Главные вкладки

    Рабочая программа (средняя группа) на тему:
    Программа "Азбука безопасности" для детей средней группы

    Щокало Светлана Валерьевна

    Программа "Азбука безопасности" способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения, развитию навыков здорового образа жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_azbuka_bezopasnosti.docx839.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Vasiliy\Downloads\20180503_173543.jpg


    Составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной

    Пояснительная записка

    С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

    Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

    Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

    В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

    Цель: формировать у детей знания о правилах безопасного поведения (на улице, в быту, в природе), навыки здорового способа жизни. Способствовать становлению экологической культуры

    Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

    Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

    -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

    - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

    - включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);

    - наглядность;

    - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

    - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

    В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

    • экскурсии, целевые прогулки;
    • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
    • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
    • анализ различных ситуаций;
    • чтение и обсуждение художественных произведений;
    • рассматривание иллюстраций;
    • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
    • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
    • праздники и досуги.

    Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д. Дидактические игры,  разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки. В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.

    К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог.

    Группа: средняя

    Срок реализации программы: один год

    Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

    Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста 4-5 лет:

    Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

    Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

    Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

    Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

    Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

    Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

    Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

    Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

    Знакомить с основными  знаками дорожного движения.

    Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

    Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

    Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

    Знакомить с правилами езды на велосипеде.

    Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

    Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

    Содержание  программы:

    Программа  включает в себя разделы:

    • Ребенок и другие люди
    • Ребенок и природа
    • Ребенок дома
    • Здоровье ребенка
    • Ребенок на улице

      Месяц

                  Тема

          Содержание работы

    Сентябрь

    Внешность человека может быть обманчива

    Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения

    Съедобные и несъедобные грибы

    Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах, о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)

    Овощи и фрукты – полезные продукты (развлечение)

    Расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни

    Октябрь

    Как устроено тело человека

    Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека

    Здоровье и болезнь

    Дать представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь

    Знакомство с улицей

    Расширять представления детей об улице: о назначении домов, одностороннем и двустороннем движении машин.

    Ноябрь

    Знакомство с правилами поведения пешеходов

    Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; формировать реакции на сигналы светофора

    Путешествие по городу (развлечение)

    Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках который есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия 

    Кошка и собака – наши соседи

    Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними

    Декабрь

    Безопасное общение с домашними животными

    Продолжать знакомить детей с правилами обращения с домашними животными

    Пожароопасные предметы

    Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

    Предметы, требующие осторожного обращения

    Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

    Январь

    Контакты с незнакомыми людьми на улице

    Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях

    Беседа о правилах дорожного движения

    Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить детей с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения

    Февраль

    Наблюдение за светофором

    Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц

    Зачем нужны дорожные знаки

    Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход»)

    Знай и выполняй правила уличного движения (досуг)

    Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно

    Март

    Витамины и полезные продукты

    Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

    Безопасность в нашем доме

    Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

    Опасно ли быть неряхой?

    Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

    Апрель

    У Мишки в гостях (развлечение)

    Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть

    Игры во дворе

    Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

    Безопасность в нашем доме

    Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

    Май

    В гости к крокодилу Гене (развлечение)

    Закреплять знания детей о правилах дорожного движения

    Контакты с незнакомыми людьми дома

    Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях

    На воде, на солнце

    Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности

    Работа с родителями по формированию основ безопасности.

    Месяц

    Наименование мероприятия

    Сентябрь

    Консультация для родителей «Детские автокресла»

    Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

    Октябрь

    Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения»

    Ноябрь

    Информационные листы для родителей:

    «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

    Памятка для родителей:

    «Антитеррор. Информация для родителей»

    Декабрь

    Папка-раскладушка: "Правила дорожного движения"

    Рекомендации для родителей:

    «Правила поведения при пожаре»

    Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность»

    Участие в интерне-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ

    Январь

    Памятка для родителей «Осторожно, гололед»

    Папка-раскладушка: «Безопасность детей на зимней прогулке»

    Февраль

    Буклет для родителей: «Внимание, родители!

    Правила дорожные детям знать положено!»

    Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок и дорога»

    Март

    Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице».

    Апрель

    Консультация:

    «Действия при землетрясении, наводнении, урагане»

    Памятка для родителей «Антитеррор»

    Май

    Рекомендации для родителей

    «Безопасность на воде»

    Тематическая выставка поделок из бросовых материалов, выполненных совместно с родителями.

    Планируемые результаты освоения программы

    К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:

    «Ребёнок и другие люди»

    • имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
    • понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
    • знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

    «Ребёнок и природа»

    • представления о съедобных и несъедобных грибах;
    • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
    • нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

    «Ребёнок дома»

    • знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
    • знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

    «Здоровье ребёнка»

    • знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
    • имеет представление о строении тела человека;
    • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
    • имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
    • знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
    • имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
    • знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.

    «Ребёнок на улице»

    • имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
    • понимает значения сигналов светофора;
    • знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
    • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
    • правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
    • имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

    А также:

    • Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.
    • Отсутствие детского травматизма.

    Источники:

    https://infourok.ru/programma-dlya-doshkolnikov-po-obzh-azbuka-bezopasnosti-1978918.html

    http://www.edu42.ru/sites/ds251/files/2017/10/programma-rebenok-i-bezopasnost.pdf

    https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/8633-rabochaya-programma-po-formirovaniyu-predstavlenij-o-pravilakh-bezopasnogo-povedeniya-u-doshkolnikov.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

    Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

    Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

    Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

    Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

    Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

    "УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

    Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад) 2017 год.

    Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад) 2017 год....

    Рабочая программа (учебный план) для детей средней группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...