Программа «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж

Сокольникова Анна Васильевна

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому нашей главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Downloads\20230923_151912 (2).jpg

Пояснительная записка

Программа «Азбука безопасности» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому нашей главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим, больше внимания надо уделять направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.

Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи-воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за свое поведение, становлению здоровому образу жизни.

Цели программы- сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
  • осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, транспорте;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.

Срок реализации: 3 года.

Первый  год – средняя группа ( пятый год жизни)

Второй год обучения - старшая группа (шестой год жизни).

Третий  год обучения - подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).

Принципы:

•      Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 4- 5 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.

•      Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.

•      Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я».

•      Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач - основан на гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.

•      Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.

•      Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм.

•      Принцип наглядности – учет особенностей мышления.

•      Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности жизнедеятельности каждым ребенком.

 Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким основным разделам:

•           Природа и безопасность

•           Безопасность на улице

•           Безопасность в общении

•           Безопасность в помещении

•           Безопасность в общественных местах

Основные формы работы:

Практические:

 -Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе;

-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

-Создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности;

-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;

-индивидуальная работа;

-дидактические игры и игровые упражнения;

-совместная деятельность педагога с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-развлечения;

-проекты.

Словесные: Беседы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; консультации; наблюдения; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

 Наглядные:

-Организация выставок, конкурсов;

-Сбор фотоматериалов;

-Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов;

-Информационно-агитационные стенды;

-Театрализованная деятельность;

-Личный пример взрослых.

Ожидаемые результаты:

 Дети:

- Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях.

- В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения.

- Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.

- Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

- Знание правил безопасного поведения на улицах поселка.

- Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

- Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

- Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители: Повышение активности родителей по воспитанию у детей основ безопасности.

Комплексно- тематический план

Природа и безопасность

Задачи: Познакомить младших дошкольников с потенциально опасными ситуациями, которые могут возникнуть в природе.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

 

 

 

Внимание, дождь!

Познакомить детей с правилами выбора одежды по погоде

Чтение рассказа А. Шмидт «Листья в саду»

Вызвать эмоциональный отклик, пробудить желание последовать примеру героев рассказа

Чтение стихотворений А. Прокофьева «Боровик», «Егор и мухомор», «Сморчок», «Опёнок»

Познакомить с правилом: без взрослого нельзя брать в руки никакие грибы.

Чтение  рассказа Н. Сладкова  «Осень на пороге»

Обогащать представления детей об осени. Поддерживать познавательный интерес, желание помогать  животным зимой. Обогащать словарный запас.

Октябрь

 

 

Работа с загадками

«Осень на дворе»

Учить детей анализировать содержание загадки. Развивать воображение, обогащать словарный запас.

Образовательная ситуация «Что случилось в нашем доме»

Обсудить с детьми, какие меры необходимо предпринимать, чтобы избежать возникновение опасных ситуаций.

Насекомые осенью

Познакомить детей с местами обитания насекомых, показать, как они устраиваются на зиму.

Безопасность на улице

 

Цель: Познакомить младших дошкольников с участниками дорожного

движения, правилами безопасного поведения у дороги. Познакомить младших дошкольников с потенциально опасными

ситуациями, возникающими на улице

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Игровая ситуация «Котята на качелях».

Формировать

осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих

Ноябрь

 

 

 

чтение стихотворения А. Бехтерева «Чудеса в детском саду» беседа «Важные правила»

Познакомить детей со стихотворением. Учить формулировать

правила безопасного поведения на игровой площадке.

Г. Станиславский «Непослушные сапожки»

Учить видеть связь между тем, как одет человек, и его безопасностью.

Образовательная ситуация «Место для игры»

Учить выбирать место для подвижных игр, пояснить, почему это важно

Просмотр мультфильма «Где кататься?» Смешарики

Знакомить с правилами выбора места для катания на велосипеде, роликовых коньках. Формировать представления о последствиях их нарушения.

Безопасность в помещении

Цель: Формировать у младших дошкольников навыки безопасного ис-

пользования различных предметов быта.

Декабрь

 

 

Е. Стеквашина «Поиграли»

Учить видеть последствия игры, в ходе которой нарушены правила безопасности.

Образовательная ситуация «Мы любим порядок»

Чтение и обыгрывание стихотворения  А. Бехтерева «Интересная игра»

Формировать умение объединять предметы в группы, использовать в речи обобщающие понятия

Образовательная ситуация «Скоро праздник»

Л. Яковлев «Какого цвета Новый год?»

Обогащать представления детей о предстоящем празднике. Познакомить детей с элементарными правилами безопасности.

Январь

 

Работа с сюжетными рисунками

Учить составлять рассказ по рисунку, формулировать позитивные правила.

Анализ ситуации «Чтобы не было беды»

Формировать умение описывать суть проблемной ситуации, звать на помощь взрослых

Безопасность в общественных местах

Цель: Формировать у детей начальные представления об общественных местах

 

Январь

 

Образовательная ситуация «В супермаркете»

Знакомить с правилами и моделями безопасного поведения в общественных местах. Учить не отходить от взрослого больше, чем на два шага.

Коммуникативная ситуация «Нет»

Учить детей вежливо, но твёрдо отказываться от различных предложений, сделанных чужими людьми.

Февраль

 

Режиссерская игра «На вокзале»

Учить детей обыгрывать предложенную ситуацию с помощью игрушек. Формировать умение поддерживать диалог.

Сюжетно – ролевая игра «Идём в театр»

Знакомить детей с моделями культурного поведения в транспорте, на улице, в театре.

Безопасность в помещении

Цель: Формировать у младших дошкольников навыки безопасного ис-

пользования различных предметов быта.

Февраль

 

Т. Петухова «Мыть посуду – не пустяк»

Учить аккуратно переносить посуду, способствовать отработке навыков правильного выполнения элементарных трудовых действий.

З. Александрова «Что взяла – клади на место»

Учить детей подбирать места для размещения различных предметов с учётом правил безопасности

Март

 

 

Е. Раннева «Помощница»

Формировать умения правильно держать различные предметы посуды, аккуратно переносить и передавать их.

Анализ ситуаций «Чтобы не было беды»

Формировать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих

Режиссерская игра «На вокзале»

Знакомить с различными ситуациями и моделями безопасного поведения.

Безопасность на улице

Цель: Знакомить младших дошкольников с моделями безопасного по-

ведения

март

Режиссерская игра «Зайчонок Кузя»

Предложить обыграть различные ситуации, связанные с передвижением по улицам города, знакомить с правилами и моделями безопасного поведения.

Апрель

 

 

Образовательная ситуация «Зачем нужны дорожные знаки»

Формировать элементарные представления о назначении и видах дорожных знаков.

Просмотр мультфильма «На остановке» (Смешарики)

Формировать у детей представления об общественном транспорте, о правилах поведения на остановке.

А. Усачёва «Дорожная песня»

Познакомить с видами переходов, формировать осознанное отношение к собственной безопасности.

Безопасность в общении

Формировать у младших дошкольников начальные представления о личностных качествах людей

Май

 

 

 

 

Образовательная ситуация «Почему поссорились?»

Формировать способность руководствоваться первичными ценностными  представлениями, элементарными общепринятыми нормами, правилами безопасного поведения

Образовательная ситуация «Мы - друзья»

Вызвать стремление совершать дружеские поступки, думать о других людях.

А. Мецгер стихотворение «Почему?»

Обогащать коммуникативный опыт детей, учить избегать конфликтных ситуаций.

Июнь

В. Берестов «Семейная фотография»

Формировать представления о том, кто является близкими людьми, как близкие люди заботятся друг о друге.

Образовательная ситуация «День чудесный - выходной»

Учить детей составлять рассказы по картинкам, обогащать представления о семье, близких людях, семейном досуге.

Творческая мастерская «Заботливые мамы»

Формировать осознанное отношение к собственной безопасности

Литература:

1. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010.

3. «Формирование культуры безопасности у детей от3 до8 лет» Л.Л.Тимофеева – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016-199с

4. Иванова А.И. Естественно -научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 

5.  Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2009 – 144с.;



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по парциальной программе «Азбука безопасности»

Старшая группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Игровая ситуация «Если дома ты один»

Учить детей через игру правилам поведения с посторонними людьми. Закрепить правила личной безопасности.

«Как бы ты поступил?»

Закрепить умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

Беседа – рассуждение.

«Так нельзя, а так можно и нужно» -  формировать представления детей о том, как правильно вести себя при выезде на природу, чтобы не наносить вреда экологии.

ДИ «Огнеопасные предметы»

Формирование знаний об опасных предметах, с которыми дети встречаются в быту.

Октябрь

ДИ «У меня зазвонил телефон»

Учить детей действовать  в экстремальных ситуациях; учить вести диалог по телефону. Закрепить телефоны служб полиции, скорой, пожарной.

Эстафета «Юные пожарники»

Развивать у детей быстроту реакции, умение работать в команде. Воспитывать дружеские отношения.

Образовательная деятельность «Если хочешь быть здоровым»

Формировать представление о здоровье и здоровом образе жизни, дать  понятие о болезнях,  микробах – возбудителях болезней.

СР игра «Пожарные спасают животных в зоопарке»

Развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников.

Ноябрь

Беседа «Не играй с бродячими животными»

Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Рассматривание сюжетных картинок «Оцени поступок»

С помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

ДИ «Собери пословицы»

Расширять знания о пословицах, обогащать речь, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к культуре русского народа.

Эстафета « Оказание доврачебной помощи»

Учить детей работать в команде. Действовать в непредвиденных ситуациях, оказывать помощь пострадавшему.

Декабрь

ДИ «Построй свой городок»

Закреплять через игру ПДД. Развивать умения организовывать игру; умение договариваться друг с другом. Активизировать словарный запас детей.

Игра – викторина по ОБЖ «Знай и выполняй правила безопасности»

Уточнение познаний дошкольников об основных правилах в ОБЖ через игровую деятельность

Загадки по ОБЖ

Развивать у детей логическое мышление; закреплять через отгадывание загадок правила безопасности.

«Если чужой входит в дом»

Учить детей правилам действий в данной ситуации.

Январь

Игра «Опасность»

Выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

«Как был наказан любопытный язычок»

Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;

научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Февраль

«Не ешь снег и сосульки!»

Дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть- ангина);

Игровая ситуация «Если потерялся»

Научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.) Воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Образовательная деятельность «В мире опасных предметов»

Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению.

Игра «Доскажи словечко»

Закреплять через игру правила пожарной безопасности.

Март

«Звук, свет и вода»

Знакомить детей с явлениями природы, которые могут быть опасны для жизни и здоровья человека; учить размышлять, обосновывать свой выбор; развивать мышление, речь, расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к природе.

«Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин). (Ситуация: - Дразнили собаку - она укусила. «Ребенок попал в больницу»).

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Улицы села весной. В чем опасность?

Учить детей самостоятельно размышлять, делать выводы подводить итог. Воспитывать желание заботится о своём здоровье.

Апрель

«На реке весной»

Учить анализировать ситуацию, изображенную на картинке, подбирать план действий по ее разрешению.

«С чем нельзя в лес ходить?»

Уточнить и закрепить правила поведения в лесу.

Образовательная деятельность «Красный, желтый, зеленый»

Закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;

развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу;

развивать у детей разговорную речь.

ДИ «Повар»

Формировать навыки безопасности при употреблении продуктов, умение классифицировать продукты на группы (1-продукты, которые перед употреблением должны подвергнуться кулинарной обработке, 2- можно есть сырыми.)

Май

« Как песок может стать опасным»

Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

«Что было бы, если…»

Предложить детям назвать предметы быта, «умные машины», служащие человеку, рассказать об их назначении, попытаться представить, что было бы, если бы этих устройств бы не было. Развивать вербальное воображение, связную речь. Учить применять свои знания и опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука безопасности"

Безопасность жизнедеятельности человека во всем мире признается главной проблемой во всем мире. Защита человека от негативных воздействий природного и техногенного характера, достижение комфортных усл...

Программа "Азбука безопасности" для детей средней группы

Программа "Азбука безопасности" способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения, развитию навыков здорового образа жизни....

Программа "Азбука безопасности"

Программа расчитана на два возраста, средний и старший....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"

дополнительная образовательная Программа  «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Азбука безопасности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Азбука безопасности»...