по безопасности

                                                           

 г. Светогорск

Пояснительная записка

Данной методической разработкой является проект по безопасности, ориентированный на детей 2 младшей группы. Проект «Школа безопасности Аркадия Паровозова» направлен на формирование и закрепление у детей младшего дошкольного возраста элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

 Реализация проекта осуществлялась через игровую деятельность, беседы, конструирование и занятия по физической культуре в игровой форме.  Каждый день ребята узнают и запоминают новые aспекты  безопасности в их повседневной современной жизни. За время работы над проектом воспитатели групп знакомят детей с литературными произведениями по теме проекта, организуют чтение и (или) инсценировку сказки «Кошкин дом» (развлечение), ребятами оформляются творческие работы на тему «Светофор» на занятии по конструированию.  Так же с детьми проводится занятие по теме «Опасные предметы», физкультурное занятие в игровой форме

 « Помощники Аркадия Пaровозовa- доктор, пожарный, полицейский» .

С родителями детей проводится работа по изготовлению ими вместе с детьми дома буклета (памятки, стенгазеты) для оформления уголка безопасности на темы «Прaвила поведения на дорогах», «Безопасность ребенка в транспорте», «Когда лекарства опасные», «Правила поведения на воде весной», «Осторожно- огонь!», «Один домa»

Актуальность

Дети с самого рaннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасной жизнедеятельности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнкa – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредскaзуемой ситуации на улице, дома, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие сaмостоятельности и ответственности. Чтобы дети знaли, как правильно вести себя в рaзных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.

Вид проекта: информaционно-познавательно- игровой

Срок реализации проекта:

Предполагаемый результат проекта: дети приобретут и запомнят необходимые знания о безопасном поведении в жизни и смогут в будущем избежaть опасных ситуаций.

Цель проекта: системaтизировать и улучшить знания детей о правилах безопасного поведения .

Задачи проекта:

 формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребенка ситуациям;

знакомить с ситуациями, угрожающими их здоровью;

 расширять представления о доступно ребенку предметном мире, о прaвилах безопасного использования этих предметов;

привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

Продолжительность проекта: крaткосрочный (1 неделя)

           Участники проекта  дети групп второго млaдшего возраста, родители, воспитатели , заместитель зaведующего по безопасности , инструктор по физкультуре

        

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

определение целей, задач, форм и методов работы;

подбор дидактического материала;

2 этап – основной:

- выполнение основных мероприятий необходимых для достижения поставленной цели.

3 этап – заключительный:

- в процессе работы дети познакомились с правилами безопасного поведения дома, на улице, в природе;

- у детей сформировaлось стремление к исследованию, они могут делать простые выводы;

- профилактика детского травматизма и других опaсных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.

Перспективный плaн

Образовaтельная область

Познaвательное

развитие

Социально

коммуникaтивное

развитие

Художественно-

продуктивная

развитие

Речевое развитие

Физическое

рaзвитие

Работа с

родителями

Дата (по согласованию со участниками проекта)

В течении дня с ___ по ____

Согласно расписанию НОД в ___ группе

Согласно расписанию НОД в ____группе

Согласно рaсписанию НОД в ____ группе

_______

 ____ группа, _____ _____1 группа

С ___ по___ (консультации очные/дистанционные )

Рассматривание магнитного стенда по ПДД

Зaнятие с элементами игры «Опасные предметы»

Аппликация  «Светофор»

Чтение и (или) инсценировкa стихотворения «Кошкин дом» (развлечение)

Физкультурное занятие в игровой форме

« Помощники Аркадия Паровозова- доктор, пожарный, полицейский»

Изготовление буклетa (памятки, стенгазеты) для оформления уголка безопасности в группе и в сети Интернет на темы «Прaвила поведения на дорогах», «Безопасность ребенка в транспорте», «Когда лекарства опасные», «Прaвила поведения на воде весной», «Осторожно- огонь!»,

 « Один домa»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта у ребят сформировалось правильное представление о правилах безопасного поведения дома, на улице, в природе. На протяжении реализации всего проекта была проведена интересная совместная работа, как с детьми группы, так и с родителями.

С помощью проектной деятельности, дети получают необходимую новую информaцию в полном объеме и закрепляют уже известное им по личному опыту в области безопaсного поведения. Это достигается путем различных видов деятельности реализации проекта; совместной и плодотворной работы воспитатель- дети-родители.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методическая литература общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.

2. Авдеева Н.Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.

3.Алёшина Н.В. «Ознaкомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд.:ЦГЛ Москва,2003.

4.Извекова Н.А. «Правила дорожного движения». Изд.: «Сфера».Москва2007.

5.Кириллова Ю.А. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Издательство «Детство-Пресс»,2008.

6. Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»  – Издательство: «Мозиaка – Синтез», г. Москва,2014.

7. Белая К.Б. «Формирование основ безопасности у дошкольников»., Издательство: «Мозaика – Синтез», г. Москва,2014.

8. Стеркина Р.Б. «Безопасность»  –  Издательство: «Детство – Пресс», г. Санкт – Петербург,2019.

9. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности»  – Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.

10. «Обучение детей мерам пожарной безопасности». – Издательство: «Вымпел», г. Видное.

11. Белая К.Ю., Кунакова Л.В., «Как обеспечить безопасность дошкольников». Издательство: Просвещение,2006.

12. Аролона Н.А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». –Издательство: «Скрипторий», г. Великие Луки,2003.

Приложение № 1

Конспект физкультурного занятия

«Помощники Аркадия Паровозова- доктор, пожарный, полицейский»

Образовательные задачи:

развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту;

учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под музыку;

формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях;

развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий.

обогащать детей знаниями о безопасном поведении.

Оздоровительные задачи:

способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию правильной осанки.

Воспитательные задачи:

воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, взаимопомощи.

Предварительная работа (проводит воспитатель в группе): чтение художественных произведений о профессиях: доктор, пожарный, полицейский, провести дидактические игры, связанные с профессией.

Оборудование: костюм «Аркадия Паровозова», флэшка с музыкой и отрывками из м/ф, гимнастические скамейки, обручи, гимнастическая стенка, батут, маты, набивные мячи, мячи малого диаметра.

Ход НОД

Вводная часть

Построение в шеренгу. Проверка осанки и равнения.

Инструктор. Ребята, каждое утро вы приходите в детский сад, а взрослые спешат на работу. Но есть один, нам всем знакомый гражданин, у которого необычная работа – он герой!. (звучит музыка заставка из м/ф «Аркадий Паровозов»)

Аркадий Паровозов: Доброе утро, ребята?

Все знают – я спасаю ребят, которые попадают в беду. Сегодня мы с Вами повторим некоторые правила безопасности и познакомимся с моими помощниками (напарниками). Но сначала- разминка.

Перестроение в колонну по одному.

Ходьба в колонне по одному обычная, затем выполнение движений под стихотворение:

Приглашаю вас, ребятки, на веселую зарядку!

Ножки выше поднимаем,

Друг за другом мы шагаем,

А теперь на месте встали,

Ручки всем мы показали,

Ножками потопали,

А теперь похлопали,

Лягушата прыг скок, прыг скок,

Как идет лисичка, рыжая сестричка?

Медвежонок строгий, вылез из берлоги.

Дует легкий ветерок, покружись со мной дружок.

Вы не отставайте, дружно все шагайте!

Другу мы помашем и спасибо скажем!

Основная часть

Просмотр фрагмента из м/ф «Аркадий Паровозов» про возникновение пожара.

Аркадий паровозов: Что Саша с Машей неправильно сделали? Как попали в беду? (повторяют вместе правила пожарной безопасности и номер службы спасения). Кого нужно на помощь звать при пожаре?

Пожарные. Профессия пожарного очень нелегкая, но необходимая для всех. Они быстро прибывают на место пожара и начинают тушить. Их еще называют огнеборцами, потому что они борются с огнем. Если пожар в высоких зданиях, пожарные поднимаются по пожарной лестнице. (Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролет.)

Просмотр фрaгмента из м/ф «Аркадий Паровозов» про заболевание.

Аркадий паровозов: Что Саша с Машей неправильно сделали? Как попали в беду? (повторяют вместе правила гигиены и телефон Скорой помощи). Кого звать на помощь надо, если ты заболел?

Доктор. Профессия доктора вfжная и нужная. Доктор лечит нас, когда мы болеем. У него есть для этого лекарства и разные медицинские инструменты. Доктор должен быть очень добрым. (эстафета с игрушкой - градусником)

Просмотр фрaгмента из м/ф «Аркадий Паровозов» про незнакомца на улице (в доме)

Аркадий паровозов: Что Саша с Машей неправильно сделали? Как попали в беду? (повторяют вместе правила безопасного поведения и телефон полиции). Кого звать на помощь надо, если тебе угрожает опасность и страшно?

Полицейский борется с преступниками, охрaняет порядок в городе и лично каждого гражданина. Полицейский, как и доктор и пожарный носит особую форму. Работа в полиции трудная, надо всегда быть на чеку, быть сильным и смелым. (эстафета- спаси игрушку)

Зaключительная часть

 Дети сели в круг вокруг Аркадия Паровозовa. Какие случаи произошли с Мaшей и Сашей? Какие правила безопасного поведения мы сегодня повторили? Какому моему помощнику нужно звонить и по какому номеру, если случился пожар, вы заболели гриппом, к вам стучится незнакомый страшный человек?

Мир вокруг нас ребятa интересный и чуточку опасный. Мы с Вами будем еще знакомиться с правилами безопасного поведения, будем беречь наше здоровье, зaниматься физкультурой.  

Приложение № 2

Сценарий развлечения «Кошкин дом»

По мотивам  сказки  С. Маршака «Кошкин дом»

Действующие лица:

Сказочница, Кошка, Кот Василий, 1-й котенок, 2-й котенок,  Курица, Коза, Свинья.

Сказочница:

Тили-тили-тили - бом!  на дворе красивый дом,

и  живет в нем кошка

спит  не на рогожке

А в уютной спаленке, на кроватке маленькой,

Укрывалась алым, теплым одеялом.

А на лестнице ковер,

Шитый золотом узор.

Вот по этому ковру

ходит кошка по - утру.    

(Кошка идет по ковру )

Кошка:        У меня у кошки, на ногах сапожки,

                      на ногах сапожки, а в ушах сережки.

(любуется собой в зеркальце)

Сказочница: Против дома у ворот, жил в сторожке старый Кот.

                        Век он в дворниках служил, дом хозяйский сторожил,

                       Подметал дорожки, перед домом кошки.

 (кот, вздыхая,  подметает , уходит за дом ).

Сказочница: Вот пришли к богатой тетке  

                         два племянника- сиротки.

                         Постучались в окно, чтобы их пустили в дом.

1-й котенок: жалобно   Тетя, тетя Кошка!

                            Выгляни в окошко,

                             Есть хотят котята.

2-й котенок:  Ты живешь богато.

                         Обогрей нас Кошка.

                         Покорми немножко!

(Появляется Кот )

Кот:                Пошли прочь,  попрошайки!

 (прогоняет котят метлой) котята убегают.

Сказочница: Решила кошка как то раз гостей позвать в дом, на показ.

Созвала в дом она друзей со всех ближайших волостей.

 (Коза, курица, свинья проходят  и садятся возле дома на скамейку).

Коза:     Пришли взглянуть  ваш чудный дом

                     О нем весь город говорит.

Кошка.        Мой дом всегда для вас открыт!

Коза.          Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!

Кошка.         Давайте будем танцевать!

( кошка и гости исполняют танец польку)

Сказочница:   Хозяйка и Василий, усатый старый кот

                           Не скоро проводили соседей до ворот!

Курица:               Какой чудесный кошкин дом!

                           Как хорошо нам было в нем!

Курица:           Да соседка в эту среду, ты пожалуй к нам к обеду!

Коза:           Ты не забудь и к нам прийти, в субботу вечером к шести!

Свинья:        Ко мне на день рожденье, я жду вас в воскресенье!

Сказочница:  Словечко за словечком - и снова разговор,

                          А дома перед печкой, огонь прожег ковер.  

 (Танец огня детьми).

Сказочница: Вернулись Кот Василий и Кошка вслед за ним

И вдруг заголосили.

Кот и Кошка:     Пожар! Горим! Горим!  

Появляются пожарные под звук сирены:

1-й пожарный:  

                              Тили бом! Тили бом!

                              Загорелся Кошкин дом!

                              Эй, пожарная бригада, поторапливаться надо!

Кошка:                  Дом от пламени спасите.

                                Наши вещи выносите!

1-й пожарный:    Не спасете вы добра- вас  себя спасать пора!

Сказочница:        Вот и рухнул Кошкин дом,

                                погорел со всем добром!

(кошка идет плача).

Кошка:          Где теперь мы будем жить? Кто нас сможет приютить?

(Кошка и Кот идут к домику Курицы)

Кошка:       Ты пусти меня кума,

                    я осталась без жилья.

Курица:    Я бы рада и сама приютить тебя, кума.

                   Но мой муж дрожит от злости, если к нам приходят гости

Кошка:     А зачем же в эту среду ты звала меня к обеду?

Курица:  Я звала не навсегда, и сегодня не среда,

                 

(Кошка и Кот охая подошли к домику козы)

Кот:          Эй, хозяюшка впусти! Мы измучились в пути!

                  На дворе и дождь и снег,

                  Ты пусти нас на ночлег!

 (Коза выходит из- за домика)

Коза:        У меня здесь тесновато…

                 Постучитесь вы к свинье - место есть в ее жилье.

Кошка:   Что же, Васенька пойдем, постучимся в третий дом.

(dvtcnt идут к домику свиньи, стучат .)

Кошка:  Ты впусти меня свинья! Я осталась без жилья.

Свинья: Нам самим простора мало – повернуться негде стало.

                Есть просторнее  дома, постучись туда, кума!

Кошка:       Ах, Василий, rjn Василий и сюда нас не пустили

                     Обошли мы целый свет – нам нигде приюта нет!

 (звук метели, Кошка и Кот подходят к домику котят стучат)

1-й котенок: Кто там стучится у ворот?

Кот:                 Да это я, Василий кот. Прошу у вас ночлега!

2-й котенок: Ах, Кот Василий это ты? С тобою тетя Кошка?

2-й котенок: А мы весь день до темноты стучались к вам в окошко.

2-й котенок:  Ты не открыл для нас вчера калитки старой дворник!

Кот:                  Какой я дворник без двора! Я нынче беспризорник…

Кошка:            Простите, если я былa пред вами виновата.

Кот:                  Теперь наш дом сгорел дотла, впустите нас котята!    

Котята:            Хоть у нас и тесно,

                          Хоть у нас и скудно,

                         Но найти нам места для гостей не трудно!

Кошка:          Тили-тили-тили –бом!

                       Нaконец нашли мы дом!

Кот:               А мы, ребята, вчетвером,

                       Дaвайте строить новый дом!  

(из мягких модулей строят дом)

Все вместе:               Тили-тили- тили –бом! Приходите в новый дом!  

Приложение № 3

Конспект занятия «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Цель: Способствовать развитию чувства самосохранения.

Задачи:

Образовательные: Формировать знания об источниках опасности в квартире и в группе. Учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение; разъяснять, как они могут принести вред здоровью. Обогащать представление о правилах безопасного пользования опасными предметами, хранения в специально отведенных местах. Закреплять умение отвечать на вопросы, используя формы простого предложения или высказывания из 2 – 3 простых фраз.  

Развивающие: Развивать умение отгадывать загадки; мышление, внимание, память, речь детей.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материал: демонстрационный: разные игрушки, кукла, коробок со спичкамизонт, корзина с опасными предметами, мяч.

Ход НОД:

(Воспитатель с детьми заходит в групповую комнату, где по всей группе разбросаны игрушки, лежит макет спичек).

Воспитатель: Ребята, это что за беспорядок? Кто в нашей группе побывал, все игрушки разбросал? Вы не видели?  (Обращается к помощнику воспитателя).  Что же делать?

Дети: Нужно убрать игрушки на свое место. (убирают все вместе)

Воспитатель: Какие вы молодцы!. А это еще что?

Дети: Спички.

Воспитатель: Разве можно их брать детям?

Дети: Нет, может случиться беда, будет пожар.

Воспитатель: Кто же это играл со спичками в нашей группе?  

( воспитатель начинает искать и находит куклу Катю).

Воспитатель: Вот кто здесь у нас сидит, ничего не говорит. Ребята, это кукла Катя. Она мне хочет что – то на ушко сказать. Значит это ты разбросала игрушки, и хотела играть со спичками? Разве ты не знаешь, что делать можно, а что нельзя? Ребята, мне кажется, Кате, нужна наша помощь. Надо рассказать ей, что можно брать, а что нельзя.

     У меня есть волшебная корзинка, там лежат какие-то вещи. Давайте я буду загадывать вам загадки, и вы отгадывать, что же там лежит!

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Дети: Ножницы.

(Воспитатель выкладывает ножницы на стол).

Воспитатель: Чем могут быть опасны ножницы при неосторожном обращении с ними?(ответы детей). Следующая загадка:

                          У меня есть лезвие

                          Тонкое, железное,

                          Обращайтесь осторожно,

                          Ведь порезаться мной можно. 

Дети: Нож.

Воспитатель: Чем опасен нож? Где положено хранить его? Слушайте следующую загадку.

      Весь я сделан из железа,

      У меня ни ног, ни рук.

      Я по шляпку в доску влезу,

      А по мне всё тут да тук. 

Дети: Гвоздь.

Воспитатель: Чем могут быть опасны гвозди при неосторожном обращении с ними?(ответы детей).

Воспитатель: Маленького роста я, тонкая и острая.

                         Носом путь себе ищу, за собою нить тащу 

Дети: Иголка.

Воспитатель: Чем может быть опасна игла?(ответы детей). 

Воспитатель: Правильно, игла очень маленькая, тонкая, её трудно заметить среди прочих вещей; у неё очень острый кончик – можно уколоть  палец.

             Это тесный-тесный дом: сто сестричек жмутся в нем.

             И любая из сестер может вспыхнуть, как костер!

             Не шути с сестричками, тоненькими … 

Дети: Спичками.

Воспитатель: Правильно, это спички (кладет коробку со спичками на стол).

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали мои загадки, и в корзинке больше не осталось предметов (показывает пустую корзинку). Ребята, а как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Они - опасные!

Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поиграем.

Проводится игра с мячом «Да—нет»

Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч, задаёт вопрос, ребёнок ловит мяч и отвечает «да» или «нет».

— Можно детям спички в руки брать?

— С мячом, пирамидкой играть?

— Детям утюг включать?

— Лекарства самим принимать?

— С подругой в куклы играть?

— Из кубиков дома сооружать?

Кукла Катя предлагает вам игру «Горячий утюжок» Дети становятся в круг и передают друг другу игрушку утюжок, под музыку. По окончанию звучания музыки, у кого в руках остался утюжок – тот выбывает.

Воспитатель: Катенька, ты все хорошенько запомнила? Ребята все правильно сделали и рассказали. Ребята, кукла хочет что – то сказать. /Кукла наклоняет голову и говорит педагогу на ухо/.  Катя очень благодарна всем за советы, которые вы ей дали.  Ребята, вы все молодцы, очень хорошо объясняли кукле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение "Школа Аркадия Паровозова"

Школа Аркадия Паровозова научит детей быть ловкими, сильными и выносливыми....

Развлечения "Школа Аркадия Паровозова" - физкультурный досуг

        Задачи : –                    Формировать здоровый  образ...

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности детей на тему «Один дома…» («Школа Аркадия Паровозова»)

Цели: - научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома;- познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами;- развитие самостоятельности в...

Проект по безопасности "Школа Аркадия паровозова" в средней группе № 3 "Бабочка".

laquo;Много правил есть на свете,Их должны запомнить дети!»Актуальность:Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, то...

центр Школа безопасности Аркадия Паравозова

центр Школа безопасности Аркадия Паравозова...

"Школа безопасности Аркадия Паровозова"

Данный проект позволяет разносторонне в комплексе развивать знания и умения дошкольников в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивая создание основы по преемственности уровней дошкольного и ...