Формирование основ безопасного поведения на дороге у дошкольников
консультация по обж (подготовительная группа)

статья для чтения воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Лебедева Оксана Викторовна воспитатель МБДОУ№173

Г. Нижний Новгород

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентирования в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

С каждым годом количество автомобилей на дорогах увеличивается. Это становится причиной проблем безопасности не только дорожного движения, но и безопасности поведения пешеходов. Важную роль в ее обеспечении играет формирование навыков безопасного поведения на дорогах, прежде всего, у детей дошкольного возраста. Данный процесс может быть осуществлен через дидактические игры и пособия, которые позволяют детям в доступной форме усвоить правила дорожного движения и научиться их применять в реальной жизни.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Целью обучения является формирование у ребенка навыков безопасного поведения на дороге, а также получение знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Задачи обучения включают в себя:

Знакомство с основными понятиями и терминами дорожного движения;

Обучение детей правилам перехода улицы, посадки и высадки из транспорта;

Формирование знаний о дорожных знаках и их значении;

Развитие качеств, необходимых для безопасного движения

Для обучения детей основам безопасности можно использовать различные дидактические пособия и игры. Вот некоторые из них:

настольные игры, например, “Дорожное движение”, “Перекресток”; «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Наша улица»;

пазлы и головоломки на тему дорожного движения; раскраски с изображением дорожных знаков и ситуаций на дороге; Кквесты по ПДД;

мнемотаблицы; игры ходилки с правилами; моделирование 3Д ручкой дорожных знаков; куб «Мы и дорога»; раскрась автомобиль из глины

Обучение безопасности на дороге должно проводиться в несколько этапов:

#1047;накомство с основными понятиями. На этом этапе дети знакомятся с такими понятиями, как “пешеход”, “водитель”, “дорога”, “перекресток” и т.д. Иллюстративным материалом могут послужить игровые модели дорожных знаков, картинки, настольные игры.

#1048;зучение правил перехода улицы. На данном этапе дети узнают о том, как правильно переходить улицу, какие знаки и сигналы светофора разрешают переход. Изучение этого материала может происходить в игровой форме – через настольные игры и пазлы, на которых изображены различные ситуации на дороге.

#1048;зучение дорожных знаков. На этом этапе ребенок узнает о различных дорожных знаках, их назначении и правилах поведения на дороге в соответствии с этими знаками. Для этого используются раскраски, игровые модели дорожных знаков настольные и подвижные игры, целью которых является приобретение ребенком умения определять, какой знак изображен на картинке и как он называется.

На последнем этапе дети применяют полученные знания на практике, играя в ролевые подвижные игры, в которых они выступают в роли водителей или пешеходов. Это помогает им лучше усвоить правила и научиться применять их в реальных ситуациях.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективно осуществляется в игровой форме. Обучая ребёнка правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребёнком. От того как взрослые сумеют научить 11 ребёнка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Содержание игры должно быть продуманным и отвечать её целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному движению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.

Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей действительности, освоить социальные нормы и смыслы человеческих отношений.

Самоконтроль, механизм управления своим поведением - подчинение правилам- складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности; является одним из новообразований старшего дошкольного возраста ( Д.Б.Эльконин).

Таким образом, использование дидактических игр и пособий является эффективным способом формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности поведения на дороге. Разнообразный формат обучающего материала помогает детям усвоить основные правила дорожного движения, научиться распознавать дорожные знаки и применять полученные знания в реальных ситуациях на дороге.

За период работы в практикуемой мною системе, я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года.

Результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною системы работы.

Я с уверенностью могу сказать, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения. У детей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам уровень знаний детей значительно повысился.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по ПДД. Я буду продолжать работу в этом направлении, т. к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.

Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения на дороге у дошкольников

Презентация содержит материал по теме для родителей и в помощь воспитателям для родительских собраний....

План по самообразованию «Формирование основ безопасного поведения на дороге».

Передача детям знаний о правилах безопасного поведения на дороге...

Формирование основ безопасного поведения на дороге

Дети дошкольного возраста не могут осознать опасность, возникшую на дорогах, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, у них ещё не выраб...

Конспект открытого интегрированного мероприятия НОД для детей подгот. группы (6 -7 лет) по областям «Социально–коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) и "Художественно-эстетическое развитие" Тема:"Цветик –семицветик"

Цель: создать условие для формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.Задачи:Ø  Создать условие для формирования знаний о правилах дорожного движения;Ø  Р...

«Организация работы с родителями по формированию основ безопасного поведения на дороге у дошкольников»

Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так в...

Проект «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у де-тей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» «Мы, молодое поколение – за безопасное движение»

Материал способствует формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....